Репортаж... с авиашоу в Фарнборо!
Не было ничего проще попасть в эти дни в Фарнборо на "Авиашоу-2014". Если вас не смущали переполненные пригородные поезда и многочасовые заторы на автомобильных дорогах! Мне посчастливилось этим летом жить в Фарнборо "на даче". И я мог наблюдать из окна своей комнаты показательные полёты ещё на стадии заключения коммерческих договоров. Глубокие виражи гражданских и военных самолётов самого различного назначения вызывали у меня лишь сочувствие птицам: приближающийся гул современных лайнеров в панике поднимал их с деревьев стаями. В принципе, я вполне мог удовлетвориться виденным из окна. Но за два дня до открытия Салона решил всё-таки преодолеть лень и пройти к знаменитому аэродрому. И не пожалел! С улицы Фарнборо Роуд, ведущей со станции, я прямиком вышел на паб «Сван инн» с полуторастолетней историей. Изюминкой его стал большой пивной сад во дворе и примыкающая к нему площадка на возвышении, с которой видна взлётно-посадочная полоса. Конечно, я захотел пройти туда. Но два охранника стояли у входа и вежливо объясняли: «Если возьмёте пинту пива, то получите красный штампик на тыльной стороне ладони. И тогда пожалуйста!"... Выяснилось, что на эту уникальную площадку собираются, прежде всего, фотолюбители и неаккредитованные корреспонденты с весьма замысловатой фотоаппаратурой… Я сидел с листочком бумаги, а они располагались на траве, и когда слышали шум приближающегося для посадки самолёта, мгновенно вставали и выставляли свои объективы… Обычно, если я захожу в пабы, то максимум на полчаса. А тут просидел с часу дня до пяти, пока не закончились коммерческие показательные полёты. Под палящими лучами солнца, изредка скрывавшегося за облаками, было совсем не скучно. К тому же, всё тут дышало историей! Рядом стоял памятник авиатору Самюэлю Франклину Коди, построившему и поднявшему в воздух на этом аэродроме первый в Англии самолёт. Это случилось 16 октября 1908 года. Теперь же в непосредственной близости от лётного поля я наблюдал воздушные фигуры, виражи, мертвые петли, взлёты современных гражданских лайнеров и огромных бомбардировщиков, включая знаменитый «Тайфун»… Все они шли на посадку в буквальном смысле над моей головой высотой не более 20-50 метров… Самым большим сюрпризом оказалось то, что при посадке этих «больших птичек» вовсе не требовалось даже зажимать уши… Информатор, рассказывая о каждой из этих современных гражданских и боевых машин, подчёркивал, что одно из их достоинств - в пониженном уровне шума и использовании экологически чистого топлива, которым эти машины заправляются… Кстати, благодаря этому информатору, я смог представить себе, что означало организовать показательный полёт, например, «летающей крепости» под названием «Тайфун». Прежде чем разрешить подняться в воздух этой махине, диспетчерские службы должны были согласовать этот полёт со службами аэропортов Гатвиг и Хитроу…А тем временем к сидевшим за столом, как и ко мне, подходил служитель паба и если видел пустые бокалы… предлагал взять что-то в баре, чтобы купить право продолжать сидеть тут. Кстати, выручка шла на цели благотворительности….Так что я помимо фиш энд чипс ел тут прекрасный жареный картофель, пил кока-колу со льдом и наблюдал за полётами самых современных самолётов, представлявших множество стран... кроме России. Члены российской делегации… имели головную боль с получением виз. Их в Фарнборо не пустили. И, похоже, не только из-за Украины, но и используя этот ресурс, чтобы устранить сильных конкурентов… Ну что, коммерция есть коммерция! Впрочем, это не помешало российской авиакомпании гражданской авиации «Трансаэро» заключить тут сделку и прикупить аэробусов на 5 с лишним миллиардов евро… Я же из-за солнца имел в прямом смысле головную боль. Потому из носового платка соорудил шапочку. Когда мои студенты увидели фотографию в этой" шапочке", они произнесли naff. Что, кажется, означало чокнутый, в чём я не уверен! Точный перевод я найти не смог.