1. Мотив. От неоклассики до «Действа об Адаме»

Среди офортов И. Фомина, иллюстрирующих его проект Академии наук 1934 г., привлекает внимание лист, представляющий арку, за которой открывается вид на портик с двумя украшенными орнаментом обелисками-столбами по сторонам от него[1]. Эта композиция выглядит как сознательная автореминисценция. В дипломном проекте Фомина, «Курзале» 1909 г., мы находим похожую композицию: за аркой (одна из субструкций колоннады Курзала) открывается вид на город[2].

Фомин
Фомин
Фомин
Фомин

Специфика неоклассики как классического стиля на романтической почве заставляет ее "проигрывать" темы "романтического классицизма" рубежа XVIII-ХIX. вв.[3] Проект Фомина выглядит сознательной реминисценцией классицистических композиций. В бумажной архитектуре "романтического классицизма" мотив арки, за которой раскрывается город, чрезвычайно распространен.

Мы находим этот мотив в графике А. Н. Воронихина. Это - проект декоративного оформления оранжереи на Каменном острове в Петербурге[4]. За тяжелой аркой, под которой сидят на пьедесталах четыре статуи, открывается вид города с величественным периптером и отходящими от него аркадами и куполом вдали.

Возможно такой же мотив вдохновлял Томона в одной из акварелей, исполненных им для императрицы Елизаветы Алексеевны. Он описывает ее так: "Сквозь колонны и аркады огромного портика виден храм Юпитера <...>. Далее видно несколько дворцов и базилик, ограда которых открыта аркадами; в глубине картины, совсем вдали, заметен обширный портик"[5]

В творчестве П.Гонзага этот мотив является одним из излюбленных. В эскизе занавеса к балету "Сандрильона"[6]

Гонзага
Гонзага

нам представлены две арки, следующие одна за другой. За ними открывается античное святилище. Тот же мотив постоянно в разных вариантах постоянно повторяется в эскизах к "галерее Гонзага" в Павловске[7].

Гонзага
Гонзага

Один из рисунков Гонзага, "Арка с видом на пристань", который считается его оригинальной работой, является копией композиции Пиранези "Мост с галереей"[8]. Для Пиранези мотив бегущих неизвестно куда арок, сквозь которые открывается таинственное пространство, является одним из излюбленных.

Пиранези
Пиранези

Гонзага постоянно вдохновлялся листами Пиранези, наш случай с копированием - далеко не единственный.

Значение офортов Пиранези в сложении иконографии второй половины XVIII - начала XIX в. общеизвестно[9]. Этим, видимо, объясняется широкое распространение мотива в пейзажной живописи. Как показал А. Корбо, занимавшийся иконографией близкого мотива - тоннеля или пещеры, мотив арки-входа у Гюбера Робера

Гюбер Робер
Гюбер Робер
Гюбер Робер
Гюбер Робер
Гюбер Робер
Гюбер Робер

восходит к Пиранези или непосредственно, или через бумажную архитектуру Булле[10].

Булле
Булле

Но рассматриваемый мотив не может считаться чисто пиранезианским. Мы находим его же у Дж. Кваренги в его эскизе к декорации Эрмитажного театра[11].

Кваренги
Кваренги

Источник здесь, очевидно, иной. В отличие от мастеров "романтического классицизма", палладианец Кваренги не вдохновлялся Пиранези. Заметим, что само противостояние ориентаций на Палладио и Пиранези можно понять как основу для иконографического противопоставления двух этапов развития русского классицизма - классического и романтического.

Декорации к Эрмитажному театру - периферия творчества Кваренги. Построив театр, он занимался и его декорациями, но оставил эту деятельность когда возникла возможность (приезд Гонзаги). Сам характер театральной декорации с ее эффектными ракурсами, перспективами, с ее фантастической архитектурой, был слишком противоположен той основательной ясности, которую любил Кваренги. Можно предположить поэтому, что он пользовался штампами театральной декорации, привычными ему по Италии. Теми же штампами, но в отличие от Кваренги, с искренним воодушевлением, пользовался и Гонзага. Гонзага учился в Италии у Карло Бибиены - младшего из великих Бибиен-Галли, семьи театральных декораторов, которая на протяжении трех поколений во многом определяла это искусство в Италии.

Мы упоминали о связях Гонзаго и Пиранези. Связь Пиранези с театральной декорацией также несомненна. Пиранези учился у старшего и наиболее прославленного из Бибиен-Галли - Фердинандо.

Галли да Бибиено Фердинандо
Галли да Бибиено Фердинандо

Манящие перспективы Пиранези, его таинственные, иррациональные, уносящиеся в глубину пространства могут рассматриваться именно в контексте формальных поисков Бибиен. Фердинандо Бибиена особенно гордился изобретением, как он сам писал, а точнее новым прочтением, как показал А. Хиат Мейджор, схемы "сцена углом" ("scena con angolo"), когда на зрителя обрушивается таинственный и величественный архитектурный лабиринт, видимый под углом в 45 градусов[12]

Галли да Бибиено Фердинандо
Галли да Бибиено Фердинандо

Именно такой принцип построения использовал в большинстве своих работ Пиранези.

По-видимому, источником интересующего нас мотива является театральная декорация барокко. Именно оттуда могли брать свои композиции и Гонзага, и Пиранези, и Кваренги. Мы находим такие композиции у многих декораторов барокко: Бернардино Галлиари[13],

Бернардино Галлиари
Бернардино Галлиари
Бернардино Галлиари
Бернардино Галлиари

Доменино Фоссати,

Доменино Фоссати
Доменино Фоссати
Доменино Фоссати
Доменино Фоссати

Антонио Канопи, Франческо Фонтанези, Чезаре Карневали, Франческо Такко[14], наконец, у всей семьи Бибиен, о чем дальше. Но является ли мотив "инвенцией" барокко?

С одной стороны, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. За пределами барокко мотив исчезает из театральной декорации. Театральная декорация Ренессанса - эпохи становления нового новоевропейского театра - не знает этого сюжета. С другой стороны, арка сама по себе - почти постоянный элемент ренессансной сцены. Как развитие темы триумфальной арки можно понять декорацию театра Олимпико у Палладио.

Палладио. Театр Олимпико. Виченца 
Палладио. Театр Олимпико. Виченца 

Арка появляется у Серлио в главе о театральной декорации из трактата об архитектуре, а также у Бальтасаре Перуцци[15], чьи сценографические штудии предшествовали Серлио и, возможно, были им заимствованы.

Бальтасаре Перуцци
Бальтасаре Перуцци

Заметим, что появление триумфальной арки на сцене ренессансного театра само по себе представляет собой своеобразную иконографическую проблему. Ренессанс возрождал античный театр. Как это часто бывает в подобных возрождениях, единственным источником для реконструкции античной сценографии оказывался не визуальный образ, но текст. Наиболее известный пример такого "возрождения по тексту" - три ведуты XV в. (Урбинская, Балтиморская и Берлинская),

которые Р. Краутхаймер в своей давней и ставшей классической статье интерпретировал как изображения трагической и комической театральных сцен[16].

Арка украшает "трагическую сцену" - Балтиморскую ведуту, - она нам и интересна в первую очередь.

Балтиморская ведута
Балтиморская ведута

По Краутхаймеру, ренессансная сценография опиралась на короткий текст Витрувия о видах сцен и декорациях к ним. О трагической сцене Витрувий писал: "Трагические сцены изображают колонны, фронтоны, статуи и прочие царственные предметы"[17]. Об арке, как видим, ни слова. Между тем, триумфальная арка является центральным элементом Балтиморской ведуты, вокруг нее организована вся композиция. Краутхаймер не останавливается на вопросе о том, откуда появляется эта арка, считая, что достаточно сопоставить слова Витрувия с ведутой, и все станет ясным. Его основные построения организованы вокруг доказательства того, что урбинская ведута - это комическая сцена (что вполне естественно, ибо визуально она очень далека от комического пафоса).

Однако, как справедливо замечает В. Н. Гращенков, под описание Витрувия подходит только Берлинская ведута. Арка здесь отсутствует и все элементы следуют тексту. В. Н. Гращенков

В. Н. Гращенков
В. Н. Гращенков

вообще сомневается в том, что Балтиморская ведута - это трагическая сцена, считая ее изображением идеального города[18]. Собственно наличие арки можно понять как подтверждение этого тезиса: если появление триумфальной арки в трагической сцене не объяснимо, то в изображении идеального города она более чем уместна.

Однако практически такая же ситуация складывается и в отношении рисунка из трактата Серлио, который уже прямо иллюстрируется трагическую сцену. В своем трактате Серлио пишет: "Трагические сцены происходят в домах князей, герцогов, принцев и даже королей. Поэтому в декорациях не должно быть ничего недостаточно благородного"[19].

Из этой фразы однозначно следует, что действие разворачивается в интерьере, который и должна представлять собой декорация. Между тем, для декорации Серлио рисует улицу, перспектива, которой замыкается аркой ворот.

С. Серлио Трагическая сцена 
С. Серлио Трагическая сцена 

Почему действие, которое литературно мыслится "в домах", в интерьере, визуально перенесено на улицу, в город? Откуда берется здесь эта арка?

Обратим внимание на структуру этого театрального "города". В этом смысле Балтиморская ведута наиболее показательна. Пространство разработано на удивление подробно. В этом городе много отдельно стоящих зданий, каждое из которых, вообще говоря, может представлять собой самостоятельное сценическое пространство. Заметим, что именно так и происходит в дальнейшем в барочном и классицистическом театре, где множество зданий, образующих пространство идеального города ренессансной декорации сменяется видом одного, отдельно стоящего здания или его интерьера.

В. Н. Гращенков указывает на то, что ренессансная живопись, с ее единством перспективного пространства, оказалась моделью для новой ренессансной сцены. Переход к такому театральному пространству является этапным в истории театра, что снимает вопрос о возможностях связей с театром средневековым. Однако же представляется, что в связи с описанными нами иконографическими странностями структуры ренессансной декорации, одновременно и воскрешающей текст Витрувия, и решительно визуально ему не соответствующей (как и своим собственным описаниям), может быть поставлен вопрос о связях с предшествующей Ренессансу театральной традицией.

Средневековый театр решительно отличался от новоевропейского. Сами спектакли - религиозные мистерии - происходили не на специальной сцене, а иногда прямо на улицах города, иногда на открытом, выделенном для этого пространстве. Играли спектакль не профессиональные артисты, а жители города. Спектакль мог длиться по много дней. "Сцена" - пространство действия -  строилась как набор отдельных "мест" (loci) - павильонов. Каждому эпизоду соответствовал свой павильон. Здесь сидели "артисты", ожидая, пока действие дойдет до них. Герой, который должен был появляться в нескольких павильонах, пробирался от одного к другому незаметно от зрителя (иногда по специально вырытым подземным ходам).

Структура подобного пространства известна нам по миниатюре из Валансьена,

Средневековая сцена (Валансьен)
Средневековая сцена (Валансьен)

представляющей развитую средневековую сцену[20]. Оно напоминает улицу, вдоль которой расставлены дома. В более развитом виде эта структура запечатлена на рисунке, представляющем своего рода "сценарий" мистерии в Донауэншингене. Этот рисунок хрестоматиен[21]

  План мистерии в Донауэшингене. XVI в.
  План мистерии в Донауэшингене. XVI в.

и входит во все работы по средневековому театру. Пространство организовано отдельными "loci ", (Дамаск, Иерусалим, дворец Пилата), которые расставлены с двух сторон от улицы.

Не повлияло ли подобное представление о пространстве театрального действия на ренессансную декорацию? Заметим, что само разделение на ренессансный и средневековый театр представляет собой не столько хронологическую, сколько типологическую операцию. То, что называется ренессансным театром - явление глубоко элитарное, существовавшее только при дворах меценатов, настолько увлеченных идеей возрождения античности, что решившихся по текстам воссоздать античный театр. Поразительно, что в итоге именно из этих, казалось бы, обреченных экспериментов родилась новая театральная культура. Все то время, пока ставились эти новые спектакли, на улицах городов продолжали разыгрываться средневековые мистерии, и собственно все их изображения, которые нам известны, относятся уже к ренессансному - XV-XVI вв. - времени.

Такое влияние было бы вполне уместным и объясняло бы, откуда в ренессансной декорации появляется город. Если античные драмы и подражающие им ренессансные упражнения высокоученных гуманистов по сюжету могли происходить в интерьерах, то мистерии ни в какой интерьер не вписывались, они обязательно предполагали город. Отмеченное Гращенковым влияние живописи на структуру ренессансной театральной декорации неоспоримо. Однако же из пространственных моделей, которыми располагала живопись, можно, очевидно, выбирать разные. И недостатка в интерьерных сценах не было. Выбрана же та, которая ближе к театру, предшествовавшему Ренессансу. Стоит изобразить улицу донауеншингенской мистерии в перспективе - и мы получим структуру пространства, очень близкую к той, которую мы видели в декорации трагической сцены у Серлио. С этим же может быть связано и  наличие в декорации Ренессанса множества отдельных зданий - они заменяют собой "loci" средневековья.

В средневекововом театре арка играла существенную роль. Вопрос о том, как выглядели мистериальные драмы, очень сложен. С одной стороны, их изображения, разумеется, не сохранились. С другой стороны, одно из традиционных направлений исследований в медиевистике, заданное ставшими теперь классическими исследованиями Эмиля Маля - влияние средневекового театра на изобразительное искусство.

По Малю, иконографический взрыв XII века[22], когда искусство вдруг неожиданно обогатилось огромным количеством новых сцен, никогда ранее не изображавшихся и потому не имевших устойчивой иконографии, связан с влиянием на искусство театра. В своей статье о связях ренессансной живописи с театром В. Н. Гращенков (критически) разбирает огромную литературу, посвященную вопросу о влиянии на живопись театральных схем.

Изначальная проблематичность этого направления исследований заключается в том, что, рассматривая влияние театра на изобразительное искусство, мы вместе с тем реконструируем этот театр как раз по материалам изобразительного искусства. Получается замкнутый круг - утверждая, что какая-то схема пришла в изобразительное искусство из театра, мы в качестве доказательства можем предъявить только то самое изображение, в которое она как бы пришла. Отсюда - возможность утверждения того, что не театр влиял на живопись, а живопись на театр.

Нас, однако, устраивают оба ответа на вопрос. В обоих случаях получается, что театр и изобразительное искусство - это два параллельных друг другу визуальных ряда с общими мотивами, что создает возможность корректного рассмотрения существовавших здесь иконографических схем в одном ряду.

Приведем лишь один пример - раннероманскую Библию Риполл. Здесь с помощью арки постоянно изображается Рай. Один из листов изображает сотворение Адама и Изгнание из Рая, т.е. по сюжету совпадает с действом об Адаме. Вход в Рай - арка[23].

Rippoll Bible
Rippoll Bible

[1]См. И. Минкус, Н. Пекарева. И. А. Фомин. М., 1953, с.230. Ср. также его проект "санатория комиссии содействия ученым" в Сочи, 1935 г., где повторяется аналогичный мотив - там же , с.243.

[2]Там же, с.106.

[3]См. Г.И.Ревзин. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992.

[4]См. Г. Г. Гримм. Архитектор Воронихин. М.-Л., 1963, с.79.

[5]Цит. по: Г. Д. Ощепков. Архитектор Томон. М., 1950, с.144.

[6]См. Ф. Я. Сыркина. Жизнь и творчество Пьетро ди Готтардо Гонзага. М.,1974, c.81. См. также Scenographia di Pietro Gonzaga. Catallogo della Mostra. Venezia, 1967, p.32.

[7]См. Сыркина, рис.29, 55, 56 и др.

[8]См. Гонзага: Cыркина, цит. соч., рис. 117. Пиранези: Т. Ф. Саваренская. Западно-европейское градостроительство XVII-XIX вв. М., 1987, с. 142.

[9]Влияние этой стилистики ясно ощущается в листах Томона из его "видов Италии". Можно предположить поэтому, что и Томон вдохновлялся в описанной акварели тем же источником. С другой стороны в среде французских архитекторов романтического классицизма, откуда появляется Томон, да и во французской романтической среде в целом, Пиранези также был необыкновенно популярен. Ср. L. Keller. Piranese et le Romantiques francaise: le Mythe des escaliers et spirales. Paris, 1966. Воронихин мог заимствовать этот мотив у Гонзага, с которым работал в Павловске, мог непосредственно вдохновляться Пиранези. См. подробнее: Г. И. Ревзин. К проблеме романофильского направления в архитектуре русского ампира. - Архитектура мира, №3, М., 1994.

[10]A. Corboz. Peinture militante et architecture revolutionnaire. A prorpos du theme du tunnel chez Hubert Robert. - Chriftenreiche des Instituts fur Geschihte und Theorie der Architectur an der Eidgenossishen Tehnichen Hohshule. Zurich, Bazel und Stuttgart. №20. 1978.

[11]См. В. Н. Талепоровский. Кваренги. М.-Л., 1954, рис.45.

[12]См. A.Hyatt Mayor. The Bibiena Family. N.-Y., MCMXLV.

[13]См. Allardyce Nicoll. World Drama. London, 1976, p. 345

[14]См. Mostra degli scenograpia Reggiani. Catalogo. Reggio, 1957, p.25.

[15]Cм. L. Zorzi. Il teatro e la cita. Torino, 1977, pl. 53-54.

[16]См. R. Krautheimer. The tragic and comic Scene of the Renaissance: the Baltimore and Urbin Panels. - Gazette des Beaux-Arts, 1948, 33, 976.

[17]Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936, с.103.

[18]См. В. Н. Гращенков. Флорентийская монументальная живопись раннего Возрождения и театр. - Советское искусствознание, 21. М., 1986.

[19]См. R. Krautheimer, op. cit., p.330.

[20]Cм. А. Дживилегов, Г. Бояджиев. История западно-европейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941. с.64.

[21]См. Enciclopedia Universale dell'Arte. Vol. XII. N.-Y., Toronto, London. Pl.419.

[22]E. Male. Religious Art in France. The Twelth century. A Study of the origins of Medieval Iconography. Princeton, 1978.

[23]W. Cahn. Romanesque Bible Illumination. N.-Y., 1982, p.43.