Часть 1.  Невидимый дракон . 

Часть 2. Борьба с драконом 2 

 Продолжаю рассказывать о компонентах программ по избавлению от пищевой зависимости, сравнивая их участников с собой в прошлом. Программы предлагают поддержку -- сначала экспертов, а потом и сами участники учатся помогать друг другу в трудную минуту. Следовать обычаям своего племени -- это древний эволюционный механизм выживания. Если человек вел себя не так, как все, его могли изгнать, лишив места у костра и куска мяса. До сих пор человек автоматически копирует действия большинства, не задумываясь об этом -- включаются зеркальные нейроны. Но если его принимают в другое племя, он начинает повторять их действия. Участники программы становятся одним племенем. «Мое племя, -- говорят они, -- это не те, которые приносят на работу плюшки. И не те, которые дарят конфеты и приходят в гости с пирожными. Мое племя этого не ест. Мое племя выбирает цельные продукты, без добавления сахара и пр. И нас много. И вместе мы – сила!»

У меня, как я рассказывала, такого не было -- я боролась с зависимостью в одиночку.

Эмоциональное переедание и психологические травмы

«Вам только кажется, что вы заедаете стресс, -- считают эксперты. Курильщик, когда нервничает, тянется за сигаретой. Зависимый от алкоголя утешается спиртным. А зависимый от пищевых субстанций покупает контейнер мороженого и садится с ним перед телевизором».

Я не заедала стресс. Я отношусь к людям, у которых от стресса пропадает аппетит и кусок в горло не лезет. Просто если дома было мороженое, я ходила к холодильнику и брала порцию за порцией, пока оно не заканчивалось.

«Вам только кажется, что вы гасите едой психологическую травму, полученную в детстве, -- говорят эксперты. -- У вас химическая зависимость от субстанций, добавленных в еду и их комбинаций».

Нет, это тоже не мой случай. К счастью, меня никто не обижал. Мои родители были добрыми и заботливыми.  У меня были хорошие друзья-подружки. Ну, дразнили за толщину – это бывало, но все равно любили -- я была веселая и доброжелательная. То есть, не удавалось списать все на детские травмы, которые можно гасить едой.   

«Вы полагаете, что у вас расстройство пищевого поведения – булимия или бесконтрольное поглощение пищи, -- говорят эксперты. -- Возможно, что так. Но эти симптомы могут быть спровоцированы определенными продуктами, вернее, комбинацией веществ. Понаблюдайте за собой».

Меня должно было насторожить, что моменты, когда я ела сладости – были лучшими моментами дня. И что некоторые продукты я ела пока они не заканчивались. И еще – если мне не доставалось каких-то сладостей, я начинала плакать. Это была химическая зависимость.

Зависимого от субстанции человека нельзя вылечить советом или рекомендаций. Представьте, что наркоман пришел бы к доктору и пожаловался на зависимость от опиума. А тот ему бы ответил: «Я знаю, что тебе нужно. Просто перестань это делать» Или посоветовал бы отвлечься, сходить в музей, записаться в бассейн.

Тип продуктов и их свойства 

Победа над зависимостью -- это процесс осознания, протрезвления и перепрограммирования нейронов. Нужны конкретные действия, шаг за шагом, требующие терпения, времени и постоянства.

Вначале на программе определяют тип продуктов, от которых человек не в силах отказаться, хотя и знает, что именно они являются причиной проблем со здоровьем, срывов и приступов переедания.

По коварным замыслам пищевой промышленности, эти продукты должны быть:

1. Доступными (то есть, продаваться везде. На то, за чем надо ехать в другой район – не подсядешь).

2. Заметными (они должны привлекать внимание – и видом, и запахом, бросаться в глаза).

3. Дешевыми (на дорогие продукты подсадить сложно).

4. Удобными (не требовать длительного приготовления: купил, развернул и съел).

5. Содержать комбинацию веществ, вызывающую зависимость у подверженных людей.

Чаще всего это концентрированные источники легкодоступных калорий, то есть, продукты, основу которых составляют жир, сахар, белая мука, плюс ароматизаторы и усилители вкуса. Или жир, соль, усилители вкуса. Зона удовольствия в мозгу кайфует от легкодоступных калорий и жадно просит еще.

Например:

• конфеты и мороженое (жир, сахар, ароматизаторы).

• торты и пирожные (жир, сахар, белая мука, наполнители в виде фруктовой/ореховой/маковой/творожной прослойки, алкоголя, кофе, какао и другие).

• сдоба: плюшки, ватрушки, пончики, пышки, кренделя (белая мука, жир, сахар, ароматизаторы – ваниль, корица).

• хлебобулочные и макаронные изделия (булки, пельмени, пицца) белая мука, жир, соль, итд.

• чипсы, колбасы и копченья (жир, жир и искусственные усилители вкуса). Подробнее в книге «Человек поедающий».

6. Обладать определенными свойствами для увеличения кайфа.

Например, кремовая консистенция: суфле, зефир, пирожные

Мороженое – помимо высокого содержания жира и сахара, приятно освежает.

Слойки -- сначала хрустят, потом тают во рту, создавая дополнительный кайф.

Чипсы – хрустят.

«Если вы взяли горстку чипсов и опомнились только когда пакет опустел, то знайте, что ее создатели отлично поработали, чтобы именно это и произошло» -- говорит Марион Нестли, профессор Нью-Йоркского университета.

То, что все это специально разработано, чтобы подсадить склонного к этому типу зависимости, я, конечно, не знала. Это сейчас я такая умная, выучила все ловушки для нашего бедного мозга и другим рассказываю. А когда я приехала в Америку, то сразу попалась на все крючки. Меня поймали без малейшего труда.

Эти коробки шоколадных рулетиков со сливочным кремом продавалась во всех супермаркетах на отдельных стендах и у кассы – не заметить их было невозможно.

На коробке – маленькая кудрявая девочка -- румяная и веселая, она привлекла внимание.

И цена – двенадцать штук за доллар. Это было недорого даже для нового эмигранта.

И это было удобно – развернул и съел. Название не скажу, чтобы никто на них не клюнул. Полагаю, они до сих пор продаются, но точно сказать не могу -- я научилась их не замечать и они больше не часть моего мира. Потом расскажу как я этому научилась.

(Все-таки ввела название компании в поисковик. Есть! Уже 60 лет эта компания производит пирожные из дешевых высококалорийных субстанций с аддиктивными свойствами). Состав: первый ингредиент -- сахар, второй – кукурузный сироп, третий -- белая мука, четвертый -- смесь соевого и хлопкового маргарина, и далее: пальмовое масло, какао, яйца, кукурузный крахмал, соль и целая куча консервантов и искусственных усилителей вкуса.

Сладко, жирно, ароматно, тает во рту – мой бедный мозг легко попал в сети, ловко расставленные циничной пищевой промышленностью.

Продолжение

Евгения Горац, лицензированный диетолог (США).