Майские дни. В эти дни вспоминают совсем не «очень пожилых мужчин и женщин» - в эти дни они приходят к нам живыми и молодыми. Приходят живыми и те, кто вернулся с войны и те, кто остался там - разговорами, тостами, фильмами, песнями, . Размышлениями об их судьбах, избавлениями от стереотипов, пафоса и «игры в войнушку».

Вчера на почте: - Натуль, позвони мне сейчас с мобилы, а то у меня № пропал

- Сань, я не в Москве, я в Абхазии.  Давай письмом.

Хочу рассылать про маму по разным радио-редакциям.  Понять не могу почему забыта известнейшая в 1950х-60х меццо сопрано Н К Поставничева.

Дети не могут понять, почему забыты родители, которых слушали, читали, экранным героям которых подражали, а билеты на спектакли или концерты с их участием дарили на дни рожденья. Сашка Цейц, Сан Сергеич – сын Нины Константиновны Поставничевой и Сергея Сергеевича Цейца. Мой пожизненный приятель, ближайший сосед.

- Здравствуйте, Нина Константиновна. Как дела?

- Добрый день, Наточка. Спасибо, вроде, всенормально. Только опять не работает стиральная машина. 

Похожее … изо дня в день. Бытовые дела нашего дома-скворешника. Пришел день - ушла от нас на Ваганьковское кладбище очень пожилая женщина - остался на стене «парадный» портрет молодой певицы в концертном платье. Саша иногда: «Надо же. Был у мамы, идет пара: «Смотри – Поставничева». Помнят».

- Подожди, Сань. Не грусти – не гундось. Ты ж сам артист, сам понимаешь, как время «стирает ластиком». Давай хоть немножко расскажем. 

- ...  в те годы её голос звучал по всем радио программам Композиторы и поэты-песенники того времени   приходили с просьбой:”Нин, мы тут написали новую песню, вынеси ты её  в люди” Это же было! Вспомните “Берёзу» в её исполнении - в зале плакали. А посмотрите на иконостас из орденских колодок на груди у заслуженной артистки и сколько боевых наград. Она пела с кузова полуторки, у которого были откинуты борта, а пианино было привязано к задней стенке кабины. И всё это на линии фронта.  А её шефская работа после войны в ограниченых частях наших войск за рубежом! Мама преподавала вокал Академическом музыкального училища при консерватории имени П. И. Чайковского - столько учеников. Многое изменилось, но ведь память осталась. Осталась ведь? Помнишь, рассказывал? Был как-то у мамы, идет пара:: «Смотри, Нина Поставничева». В интернете есть ее записи -  благодаря людям трепетно  собирающим историю творчества солистов того времени. Спасибо им я знаю их».    

- А где родилась? Училась у кого?

- Она в Саратове родилась в семье музыкантов. Московскую Консерваторию заканчивала.  Класс Петренко. Училась в консерватории и уже работала в ансамбле. В те времена, видимо, разрешали консерваторские преподаватели. С 1938 по 1948г. в ансамбле песни и пляски Народного комиссариата внутренних дел. Начальник клуба был Тихонов они звали его Тришка. Вот с ансамблем она и объездила фронты. Мама рассказывала , как она пела с кузова полуторки, вокруг был слышен бой.

- Мама дома разучивала песни , к ней приходил аккомпаниатор  Петр Павлович Никитин, еще с ней работала Ольга Томина..

Клуб ансамбля НКВД находился рядом с 40 гастрономом. Напротив - магазин «Стрела», в котором мы отоваривали карточки. Помню, мама ходила в форме, но пилоточка набекрень, юбочка покороче, голенища сапожек пониже и на каблучках и декольтучка. Как-то  идем мы из магазина домой, а навстречу нам патруль с "ваши документы, ефрейтор" (маме). Изящным движением мама вынула удостоверение из нагрудного кармана. Так они с выпученными глазами чуть не выпрыгнули из сапог и прошептали "Извините".  Дома мы долго смеялись.

- Смеялись они. Чудом живы остались, балбесы. Ладно, эта тема не для сегодняшнего дня. 

- Маленьким я часто бывал в клубе НКВД. Там я впервые увидел Юрия Петровича Любимова. На одной из Новогодних елок он был Шалтай-Болтаем

- Давай, Сань, хором: Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая. Шалтая-Болтая собрать. В интернете проверять будем, верно ли запомнили перевод Маршака?

-Неее! Юрий Петрович и мама были друзьями. Помню, как к ней приходили поэты-песенники и композиторы и просили ее исполнить их песни. Какое-то время после войны она работала солисткой в музыкальном театре им.Станиславского, далее уже работая солисткой радио и телевидения. Уже от радио-телевидения ее посылали с концертными бригадами в ограниченные контингенты советских войск за рубежом.

- Награды. Ты упомянул военные награды.

- Да. За оборону Москвы, Сталинграда, за взятие Берлина и многие другие. Я сейчас живу на даче, ты ж знаешь. Они там, в московской квартире, поэтому сейчас точно тебе все не назову. Много их.

- Сашка, я что-то путаю или она была в Ленинграде в блокаду?

- Увы, не путаешь. Мама была ленинградской блокадницей: в одну из командировок с ансамблем они остались в оккупированном Ленинграде, их долго не могли оттуда вывезти.

- Слушай, она ведь много гастролировала уже от оперного театра «Станиславского с Немировичем-Данченко», от радио с телевидением?

- Еще бы.  в Бельгии, Дании, Польше, ГДР, Румынии, Люксембурге.

- Про радио говорить можно днями. Голос Нины Константиновны звучал вы моем детстве из всех "радио-утюгов". А сколько лет Нина Константиновна преподавала?

- Вокал? Да в общей сложности, 60. Шестьдесят лет. Столько учеников!!!»

С ПРАЗДНИКОМ! Тем, кто с нами «очень пожилыми». Пусть они будут благополучны, любимы, холимы близкими. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ тем, кто молодыми портретами на стенах.

Нина Поставничева «Песенка новоселов» Музыка –  Музыка - П. Аедоницкий. слова - Ю. Полухин. Запись 1950 года.

 Нина Поставничева. Снежный вальс. Музыка - Людмила Лядова (фото), слова - Георгий Ходосов