Фото: Галерея им. братьев Люмьер
Фото: Галерея им. братьев Люмьер

В 2020 году Науму Грановскому исполнилось бы 110 лет. «Летописцем московским» его называли уже при жизни. Трудно представить фотографа, который с той же преданностью возвращался бы в одни и те же точки, снимая, как меняется город с конца 1920-х по 1980-е годы. Безусловно, его творчество имело большой успех и за пределами столицы. Советские республики ждали в гости московскую фотографическую звезду. И зачастую его приезды заканчивались выпуском уникальных изданий о городах и архитектуре, наполненных душевной атмосферой каждого города, который запечатлел Грановский.

Моя личная встреча с семьей Грановского произошла только в 2004 году, когда автора уже не было с нами. Тогда меня покорило отношение семьи к наследию отца. Его дети сохранили и описали, систематизировали весь архив: каждый конверт с негативами Грановского был подписан и датирован. Я много лет работаю с фотографией 20–50-х годов XX века, и за редким исключением состояние архивов оставляет желать лучшего. И дело не только в отношении наследников к тому, что им достается. Часто авторы не могут быть сами себе судьями, тщательно разбирать и атрибутировать собственные работы.

У Наума Самойловича все было по-иному, его съемки были всегда продуманы. Он вглядывался в город и его здания, думал об их освещенности в то или иное время суток. Это фотограф, побывавший на всех немыслимых крышах и башнях, он возвращался в одни и те же точки города, улавливая малейшие изменения архитектуры или дорожных развязок. Его наследие в виде уникальных авторских отпечатков и негативов, которые нам удалось получить в 2017 году, по сути, — мини-новеллы об улицах, проспектах и отдельных строениях Москвы. В его работах мы видим истории, тесно связанные с архитектурными стилями и направлениями, эпохами градостроительства, а зачастую и с потерей многих зданий в городе.

С момента моей первой встречи с семьей автора прошло почти 16 лет. Было немало выставок Грановского, и они всегда становились хитами. Архитектуру величественного сталинского ампира, которую он воспевал в своих работах, на новой выставке сегодня мы показываем уже в меньшем объеме — сталинской эпохе была посвящена предыдущая выставка Наума Грановского 2015 года «Большой стиль». За последние четыре года Центру фотографии и Галерее им. братьев Люмьер удалось отсканировать весь фонд негативов — и не просто подготовить и отсортировать файлы, но и атрибутировать их. Подписи автора были проводниками по его Москве, отметки Грановского помогали нам в исследовании авторского архива. 

В советские времена фотографу даже и не снилось стать членом Союза архитекторов, но Наум Самойлович единственный был удостоен этой чести. Эпоха модернизма, которая так активно витает в воздухе — в последние годы ей было посвящено много издательских проектов, — наконец удостоилась и выставки. Весь большой зал Центра фотографии им. братьев Люмьер на выставке «Москва Наума Грановского 1920–1980» посвящен именно модернизму. Благодаря разбору архива автора было найдено множество работ, которые ранее никогда не были показаны — фотографии архитектуры эпохи советского модернизма 1950–1980-х годов.

В малом зале выставки демонстрируются уникальные авторские отпечатки — винтажи, которые смогут оценить истинные ценители и собиратели фотографии. Тот самый «Паровоз у гостиницы "Ленинградская"», «Три моста» и многие другие классические работы Грановского, которые стали визитными карточками советской эпохи фотографии и истории Москвы.

В 2007 году мы издали первую книгу «Москва Наума Грановского», в которую вошли самые известные авторские отпечатки. Юбилейный год подкосила пандемия, и мы до последнего момента не были уверены в реализации выставки у нас в Центре фотографии на «Красном Октябре». Но весь карантин мы делали то, чем гордимся сегодня. Мы создали полную авторскую монографию Наума Грановского — «Наум Грановский 1920–1980» (2020), издание Галереи им. братьев Люмьер и фонда Still Art, которое охватывает все годы его творчества: от 1920-х до 1980-х. Вместе с культурным фондом Still Art у нас получился достойный подарок самому лучшему, преданному москвичу, который оставил для нас память о красоте, теплоте и свете нашего любимого города.