Общепризнанно, что маленькое черное платье Коко Шанель является символом свободы и сексапильности. И не только. После того, как в июне 1994 года принцесса Диана, вопреки всем правилам королевского протокола, пришла на торжественный ужин в черном максимально открытом платье от Christina Stambolian, его стали называть «платьем мести». В тот вечер принц Чарльз сообщил на телевидении, что долгое время имел роман на стороне.
Но как бы это платье не называли, оно по-прежнему, вот уже почти сто лет, занимает заслуженное место в гардеробе каждой женщины.
Одежда черного цвета пользовалась популярностью с давних времен. В начале XVI века итальянские герцоги и богатые купцы щеголяли в одеждах из черной ткани, покраска которой стоила больших денег. Они сочетали черное с черным разных фактур: шелка, бархата, то есть как раз то что, спустя четыреста лет, использовала Коко Шанель.
В XIX веке мода на черный цвет охватила Францию. Жена Наполеона III императрица Евгения, прослывшая законодательницей моды, сделала черную одежду повседневной. Позднее, в начале XX века, на маленьком черном платье сосредоточились парижские модельеры. Принцесса Люсьен Мюрат, появившаяся на светской вечеринке в 1921 году в черном платье из джерси с украшенным кубистической вышивкой кушаком, произвела фурор. В те годы французские модельеры предлагали множество моделей маленького черного платья из разного вида тканей. Они были украшены вышивкой, лентами, кистями и черным бисером. Но лишь Коко Шанель удалось превратить в 1926 году черное платье в символ элегантности. Впервые оно появилось в виде иллюстрации в американском журнале «Vogue». Это было прикрывающее колени маленькое черное платье с длинными рукавами, простое и лаконичное, сшитое из крепдешина, оживленное геометрическими плиссировками, бижутерией и перчатками.
Почему именно ее модель черного платья получила такой широкий успех?
Коко Шанель оказалась чуть талантливее других модельеров. Она отсекла все вычурное и превратила это платье в одежду, применимую в любых обстоятельствах. Благодаря бижутерии и браслетам менялось восприятие черного цвета.
Такое платье удачно совпало с потребностями той эпохи. Это было время между окончанием Первой мировой войны и надвигающейся Второй. В Европе и Америке царила эпоха арт-деко – эпоха контрастов и противоречий. С одной стороны роскошь и тянущиеся к облакам небоскребы, с другой – безработица, Великая депрессия. Противоречия отразились и в промышленности, и в культуре. Тем не менее, это была любимая эпоха дизайнеров, потому что сочетать можно было все, что ранее считалось несочетаемым. В сфере моды появились платья с простыми прямыми силуэтами и ассиметричными краями, похожие на чехлы, без акцента на грудь и с рискованными разрезами.
Изменилась роль женщин. Они стали более активны, сочетая интеллектуальную работу с вечеринками, ночными развлечениями, спортом, управлением автомобилем и т.д. Всему этому хорошо соответствовало легко трансформируемое за счет бижутерии платье Коко Шанель.
Ну и конечно, сыграла немалую роль настойчивость, с какой Коко Шанель рекламировала маленькое черное платье, которое называли «униформой для женщин с хорошим вкусом».
Позднее, в 80-х годах, когда люди стали одержимы диетами, аэробикой, маленькое черное платье превратилось в неотъемлемую часть гардероба вечно худеющих женщин.
Около пятнадцати лет назад парфюмерный дом Guerlain впервые дополнил образ элегантной и уверенной женщины ароматом «La Petite Robe Noire».
Сегодня маленькое черное платье по-прежнему остается модным, потому что, как и сто лет назад, оно не утратило своих достоинств – это платье стройнит, подходит для дневного и вечернего образа и является идеальным фоном для демонстрации аксессуаров.