1. Мир субъектов
Моя вера в Бога основана не на чудесах, не на сверхъестественных явлениях, но на повседневном опыте, который доступен всем людям, всем чувствующим и мыслящим существам. Я имею в виду чувство своего "я", субъективность, которая составляет исходное и необходимое условие любого опыта и переживания. Простейший пример: нигде вне себя мы не находим опыт горячего или холодного. Мы видим огонь, мы можем изучить химический процесс, горения, разложить его на элементы, показать взаимодействие молекул и т.д., но нигде в самом огне мы не найдем то ощущение горячего, жгучего, обжигающего, которое мы испытываем при прикосновении к нему. Условием ощущения горячего является наличие субъекта, способного его почувствовать своей кожей, рецепторами, нервной системой. И даже если мы исследуем кожу, рецепторы, нервную систему, мы узнаем физиологический и химический процесс, вызывающий ощущение горячего, но мы не найдем в них самого этого ощущения.
Тем более нигде на свете, ни в каких объектах, мы не найдем того, что называется любовью, нежностью, жалостью, страхом, надеждой. Если мы точнейшими приборами исследуем сигналы, передаваемые мозговыми клетками, нейронами, то не найдем в них ничего похожего на то, что внутри себя мы переживаем как радость или печаль. Физик Эрвин Шредингер писал: "…Меня поражает, что научная картина реального мира вокруг меня настолько неполна. Она дает много фактической информации… Она не может нам сказать ни слова о красном и синем, горьком и сладком, физической боли и физической радости; она ничего не знает о красоте и уродстве, хорошем и плохом, Боге и вечности." ("Природа и греки").
Между мирами объектов и субъектов лежит граница. Один описывается местоимением "что", другой – "кто". Про огонь можно спросить: что это? – и ответить на основе объективных научных данных. Про чувство горячего может рассказать только тот, кто его пережил, кто причастен к нему как субъект. Поэтому по сути неверно говорить: "Я прикасаюсь к горячему". Я прикасаюсь к огню, к раскаленному утюгу, кипящей воде и т.д. Но горячими они становятся только в отношении к субъекту, который такими их переживает; поэтому "прикасаться к горячему" - это метонимия, переносящая субъективное ощущение на его объект.
Тем не менее, несмотря на субъективность нашего опыта, мы хорошо друг друга понимаем, поскольку все мы, как люди, принадлежим к миру субъектов. Субъективность опыта не препятствует его общезначимости. Просто эта общезначимость раскрывается каждым изнутри себя, в модусе "кто", а не в модусе "что".
Но это означает, что у мира субъектов есть свое собственное основание, подобно тому как есть оно и у мира объектов. Объектов превеликое множество: звезды, планеты, океаны, камни, деревья, слоны, муравьи... Но за ними раскрывается единство живой и неживой материи, всех этих бесчисленных "что", окружающих нас во вселенной. Наука все глубже проникает в природу вещества и находит основания материального единства вселенной в законах, определяющих устройство и взаимодействие частиц, полей, энергий. Но точно так же мы не можем не искать единого основания и у мира субъектов, которых тоже превеликое множество: мужчины и женщины, молодые и старые, белые и черные, французы и китайцы, горожане и сельчане... Тем не менее у всех у них есть способность испытывать нечто внутри себя: теплоту и холод, любовь и жалость, радость и горе. В каждом человеке происходит внутренняя жизнь, движение мыслей, чувств, ощущений, намерений, которые открыты ему только в глубине себя.
2. Бог как Субъект. Абсолютная Личность
Если есть некое предельное "что" в мире объектов, то должно быть и некое предельное "кто" в мире субъектов. Если ученые ищут некий Сверхобъект, "первополе" или "первосубстанцию", которые лежали бы в основании всего многообразного мира объектов, то столь же законно искать и некоего Сверхсубъекта, который стоял бы в основании мира субъектов.
Понятно, что это основание нашей субъективности само не может не быть субъектом, это не "что", а "кто". Этот Сверхсубъект составляет условие нашей субъективности, делает возможным и наше бытие как субъектов, а не только объектов в физическом мире.
Конечно, можно считать, что есть только интерсубъективность, но нет никакой транссубъективности, никакого Сверхсубъекта. Но это все равно что считать, что есть отдельные взаимодействия между телами, а таких общих категорий, как материя, энергия, поле, масса, не существует, все совершается от случая к случаю. Ударится мяч об стенку – отскочит; ударится метеорит о землю – оставит воронку. Нет законов о равенстве сил действия и противодействия, нет законов, определяющих меру упругости тел. Такой "магический" взгляд на отдельность, спонтанность, неупорядоченность отдельных явлений и взаимодействий был возможен в донаучную эпоху, но именно наука и способствовала осознанию единства объектного мира и постижению его материальных оснований. Поэтому и естественные науки не вправе отказывать религии, богословским и гуманитарным дисциплинам в стремлении постичь законы субъектного мира и установить его связи со Сверхсубъектом, средоточием всякой субъективности.
Сверхсубъект, в обыденном языке именуемый Бог, есть Кто, т.е. Личность как условие и предпосылка личностности как таковой, и поэтому – Абсолютная Личность, или Личностный Абсолют. Можно называть его также Перволичностью, Личностью личностей, Субъектом субъектов, Верховным Существом… В этом утверждении не больше догматизма или авторитаризма, чем в научных представлениях о началах материального мироустройства - будь это единое поле, элементарные частицы, струны, вакуум, темная материя или что-либо еще. Познание этих законов объектного мира не ограничивает свободы человека, а напротив, делает его свободным преобразователем вселенной на основе ее познания. Так и познание самого себя, Себя в себе, т.е. внутреннее сообщение с Перволичностью, с источником всякой субъективности, освобождает человека от рабства у внешнего мира и сильных личностей, правителей мира сего. Без личностного начала, которое само есть Личность, никто не мог бы вступать в отношение с собой, сказать о себе "я", - не было бы того внутреннего пространства и времени внутри нас, которое заполнено бытием субъекта. Без Бога были бы только "они": тела, объекты, их взаимодействия. Никто не мог бы сказать о себе "я".
3. Теология первого лица.
Kогда Моисей спрашивает у Бога, как назвать Его, Бог отвечает: "Я есмь Сущий" (Исх. 3: 14), или "Я есмь Тот, Кто Я есмь". Иными словами, собственное (не нарицательное) имя Бога означает Того, который сам определяет себя в первом лице, как Я. Такое же самоопределение Бога в первом лице дается в Новом Завете. Иисус Христос не говорит, что есть истина, он утверждает, что истина есть кто, причем первого лица: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6).
По сути, даже не вполне верно доказывать, что Бог есть, и атеизм по-своему прав, утверждая, что Бога нет. Он и в самом деле, не есть, а есмь, не как Он, а как Я.
Ничто не мешает нам признать достоинство науки – и вместе с тем провести решительную черту между истиной третьего лица, как она познается наукой, и истиной первого лица, как она открывается религии. "Есмь" – это не менее полное и фундаментальное бытие, чем "есть". Не случайно во всех языках первое лицо называется "первым". Оно первое по значению и почести, потому что "я" – это местоимение, общее Богу и человеку, знак их совместной субъектности и отличия от всего, что только есть, но не есмь, от всего, что только "он" или "они".
Бытие Бога открывается нам не только и не столько в исключительных, чудесных элементах нашего опыта, в откровениях "свыше", сколько в открытости "изнутри", в опыте бытия личностью, а этот опыт всегда с нами, хотим мы того или не хотим. Это не личный опыт сверхъестественного, а сверхъестественность самого личного опыта, в самых обычных, заурядных его формах, когда мы переживаем любовь, радость, тоску. Не нужно дожидаться ангелов и потусторонних видений. Вера исходит из "обыкновенного чуда" самой субъективности, которая входит "неведомо откуда" в мир объектов
4. Почему идея Бога согласуется с разумом
Подведем итог. Бог не есть объект или даже Сверхобъект, лежащий в основании мира объектов. Бог есть условие нашей субъективности, способности быть самими собой, иметь свое "я", думать, говорить, действовать от себя. Этого "себя" нет нигде в окружающем мире, оно раскрывается лишь в отношения существа к самому себе. Но условие всякой субъектности само не может не быть субъектом, и понятие Бога как раз и указывает на то "Я", которое проявляется в каждом человеке как способность быть собой, а не только объектом для других. Это свойство "быть собой" каждому открывается лишь изнутри себя самого, оно не содержится в физических, химических, биологических, математических свойствах объектов. Никто не может сказать: "Я чувствую внутри себя эту клетку" или "Я переживаю в себе эту молекулу". Но каждый может сказать: "Я чувствую внутри себя радость, печаль, обиду, веру, сомнение". Этот личный опыт не есть галлюцинация или видение, это каждому знакомая и непосредственно переживаемая данность нашего бытия собой. Бог – это всеобщее "Себя", благодаря которому люди могут общаться и понимать друг друга.
Разум состоит в том, чтобы возводить единичные и частичные явления к действию общих законов. Так научный разум открывает законы в основании множественных взаимодействий элементарных частиц, химических молекул, разных биологических видов и организмов и т.д. Разум ищет единые основания всего объективного мироустройства в таких предельно обобщенных понятиях, как "материя", "поле", "энергия", "вакуум" и т.п. Разум же побуждает нас искать то общее, что объединяет внутреннюю, духовную жизнь всех людей, о которой мы узнаем и по собственному опыту, и по общению с другими. Бог – это Всеобщее Я, которое так же согласуется с требованием разума обобщать, как понятия материи, времени, пространства, числа, жизни и т.д.
Глубочайшее отличие этого обобщения от других состоит в том, что это общность не закона, не мира объектов, а первого лица, "Я", которое изнутри объединяет все личности, способные к самосознанию. Переживая свое "я" как "я", мы одновременно вступаем во взаимодействие с "Я" этого Существа именно как Существа, а не отвлеченной сущности, закона, формулы.
Таким образом, наш достовернейший, личностный опыт бытия собой в сочетании с обобщающей деятельностью разума приводит нас к понятию Бога как всеобщего "Я", с которым каждое сознательное существо может общаться через свое "я", через действия своей совести, мысли и воли. Вот почему веру в Бога я считаю совершенно разумной, столь же согласной и с опытом, и с разумом, как согласуются с ними вера физика в элементарные частицы и вера биолога в естественный отбор.