
Роман Анри Барбюса, люди в очередях и футбол с черепом: семь лучших работ с выставки «Александр Дейнека. Контуры Победы»
Заграничный паспорт Александра Дейнеки

Среди экспонатов, раскрывающих биографию художника, особое внимание привлекает паспорт Александра Дейнеки — документ, выданный ему в 1934 году перед первой зарубежной поездкой. Этот артефакт превращается в визуальную хронику перемещений художника, фиксируя не только географию его путешествий, но и динамику культурного диалога между СССР и Западом. В 1934 году, направляясь в Соединенные Штаты, Дейнека следует маршрутом через Германию, откуда на трансатлантическом лайнере достигает Нью-Йорка. Целью поездки стало участие в масштабной выставке «Советское искусство», организованной совместно с Филадельфийским музеем искусств, Американо-русским институтом и Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей. Однако значение этой командировки вышло далеко за рамки официального мероприятия. Посещение США, Франции и Италии не только расширило его художественный горизонт, но и заставило переосмыслить собственную идентичность в контексте глобального искусства.
Книга Анри Барбюса «В огне» с иллюстрациями Александра Дейнеки

Интересно издание романа Анри Барбюса «В огне», дополненное графическими работами Александра Дейнеки. Книга не только знакомит с антивоенным манифестом французского писателя, но и раскрывает ранний этап становления мастера, задолго предшествующий его знаменитым полотнам о Великой Отечественной войне. Война на протяжении многих тысячелетий находит свое отражение в его искусстве. Анри Барбюс, доброволец Первой мировой, превратил личный фронтовой опыт в пронзительную хронику окопного ада. Его роман, удостоенный Гонкуровской премии в 1916 году, стал голосом, разоблачающим ужасы войны. Для Дейнеки эта книга оказалась созвучной внутреннему поиску: в 1927 году он создает первую серию иллюстраций, когда «Огонь» выходит в «Роман-газете», а в 1934-м — переосмысливает их, готовя версию для издания 1935 года.
«6 октября 42 г. по Никитской ул.», 1942 г.

В военные годы Александр Дейнека жил в доме Наркомфина. Улицы и переулки Патриарших были вплетены в маршрут художника. Каждый поворот, каждый фасад, каждый двор нес свое повествование. Дети, играющие в футбол черепом, кажутся вымышленными, но на самом деле художник показал реалии того времени. Его способность живо и ярко объединять жизнь и смерть в одном произведении можно наблюдать на протяжении всего творческого пути: дети даже в самых страшных реалиях остаются детьми.
«В очереди», 1942-1944 гг.

Несколько графических работ Александра Дейнеки, посвященных людям в очередях, фиксируют изнурительное ожидание тех, кого война оставила без крова и права на привычную жизнь. Сгорбленные фигуры лишены героического пафоса, но именно в их хрупкости — сила подлинности. Художник не приукрашивает реальность. Эти скромные силуэты, к которым Дейнека возвращался неоднократно, стали основой для полотна «В оккупации» 1944 года. Контрастируя с монументальными образами других работ военного времени, люди в очередях раскрывают другую грань таланта Дейнеки — умение видеть вселенскую драму в малом. Он не противопоставляет героическое и обыденное. Его искусство передает трагедию времени через повседневные сцены, сохраняя в них достоинство и человечность.
«Сбитый ас», 1943 г.

Для Дейнеки небо становится не просто фоном, а символом эпохи. Меняя сотни окрасов за день, оно поражает разнообразием своей палитры, заставляя мастера искать новые формы и приёмы изобразительного языка. В его работах мы нередко смотрим вверх — в военные годы небо становится ареной трагедии. Оно наполнилось фашистскими захватчиками, и некогда мирные образы покорителей небес получили совершенно новую окраску.
«Рука», 1942 г.

В истории советского искусства полотно Александра Дейнеки «Оборона Севастополя» 1942 года занимает особое место. На картине ужас войны превращается в эстетику сопротивления. Масштабная работа требовала тщательной подготовки, разработки образов и ракурсов. Дейнека не видел это событие лично, но смог проникнуться им по фотографиям и воспоминаниям очевидцев. В результате этих художественных изысканий появляется знаменитый образ матроса, который, собрав свои силы и волю, замахивается с гранатой в руках, чтобы сделать последнее, решающее движение.
Эскиз проекта памятника, 1944 г.

Отдельного внимания заслуживают эскизы Александра Дейнеки, созданные для проектов военных памятников. На одном из них — танк, взмывающий на постамент, и фигуры солдат. Даже в камерном формате графического листа художник сохраняет свой фирменный ритм: линии словно пульсируют энергией движения, а композиция строится по диагонали, подчёркивая порыв к победе. Эти наброски — не просто технические зарисовки, а идеи, позже воплотившиеся в монументальных памятниках и в масштабных полотнах. Параллели особенно ярко проявляются в графической работе «Танки идут на фронт. Белорусский вокзал» из серии «Москва военная» 1946–1947 годов. Синхронность движения превращает отдельные образы в символы коллективной воли, где каждый элемент непрерывно стремится к победе.