Первое событие — премьера фильма-беседы «Тайная вечеря 90-х. История в лицах» на YouTube-канале Музея Москвы. Это двухсерийное интервью с участниками выставки «Уют и Разум» — Александром Мареевым, Егором Дмитриевым, Сергеем Шутовым, Василием Смирновым и Андреем Соболевым. Куратор Дарья Тишкова и арт-менеджер Елена Бугакова поговорили с художниками о концептуальной традиции, свободе и новых медиа, а также об отношениях с галереями и коллегами по цеху и сохранении собственной индивидуальности в групповом искусстве.

30 июня в 19:30 в Летнем кинотеатре Музея Москвы и Каро пройдет дискуссия «Рейв как стиль искусства». Партнер дискуссии — издание Москвич Mag. В событии участвуют создатель клуба и одноименного журнала «Птюч», издатель журнала Москвич Mag Игорь Шулинский, сооснователь клуба Mutabor и музыкант Наташа Абель, художник Павел Пепперштейн, сооснователь клуба Private 25 Александр Моисеенков и основатель «Силы света» Александр Ус. Участники обсудят развитие рейва и клубной культуры в нашей стране, расцвет этого движения и то, как трансформировалось это культурное направление сейчас.

6 июля в 19:00 в пространстве выставки участники общества «ТаРТу» прочтут стихи собственного сочинения. Встреча пройдет в гибридном формате: офлайн будут присутствовать художник, поэт, перформер и архивист Аркадий Насонов, художник, мыслитель и поэт Сергей Ануфриев и Александр Мареев, художник, график и поэт; онлайн — поэт и спокенворд-артист Александр Дельфинов, художник, поэт и издатель Андрей Соболев. В 1996 году дружеские посиделки поэтов и художников-младоконцептуалистов оформились в тайную группу 1990-х, участники которой совместно писали стихи и тексты, издавали приказы, вели тетради учета, делали коллажи. Название шифрует фразу «Тайна ради тайны» — своеобразный девиз общества, в которое с 1996 до 1999 входили Андрей Соболев, Сергей Ануфриев, Евгений Шелиповский, Аркадий Насонов и другие авторы.

О выставке:

На выставке «Уют и Разум» представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции — выстроены по чертежам художников.

Основа экспозиции — работы художественных групп «Инспекция “Медицинская герменевтика”», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. Вслед за старшим поколением — Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Виталием Комаром, Александром Меламидом, Андреем Монастырским и другими — младоконцептуалисты делают центром своих художественных практик не столько сам объект — картину, рисунок или скульптуру, сколько идею и концепцию, для которой подбирается наиболее подходящая форма воплощения.

Экспозиция поделена на две условные части: пространство, где размещены произведения художников, и пространство, где можно увидеть артефакты художественной жизни 90-х — фотографии, афиши, приглашения и каталоги выставок. Сначала зрители попадают в комнату Павла Пепперштейна на Речном вокзале, где когда-то встречались и обсуждали свои проекты «медгерменевты». Затем их ждет выездная лаборатория «Облачной Комиссии» — юрта с работами и документами участников группы, инопланетные леса «ФенСо» и Сергея Шутова, сказочные герои графики Александра Мареева и Андрея Соболева. В «Комнате архива» раскрывается топография художественной жизни: через каталоги, фотографии и видео будут показаны первые выставки первых московских галерей. В конце пути каждый может попасть на рейв 90-х: посмотреть видеоработы, созданные художниками для вечеринок культового московского клуба «Птюч».

Также специально для проекта по чертежам и эскизам 1990-х годов впервые созданы несколько инсталляций. Художники получили возможность взглянуть на свои идеи 20 лет спустя и реализовать их в залах Музея Москвы. Среди таких работ — «Маршак Поднебесный Таврический (Юрт-каст)» художников Дмитрия Лигейроса и Аркадия Насонова из «Облачной Комиссии», «Комнатка за перегородкой. Государственная квартира на Речном» и «Конец СССР» Сергея Ануфриева, Павла Пепперштейна и Владимира Фёдорова из «Инспекции "Медицинская герменевтика"».