Никита Макаров в мастерской 
Никита Макаров в мастерской  Фото: пресс-служба

Очарование вне времени и тонкая элегантность фарфора позволяют ему оставаться в моде всегда. Изысканная полупрозрачность и сложная детализация произведений искусства из фарфора на протяжении веков несут в себе след времени, художественно отражая исторический контекст и личные истории знаковых фигур эпохи. Будучи глубоко погруженным в мир искусства, я с большим трепетом отношусь к коллекционированию художественных произведений. Есть как минимум два подхода к коллекционированию: собирать и использовать в быту, а также сохранять, как в музее.

Почему керамика и фарфор

В разгар цифровой эпохи подлинность и человеческая природа вещей получили особую ценность. Предметы ручной работы, такие как керамика и фарфор, сохраняют в себе тепло человеческих рук и художественный замысел — подобное содержание не получится вложить в вещь с помощью искусственного интеллекта или любого машинного производства, пусть даже превосходящего возможности человеческого организма. Людям просто необходимо жить рядом с вещами, в которых хранится живая идея, натуральная пластика, красота и частичка души мастера. В противном случае человек чувствует себя одиноким.

Блюдо с Вдадыками Муфлонами
Блюдо с Вдадыками Муфлонами Фото: пресс-служба

Как оценить предмет для коллекции

Вероятно, нет более индивидуальной вещи, чем коллекционирование. Конечно, если речь идет о целесообразности вложения денег, то главной рекомендацией будут проверенные аукционами, ярмарками и спросом современные имена. 

Если мы обращаемся к прошлому, стоит положить глаз на фарфоровые мануфактуры прошедших столетий вроде завода А. Г. Попова или фабрики братьев Корниловых. Это дорогие во всех отношениях и безумно редкие вещи, появившиеся на свет в очень короткий период существования этих уникальных производств.

Также невозможно не сказать о таких мастерах советского периода, как Чехонин, Щекатихина-Потоцкая и Данько — эти великие имена навсегда вписаны в мировую историю керамического искусства. И самое главное — нужно покупать вещи, с которыми вам будет комфортно жить, к которым вы будете испытывать чувство почти родственной близости.

Где охотиться за предметами

Один из самых простых способов — платформа Bidspirit, объединяющая все аукционные дома. Это облегчит поиск специальных площадок, посвященных декоративно-прикладному искусству или даже исключительно фарфору и керамическим предметам. Но если вы искатель приключений, исследуйте керамические магазины, не участвующие в аукционных торгах, но нередко хранящие в себе настоящие сокровища. Ну, и конечно же, ярмарки современного искусства. Однако на них вряд ли получится найти фарфор — он предполагает определенные производственные мощности, которыми редко располагают художники.

Что важно учесть при покупке винтажного фарфора

Запас прочности предмета и план взаимодействия с ним — главные критерии. Будет ли изделие выполнять свою функцию (если это, к примеру, пиала или любая другая имеющая бытовое назначение вещь), или же займет почетное место на полке — важно рассчитывать детали. В отличие от бронзы или камня, фарфор редко проходит сквозь годы нетронутым, поэтому предметы в идеальной сохранности стоят немалых денег. 

Значительную долю от ценности фарфора периода русского ампира или предметов вышеупомянутых мануфактур составляет факт того, что они часть бурной и непредсказуемой истории нашей страны — настолько хрупкому искусству уцелеть было крайне непросто. Отреставрированные вещи, к слову, далеко не всегда равнозначны плохой покупке, хорошая реставрация может очень изящно подчеркивать историю фарфорового изделия.

О роли искусства

Серьезное концептуальное искусство нужно для того, чтобы думать — рефлексировать, задаваться вопросами, продолжать в своей голове мысль, заложенную в произведении автором. Декоративно-прикладное искусство же преображает нашу повседневность, без него бытовая рутина абсолютно теряет привлекательность, скудеет и обесточивается. Древние греки считали, что только по-настоящему совершенные пластические дисциплины достойны человеческого взгляда, ведь человек — венец божественного творения. Искусство должно давать ответы и стремиться к тому, чтобы сделать человека и мир лучше, изящнее, «сложнее».

В мастерской Никиты Макарова
В мастерской Никиты Макарова Фото: пресс-служба

Фарфор в интерьере

Традиционное отношение к домашним предметам быта — сложная и всепроникающая дисциплина. В интерьере русской усадьбы XVIII–XIX веков фарфор имел свое место, как и любая другая декоративная пластика: специальные консоли для ваз, кашпо для цветов, которые вставлялись в созданные мастерами жардиньерки. Каждая вещь соответствовала мебельному стилю, а мебельный стиль отвечал художественному языку эпохи: ампир, барокко, рококо, буль, ар-деко. Это сложный и непривычный для современного человека образ организации пространства.

Но, вообще, все зависит от того, насколько вы стремитесь сохранить предметы, которыми обладаете. Например, оградить фарфор от домашних питомцев и маленьких детей — необходимый минимум.

Где искать винтажный фарфор

Фарфор и керамика прекрасно представлены в отечественных музеях: Керамарх в Петербурге, музей-заповедник Абрамцево, коллекция керамики в Коломенском музее-заповеднике и, конечно, усадьба Кусково, где хранится гигантское фарфоровое наследие. Замечательный музей есть на Обводном канале в Петербурге, на втором этаже здания Императорского фарфорового завода — прекрасное собрание советского периода 1920–1930-х годов.