С 6 мая по 14 сентября 2025 года в Музее истории ВМЗ в Выксе пройдет вторая выставка цикла «Путевые заметки». Этот цикл впервые знакомит зрителей с произведениями из частной коллекции Ирины и Анатолия Седых. 

Вторая часть, названная «Путевые заметки. Перекресток», исследует тему выбора и формирования пути коллекционера в области современного искусства. В проект входят работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Евгения Рухина, Евгения Михнова-Войтенко, Ирины Затуловской и Ирины Кориной. Куратор выставки — Моника Норс.

Проект «Путевые заметки» — это четыре экспозиции, которые можно воспринимать как путешествие с различными остановками и развилками. Каждая из выставок раскрывает новый этап этого пути — от начальных ориентиров до осознанных поворотов и возвращений к важным темам и именам. Таким образом, коллекция семьи Седых становится живым и изменяющимся пространством смыслов. 

«Мы верим, что произведения искусства рождаются в диалоге, и этот диалог невозможен без зрителя. Поэтому для нас было принципиально важно, чтобы первый публичный показ собрания состоялся именно в Выксе — городе, с которым нас многое связывает. И символично, что в центре второй выставки — тема выбора, внутреннего перекрестка», — отметила председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых.

Вторая часть цикла акцентирует внимание на процессе выбора как на глубоком внутреннем размышлении. Это ключевой момент, когда коллекционер определяет, какие работы стоит включить в собрание, за каким творчеством следить и какой сделать следующий шаг.

В проекте представлены работы авторов разных поколений и направлений. Здесь встречаются концептуальная графика, живопись, скульптура и шелкография, что позволяет увидеть трансформацию языка искусства. Выставка построена как маршрут, проходящий через три смысловые зоны: импульсы и замедления, пересечения и столкновения, случайности и последствия.

Виталий Пушницкий. «Остров 5». 2024
Виталий Пушницкий. «Остров 5». 2024 Фото предоставлено пресс-службой

Первая зона посвящена моменту выбора, когда внимание сосредоточено на знаках и внутренних импульсах. Это состояние ожидания представлено, например, в работе Николая Касаткина «Начало», где фигура мальчика застывает перед бескрайним белым пространством, символизируя открытость и неопределенность выбора. 

Во втором разделе выставки, посвященном пересечениям и столкновениям, среди прочих работ представлено произведение Егора Крафта «CAS_04 Parthenon_South_XI_31». Художник с помощью алгоритмов машинного обучения восстановил утраченные элементы древнегреческого фриза Парфенона. Это размышление о природе исторической памяти, утрате контроля над прошлым и превращении его в сгенерированную форму знаний. 

Завершает маршрут зона последствий — пространство рефлексии над уже сделанным выбором. Здесь в фокусе оказываются чувства, сопутствующие принятию решений и их осмыслению. В работе Виктора Пивоварова «Ночные слезы». Мягкий свет и одиночная фигура в комнате создают атмосферу внутреннего диалога. Спектр переживаний заполняет пространство, и словно подвешивает в воздухе вопросы, которые мы боимся себе задавать.

Выкса будет местом действия всего цикла Путевые заметки, который продлится до сентября 2026 года и продолжит разговор о современном искусстве, памяти и личном взгляде на культуру.

Первый раздел был представлен в Музее истории ВМЗ с декабря 2024 по апрель 2025 года. Он познакомил зрителей со спецификой коллекции: от нонконформистов до молодых художников последних лет. Коллекция семьи Седых начала формироваться в 1990-е годы, и за три десятилетия выросла до более чем 1000 работ, в числе которых живопись, скульптура, графика, фотография и инсталляция.