Русская парфюмерия, как и европейская, зарождалась на основе аптек. В России этот процесс начался позднее, но проходил довольно стремительно.
Первая аптека в России появилась в середине XVI века, в то время, когда во Флоренции парфюмеры семейства Франжипани уже изобрели пудру и первые духи.
Аптеку открыл по желанию русского царя Ивана Грозного англичанин Джеймс Френчем. Лекарственное сырье для неё – камфара, мускус, ревень, опий, майоран – поступало из-за границы.
Созданная по западноевропейскому образцу аптека Френчема обеспечивала лекарствами царя, его семью и знатных людей царского двора. Народ же покупал лекарства в специальных лавках, которые назывались «зелейные». Своё название эти лавки получили от слова «зелье», так как продавались в них лекарственные растения и минеральные вещества в виде ртути, серы, сурьмы, обладавшие в народном сознании магическими свойствами. Зелейные лавки для народа существовали более двухсот лет, до того времени, пока Пётр I, внимательно изучавший опыт европейских стран, в числе своих многочисленных реформ не реформировал аптечное дело России.
В 1700 году повелением Петра I были учреждены военные аптеки при всех госпиталях и крупных воинских частях. Тогда же он издал высочайший указ о том, что любой гражданин, русский или иностранец, может открыть аптеку в России. Для этого ему выделялся бесплатно земельный участок и давалась грамота, согласно которой он мог передавать аптеку по наследству. Указом предписывалось открыть в Москве восемь частных аптек.
Лишь в середине XIX века, спустя сто пятьдесят лет, в российских аптеках наряду с медикаментами стали изготовлять парфюмерию. Одну из таких основанных при Петре I аптек развил до уровня крупного предприятия Карл Иванович Феррейн. Немец по национальности, он родился в Санкт-Петербурге, окончил Московский университет и здесь же получил учёную степень «аптекаря первого класса». Аптека Феррейна в Москве имела собственные магазины, стеклодувную мастерскую, фабрику химических продуктов, плантацию лекарственных трав и парфюмерно-косметическую лабораторию. В 1913 году аптека Феррейна производила более двухсот наименований духов, одеколонов и прочих парфюмерно-косметических товаров.
Не менее крупной аптекой XIX века в Москве являлась аптека Романа Кёлера «Товарищество Р. Кёлер и К.». В собственность предприятия Кёлера в одной только Москве входили семнадцать магазинов, свои стекольный и мыловаренный заводы. Особую известность фабрике Р. Кёлера принесли походные и обычные домашние аптечки. Среди них были и маленькие – для саквояжа сельского врача, и большие – для размещения позади кабины на рессорной повозке или в багажнике автомобиля. Одна из таких дорожных аптечек Кёлера сопровождала в далёкую ссылку российского императора Николая II.
Из среды русских аптекарей конца XIX века, занимавшихся производством парфюмерии, выделялся родоначальник лечебной косметологии А.М. Остроумов. «Товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова» имело специальную лабораторию, которая со временем переросла в уникальный по тем временам, единственный в мире Институт врачебной косметики, где занимались профилактикой и лечением кожных болезней. Прошло немного времени, и Остроумов выпустил крем «Метаморфоза», сделавший своего создателя знаменитым: крем избавлял людей от веснушек и предохранял кожу от загара. Производство крема продолжалось более тридцати лет. После революции А.М. Остроумов потерял все капиталы и вынужден был покинуть Россию.
Одновременно с производством парфюмерии в аптеках в России открывались специализированные парфюмерные фабрики, основателями которых являлись французские предприниматели, внёсшие огромный вклад в развитие русской парфюмерии. Но это уже другая история.