HoReCa: главные тренды и вызовы для бизнеса
Цифровизация и персонализация остаются главными трендами в гостиничном и ресторанном бизнесе, считает исполнительный директор Школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня. Об этом он рассказывает в преддверии бизнес-форума для представителей индустрии гостеприимства Synergy Horeca Forum, который пройдет 22 и 23 августа в Москве
Актуальные проблемы российских предпринимателей
Одна из основных проблем — высокий уровень конкуренции. В больших городах России огромное количество гостиниц и ресторанов и, как следствие, острая необходимость в постоянном привлечении клиентов.
Вторая проблема — недостаток квалифицированных кадров. Работа в гостинично-ресторанной индустрии требует определенных навыков и знаний, и найти подходящих специалистов может быть сложно. При этом высокая текучка кадров может негативно сказываться на качестве обслуживания и уровне сервиса.
В связи с уходом западных сервисов бронирования отелей российский гостиничный бизнес столкнулся с трудностями в маркетинге и продажах. Новые каналы продвижения менее эффективны по сравнению с привычными. Теперь многие путешественники ищут отели через поисковые системы и социальные сети, сами находят сайты, группы и каналы отелей. В то же время стремительно растут отечественные платформы для бронирования, которые в ближайшее время полностью заменят популярные ранее площадки и наберут большую аудиторию постоянных пользователей.
Наконец, нельзя не сказать о проблеме сезонности. В зависимости от местоположения, периоды повышенного спроса у гостиниц и ресторанов могут чередоваться с месяцами низкой загрузки. Это создает финансовые трудности и требует разработки стратегий для привлечения клиентов в низкий сезон.
Тренды рынка в 2023 году
Последние несколько лет во всех сферах бизнеса главным трендом остается цифровизация. Horeca не исключение: в этом сегменте внедряют искусственный интеллект для автоматизации рутинных процессов, разрабатывают и внедряют инновационные решения, такие как использование роботов и дронов для доставки заказов. Выигрывают те, кто готов быстро учиться и менять свои бизнес-модели в соответствии с требованиями времени.
После пандемии 2020 года рынок начал развиваться в сторону бесконтактного обслуживания клиентов. Многие рестораны перешли на онлайн-заказы и цифровое меню, а в крупном гостиничном бизнесе вводят бесконтактную связь с персоналом отеля, используя голосовых помощников. Инновации связаны с запросом клиентов на минимальное взаимодействие с персоналом и помогают эффективно решать проблему человеческого фактора, снижая количество ошибок сотрудников.
Персонализация также играет важную роль в развитии сегмента. Игроки стараются сформировать индивидуальные решения и услуги — меню, спецпредложения, скидки, обслуживание, — учитывая потребности и предпочтения каждого клиента.
Владельцы гостинично-ресторанного бизнеса, как никто другой, знают, что понимание потребностей клиента — ключевой фактор успеха. Поэтому они должны знать обо всех новых трендах, в первую очередь в области маркетинга, соцсетей и дизайна. Гостей интересуют интерьер и блюда, которые будут красиво смотреться на фотографиях, а короткие видео в соцсетях могут привлечь больше посетителей, чем реклама на крупных федеральных платформах. Те предприниматели, кто быстро понял важность социальных сетей, стали успешными в бизнесе.
Опыт последних трех лет показал, что преуспевать на рынке могут только те компании, которые способны быстро перестраивать свои процессы под новую реальность. И роль маркетинга в этом — одна из ключевых.
Управление бизнесом в сфере HoReCa требует широкого спектра знаний, включая финансовое планирование, маркетинг, управление персоналом и операционную эффективность. Чтобы получить срез актуальных трендов рынка и найти новые идеи, важно посещать отраслевые мероприятия, которые собирают текущую экспертизу игроков на одной площадке. Одним из таких мероприятий станет Synergy Horeca Forum, который пройдет 22–23 августа.