Майские дни. В эти дни вспоминают совсем не «очень пожилых мужчин и женщин» - в эти дни они приходят к нам живыми и молодыми. Приходят живыми и те, кто вернулся с войны и те, кто остался там - разговорами, тостами, фильмами, песнями, . Размышлениями об их судьбах, избавлениями от стереотипов, пафоса и «игры в войнушку».
Вчера на почте: - Натуль, позвони мне сейчас с мобилы, а то у меня № пропал
- Сань, я не в Москве, я в Абхазии. Давай письмом.
- Хочу рассылать про маму по разным радио-редакциям. Понять не могу почему забыта известнейшая в 1950х-60х меццо сопрано Н К Поставничева.
Дети не могут понять, почему забыты родители, которых слушали, читали, экранным героям которых подражали, а билеты на спектакли или концерты с их участием дарили на дни рожденья. Сашка Цейц, Сан Сергеич – сын Нины Константиновны Поставничевой и Сергея Сергеевича Цейца. Мой пожизненный приятель, ближайший сосед.
- Здравствуйте, Нина Константиновна. Как дела?
- Добрый день, Наточка. Спасибо, вроде, всенормально. Только опять не работает стиральная машина.
Похожее … изо дня в день. Бытовые дела нашего дома-скворешника. Пришел день - ушла от нас на Ваганьковское кладбище очень пожилая женщина - остался на стене «парадный» портрет молодой певицы в концертном платье. Саша иногда: «Надо же. Был у мамы, идет пара: «Смотри – Поставничева». Помнят».
- Подожди, Сань. Не грусти – не гундось. Ты ж сам артист, сам понимаешь, как время «стирает ластиком». Давай хоть немножко расскажем.
- ... в те годы её голос звучал по всем радио программам Композиторы и поэты-песенники того времени приходили с просьбой:”Нин, мы тут написали новую песню, вынеси ты её в люди” Это же было! Вспомните “Берёзу» в её исполнении - в зале плакали. А посмотрите на иконостас из орденских колодок на груди у заслуженной артистки и сколько боевых наград. Она пела с кузова полуторки, у которого были откинуты борта, а пианино было привязано к задней стенке кабины. И всё это на линии фронта. А её шефская работа после войны в ограниченых частях наших войск за рубежом! Мама преподавала вокал Академическом музыкального училища при консерватории имени П. И. Чайковского - столько учеников. Многое изменилось, но ведь память осталась. Осталась ведь? Помнишь, рассказывал? Был как-то у мамы, идет пара:: «Смотри, Нина Поставничева». В интернете есть ее записи - благодаря людям трепетно собирающим историю творчества солистов того времени. Спасибо им я знаю их».
- А где родилась? Училась у кого?
- Она в Саратове родилась в семье музыкантов. Московскую Консерваторию заканчивала. Класс Петренко. Училась в консерватории и уже работала в ансамбле. В те времена, видимо, разрешали консерваторские преподаватели. С 1938 по 1948г. в ансамбле песни и пляски Народного комиссариата внутренних дел. Начальник клуба был Тихонов они звали его Тришка. Вот с ансамблем она и объездила фронты. Мама рассказывала , как она пела с кузова полуторки, вокруг был слышен бой.
- Мама дома разучивала песни , к ней приходил аккомпаниатор Петр Павлович Никитин, еще с ней работала Ольга Томина..
Клуб ансамбля НКВД находился рядом с 40 гастрономом. Напротив - магазин «Стрела», в котором мы отоваривали карточки. Помню, мама ходила в форме, но пилоточка набекрень, юбочка покороче, голенища сапожек пониже и на каблучках и декольтучка. Как-то идем мы из магазина домой, а навстречу нам патруль с "ваши документы, ефрейтор" (маме). Изящным движением мама вынула удостоверение из нагрудного кармана. Так они с выпученными глазами чуть не выпрыгнули из сапог и прошептали "Извините". Дома мы долго смеялись.
- Смеялись они. Чудом живы остались, балбесы. Ладно, эта тема не для сегодняшнего дня.
- Маленьким я часто бывал в клубе НКВД. Там я впервые увидел Юрия Петровича Любимова. На одной из Новогодних елок он был Шалтай-Болтаем
- Давай, Сань, хором: Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая. Шалтая-Болтая собрать. В интернете проверять будем, верно ли запомнили перевод Маршака?
-Неее! Юрий Петрович и мама были друзьями. Помню, как к ней приходили поэты-песенники и композиторы и просили ее исполнить их песни. Какое-то время после войны она работала солисткой в музыкальном театре им.Станиславского, далее уже работая солисткой радио и телевидения. Уже от радио-телевидения ее посылали с концертными бригадами в ограниченные контингенты советских войск за рубежом.
- Награды. Ты упомянул военные награды.
- Да. За оборону Москвы, Сталинграда, за взятие Берлина и многие другие. Я сейчас живу на даче, ты ж знаешь. Они там, в московской квартире, поэтому сейчас точно тебе все не назову. Много их.
- Сашка, я что-то путаю или она была в Ленинграде в блокаду?
- Увы, не путаешь. Мама была ленинградской блокадницей: в одну из командировок с ансамблем они остались в оккупированном Ленинграде, их долго не могли оттуда вывезти.
- Слушай, она ведь много гастролировала уже от оперного театра «Станиславского с Немировичем-Данченко», от радио с телевидением?
- Еще бы. в Бельгии, Дании, Польше, ГДР, Румынии, Люксембурге.
- Про радио говорить можно днями. Голос Нины Константиновны звучал вы моем детстве из всех "радио-утюгов". А сколько лет Нина Константиновна преподавала?
- Вокал? Да в общей сложности, 60. Шестьдесят лет. Столько учеников!!!»
С ПРАЗДНИКОМ! Тем, кто с нами «очень пожилыми». Пусть они будут благополучны, любимы, холимы близкими. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ тем, кто молодыми портретами на стенах.
Нина Поставничева «Песенка новоселов» Музыка – Музыка - П. Аедоницкий. слова - Ю. Полухин. Запись 1950 года.
Нина Поставничева. Снежный вальс. Музыка - Людмила Лядова (фото), слова - Георгий Ходосов