Что произошло

В кодексе этики членов ОНК появилось три нововведения. Теперь члены комиссии не имеют права:

  1. Распространять информацию, полученную в ходе исполнения обязанностей, от имени всей комиссии без согласования с другими ее членами.
  2. Допускать неуважительного отношения к своим коллегам, представителям органов государственной власти и администрации мест принудительного содержания, к лицам, находящимся в этих учреждениях.
  3. Разглашать информацию, полученную в ходе проведения контроля от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, без их разрешения.

Что это значит

Бывший член ОНК Марина Литвинович рассказала «‎Снобу», что самое важное из новых требований — необходимость получать согласие на разглашение информации от людей, находящихся в СИЗО и колониях: «‎Проблема в том, что на человека, сидящего в тюрьме, очень легко надавить, потому что он сильно зависит от администрации учреждения, которое фактически распоряжается его жизнью. Заключенному могут угрожать, требуя не давать члену ОНК разрешение разглашать определенную информацию»‎.

Литвинович напомнила, что до новой редакции кодекса этики члены ОНК должны были получать от заключенных разрешение только на публикацию медицинской информации и фото лица или побоев: «‎У нас были случаи, когда у одного заключенного гнила нога, и ему не оказывали медпомощь. Он разрешил нам сфотографировать его и дал согласие на публикацию фото. Я пришла домой, и через пару часов после встречи с ним мне на почту пришло письмо, подписанное этим человеком. В письме было написано: "Я отзываю согласие, данное мной на публикацию фотографии моей ноги". В результате я не опубликовала фото, он не получил помощь».

Евгений-Разумный-Ведомости-ТАСС-Text.jpg

По словам Литвинович, заключенный может отозвать свое согласие на разглашение определенной информации уже после того, как она будет опубликована. Тогда, по новым правилам, члена ОНК могут исключить. «‎Это приведет к тому, что члены ОНК станут просто молчать. Это очередной шаг к уничтожению общественного контроля. Я связываю нововведения с моей прошлой деятельностью. Они никому не хотят давать возможности высказываться так же активно, как когда-то высказывалась я»‎, — считает Литвинович.

Ее бывшая коллега по ОНК Ева Меркачева считает, что новый кодекс по сути означает «уничтожение ОНК». При этом ответственный секретарь комиссии Алексей Мельников заявил «Подъему», что подобные ограничения существовали и раньше. «Они [Литвинович и Меркачева] всегда что-то критикуют. Чья бы корова мычала. Я всегда выступал за то, чтобы были более понятны и регламентированы некоторые пункты в кодексе этики. По большому счету, ничего особо и не изменилось», — подчеркнул Мельников.

Что в последнее время происходило с ОНК

В начале апреля Марину Литвинович исключили из ОНК. Общественная палата РФ обвинила ее в нарушении закона о комиссии, регламента ОНК и кодекса этики ее членов. Сама Литвинович считает, что причина в другом — ранее в интервью «Снобу» она рассказала, что связывает свое исключение с правозащитной деятельностью: «Уверена, что следователи ФСБ на меня зуб точили уже давно, потому что они привыкли работать в "тишине"».

Благодаря работе членов комиссии, например, самой Марины Литвинович стало известно:

  • о коллапсе с размещением арестованных во время зимних акций протеста;
  • о пытках в СИЗО «через приседания»;
  • об изъятии писем и посылок у Сергея Фургала;
  • о жалобах арестованных по делу Ивана Голунова полицейских на давление следствия.

Подготовили Асхад Бзегежев и Кристина Боровикова

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь