Варламовы, Верзилов, Боганцев и Гинзбург приехали в Африку как туристы. 13 января они прибыли в аэропорт Капоэты, чтобы отправиться в Джубу — столицу Южного Судана. По словам Варламова, в аэропорту «какие-то военные или чекисты местные» начали обыскивать багаж россиян и нашли там пульт от дрона. Самого беспилотника в багаже не было, поскольку его изъяли в Уганде, где компания была до Южного Судана.

Силовики решили, что туристы запускали дрон и, по словам Верзилова, могли вести «съемку военных объектов». В итоге компанию россиян задержали и доставили в отдел полиции. Военные объявили, что изымут у туристов телефоны и будут допрашивать группу. Позднее они сообщили, что все россияне арестованы. Варламов и Верзилов рассказали, что их поместили в местную тюрьму, и опубликовали видео оттуда.

Заведующий консульским отделом в посольстве России в Уганде Евгений Парастаев рассказал «Снобу», что задержанные обратились к дипломатам за консульской помощью. «Мы ее оказываем. В настоящий момент мы пытаемся разговаривать с южносуданскими властями», — заявил Парастаев. Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов после разговора с Верзиловым пояснил, что туристы обратились в посольство в Уганде, поскольку российского представительства в Южном Судане нет. По его словам, судьбу задержанных также пытается решить посол Канады — у Верзилова есть канадский паспорт.

Обновление: Блогера Илью Варламова, участника Pussy Riot Петра Верзилова и других hоссиян, задержанных в Южном Судане отпустили, сообщили в МИД России. Сейчас решаются вопросы об их выезде из страны.

Откуда взялся дрон

Вместе с Варламовыми, Верзиловым, Боганцевым и Гинзбургом ранее путешествовал журналист Илья Красильщик. После сообщений о задержании он написал в своем твиттере, что дрон, о котором идет речь, находится у него. «Он был конфискован угандийской таможней и я вчера вытаскивал его в аэропорту Энтеббе. (…) Точнее, дрон в моем чемодане, который не приехал», — рассказал Красильщик. Судя по соцсетям журналиста, сам он уже вернулся в Россию.

В фейсбуке Красильщик добавил, что у него есть точно такой же дрон, но на таможне его не изъяли. Оба устройства — в чемодане, который потеряла авиакомпания Turkish Airlines.

Опасно ли путешествовать по Южному Судану

Южный Судан — молодая страна. Она образовалась только в 2011 году в результате 20-летней войны, отделившись от Судана. В государстве до сих пор нет ни экономической, ни политической стабильности, рассказал «Снобу» Юрий Зинин — старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО. Сам Судан получил независимость от Великобритании в 1956 году, после чего в стране и начались различные катаклизмы, связанные с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Так, на севере Судана исповедуют ислам, а на юге, который отделился — христианство или традиционные африканские религии.

«В таких условиях поездка туда естественно представляет собой определенную опасность. Местные силы безопасности относятся к европейцам очень настороженно. Поэтому их появление в стране может вызвать определенные подозрения. Дело в том, что во время войны евразийские страны занимали разные позиции по конфликту в Судане — одни поддерживали юг, другие — центральное правительство. При этом официально отношения России с Южным Суданом вполне корректные, эта страна настроена на развитие сотрудничества с нами», — пояснил «Снобу» Зинин.

Зинин считает, что задержание из-за дрона связано с подозрительностью: в стране — включая Капоэту, в которой задержали россиян — есть повстанцы, которые могут не подчиняться центральному правительству и использовать беспилотники для разведки. Посольство в Уганде, указал также главред «Медиазоны», предполагает, что регион, в котором находятся россияне, контролирует оппозиция, которая не настроена принимать указания из Джубы.

«Вряд ли можно ожидать, что в местных силах безопасности работает какая-то профессура. Им дают указание задерживать всех подозрительных, и они хватают людей. Тем более, белый человек — это как если бы у нас на Алтае появился человек из Конго. Конечно, он сразу привлечет внимание. Поэтому в этом плане часто возникают инциденты на пустом месте из-за опасений местной полиции. Это обычные явления для страны, в которой нет большого туристического потока, как, например, в Кении и Танзании. Можно, конечно, приехать на отдых в ту самую Капоэту — это красивый, теплый городок, только вокруг него находятся минные поля», — заключил в разговоре со «Снобом» Зинин.

Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь