Что мы видим в залах современного искусства? Каждый - что-то своё, возможно труднообъяснимое. Для кого-то абстракционизм – это путешествие в мир сна и фантазии, а кто-то даже в невероятном искажении форм и пропорций находит логическое объяснение. Но есть и те, кто не видит вообще ничего, кроме возмутительного нарушения правил живописи. Но при этом и те, и другие, и третьи задаются вопросом - почему художник намеренно исказил то, что в реальности выглядит совсем иначе?
Когда мы видим картины эпохи Возрождения или рассматриваем полотна импрессионистов, мы оцениваем качество письма, силу таланта и способность отобразить то, что они видят. Мы любуемся гармонией форм и образов или, благодаря сюжету, пополняем знания об образе жизни давно ушедших времен. Полотна художников классической школы с тщательно прописанными деталями одежды, интерьера, украшений, выражений лица в красках рассказывают саму историю мира.
Картины же современных художников, к примеру, сюрреалистов, оценивать невозможно. Их можно только пытаться разгадать или увидеть в них то, что волнует где-то на уровне подсознания. Американский художник Джексон Поллок (1912-1956) расстилал холст на полу и затем поливал, забрызгивал, забрасывал его краской, в результате чего получались самые неожиданные конфигурации. И его картины вызывают у зрителя большой интерес. Значит, публика находит в них что-то близкое и понятное душе. Это близкое и понятное, возможно относится к воспоминаниям раннего детства, а возможно – нет. Никто не сможет дать однозначной оценки увиденного, но каждый будет пытаться разгадать, что хотел сказать автор. Однако, создание таких картин не обдумывается художником заранее. Они возникают импульсивно.
Иногда под «современным» искусством понимается абсолютно новое, полностью отрицающее традиции искусство и многие заявляют, что модернизм – это ложное направление. Но на самом деле все не так просто. Искусствоведы считают, что появление абстракционизма было неизбежно.
В XIX веке художники уже не находили удовлетворения в том, чтобы, как прежде, сесть перед натурой и воссоздать ее со всей силой своего мастерства. Им наскучило писать пейзаж, портрет, бытовые сцены или натюрморт. Они жаждали совершить революцию в живописи. И они совершили её. Это были импрессионисты, отбросившие одну за другой академические традиции и создавшие свой метод изображения реальности. Но оказалось, что их приёмы работы тоже требуют соблюдения условностей. Только теперь других, новых.
А можно ли совсем отказаться от правил и условностей?
Ответом на этот вопрос являлось существование примитивной живописи первобытных людей, которые не знали никаких приемов письма, но при этом их творчество излучало необыкновенно мощную экспрессию и простоту исполнения. Первым к изначальным основам искусства, заложенным нашими далёкими предками, обратился Поль Гоген (1848-1903). Его яркие картины Таитянского периода стали предвестником художественной революции, начавшейся в 1905 году с «диких» произведений Анри Матисса (1869-1954), основоположника «фовизма». Тогда же художники обратились к первобытному искусству.
В конце XIX - начале XX века стала пользоваться популярностью живопись самоучки - таможенного чиновника Анри Руссо (1844-1910), который вел тихое и незаметное существование где-то на окраине Парижа. Руссо не знал ни академического рисунка, ни методов импрессионизма. Он просто терпеливо и прилежно выписывал каждую травинку и листочек, расцвечивая формы яркими красками. При этом в его неуклюжих на вид картинах была такая первозданная сила и поэтичность, что нельзя было не признать его мастером своего дела.
Началась погоня за наивностью. Но стать «примитивным» по желанию невозможно. Это удавалось только тем, кто хорошо знал жизнь простых людей. К примеру, Марк Шагал, приехавший в Париж незадолго до Первой мировой воины из еврейского местечка российской глубинки. Сценки провинциального быта в его живописи действительно проникнуты искренней наивностью народной сказки.
Отказываясь от предыдущего опыта импрессионизма, художники постимпрессионисты постоянно искали нечто новое, способное удивить. Чтобы привлечь внимание, они должны были стать изобретателями. Поэтому один за другим возникали новые направления – экспрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, которые подготовили переход к абстракционизму.
Художник абстракционист пытается создать то, чего прежде никогда не существовало и то, что стоит выше обыденности реальной жизни. Как в детстве, когда груда камней или песка превращается в воображении в волшебный замок. Никаких условностей, правил и методов живописи - только то, что художник чувствует.
Многие сюрреалисты творили под впечатлением работ Зигмунда Фрейда, который доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли даже, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству.
В прошлом к изображению фантастических образов, увиденных во сне, прибегали Босх и Гойя, а в XX веке - Сальвадор Дали (1904-1989). В картинах испанца обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает смысл. Как во сне, когда некоторые предметы видятся с абсолютной ясностью, а другие расплываются и осознаются с трудом. Несмотря на искажение пропорций и форм живописи, Сальвадор Дали имеет множество поклонников его творчества. Это означает, что превращение, например, вазы в лицо вызывает у зрителя какие-то ассоциации, чувства, наводит на размышление, хотя это всего лишь обрывок сна автора.
Ярким примером абстрактного искусства является творчество испанца Жоана Миро (1893-1983). В полотнах Миро смешиваются в калейдоскоп рыбы, монстры, глаза быков, звезды, бабочки, части человеческого тела, но от этого беспорядочного движения предметов исходит радостная энергия, нечто земное и в то же время возвышенное, гармония и диссонанс. Он не использует правила и условности письма, но публику притягивает его искусство, даже если в нем нет никакой логики.
Бельгиец Рене Магритт (1898-1967) обескураживает публику своими надписями на картинах. У него, в отличие от Дали, могут быть четкие образы, точные линии и гармонично подобранные оттенки. Зритель видит изображение, но автор своей надписью сообщает ему, что это не то, что он видит. Так, на его полотне «Вероломство образов», написанном в 1929 году, зритель видит крупное, выписанное с особой тщательностью изображение курительной трубки - блики света, гладкие бока трубки, изящество линий и золотое сияние пояска, который соединяет детали. Предмет занимает все полотно, но вдоль нижней кромки полотна видна надпись, сделанная крупным каллиграфическим почерком: «Это не трубка».
Подобное творчество служит подтверждением отсутствия желания у художников писать то, что видит глаз. Даже если вы видите на картине трубку, это – не трубка. Своим искусством художники абстракционисты подталкивают зрителя на размышления, на игру, на разгадывание головоломок и загадок. Отказавшись от условностей, традиций и правил живописи, они предложили зрителю свои правила игры и от зрителя зависит, примет он участие в этой игре, или нет.