Дел было навалом, предновогодняя бестолковая беготня туда-сюда, толпы людей, пробки, грязища, темнеет рано. Не знаю, что на меня нашло, но, примчавшись днём домой после утренней войны с Англией, я решила на вечерние подвиги взять с собой дочь. Схватила ключи от машины, посмотрела на пробки, плюнула, и мы побежали на остановку.

И у нас был очень счастливый день.

Оказывается, для ребёнка нет большей радости, чем мотаться по маминым делам.

Оказывается, когда вы путешествуете вместе, это отличная возможность пообщаться с ребёнком, повалять дурака, поговорить о важном, поделиться новостями – почему-то домашняя обстановка располагает к этому гораздо меньше, чем, например, езда вверх-вниз на эскалаторе, когда вы стоите лицом друг к другу. Кстати, на эскалаторе ещё можно быть одно роста – может, поэтому на нём очень удобно обнимать этого ребёнка.

Оказывается, нет ничего интереснее, чем говорить с ребёнком по дороге. Во-первых, она задаёт такие вопросы, которые ты вряд ли услышишь ещё от кого-то, во-вторых, тебе самому интересно послушать свои же собственные ответы, а в-третьих, когда ты чувствуешь, что можешь что-то объяснить, то ощущаешь себя гигантом мысли и суперродителем.

Оказывается, пешком и в общественном транспорте разговаривается гораздо больше и лучше, чем в машине. В машине ребёнок видит ваш затылок, а вам, чтобы увидеть его глаза, надо развернуться. А здесь вы идёте за руку или стоите друг напротив друга, и не разговаривать при этом просто невозможно. 

Оказывается, мамина работа – одно из самых восхитительных мест на свете, потому что там можно порыться в шкафу, перемыть кучу чашек под восхищённые стоны маминых коллег, полистать книги и журналы, почитать дипломы, грамоты и коллажи на стенах, посмотреть фотографии, разжиться чем-то интересным.

Оказывается, мне есть что рассказать почти о каждом встреченном доме, и она слушает, затаив дыхание:

- А вот здесь я была на каком-то мероприятии сто лет назад и впервые попробовала устрицу. До сих пор не понимаю, как это можно есть, – это ж просто слизь со вкусом морской воды!

- Слизь со вкусом морской воды! – счастливо хохочет она на всю улицу.

- А в этом клубе у меня однажды было интервью с одним известным певцом. Я долго этого добивалась, ужасно волновалась и очень к нему готовилась, но утром того же дня узнала, что у меня будет твоя сестра, поэтому мне было, мягко говоря, не до него. Боюсь, что он это почувствовал...

- А я, а я, а как ты узнала про меня?..

Оказывается, путешествие по городу с ребёнком – это возможность самому немного притормозить и увидеть его глазами родной город, заметить, как он меняется. И это очень здорово – просто так идти по городу, хоть и по делам, но вместе, останавливаться и рассматривать витрины, заходить, куда нам обеим хочется, болтать...

- А давай зайдём в это кафе? Тут когда-то были отличные пирожные...

И мы заходим в кафе, и сидим с ней, сдвинув головы, и после того, как мы потрещали в своё удовольствие, я с удивлением понимаю, что это уже не вполне ребёнок, которым надо «заниматься» или его «развлекать», но где-то и подруга, с которой мне интересно просто так.

Оказывается, я многого не знаю:

- «А-ли-шер На-во-и»... Это кто? – спрашивает она, читая надпись на памятнике.

- Восточный поэт, - важно говорю я, раздуваясь от гордости.

- А что он сочинил?

- Ээээ... – и мы вместе лезем в интернет, читаем:

«Старайся этот мир покинуть так,

Чтоб без долгов расстаться с пережитым.

Из мира, не закончив дел, уйти

Не то же ль, что из бани недомытым?»

- некоторое время уважительно молчим, переваривая, потом идём дальше.

Очень важно иногда взять и выдернуть ребёнка, как редиску, из вашей рутины, кружков и уроков, и показать ему его родной город, о котором он почти ничего не знает, потому что никогда в нём не бывает, и показать ему родную маму или папу, свою работу, своих партнёров, свои любимые места, о которых он знает так же мало, как о городе, показать ему свой мир, впустить его туда.

И тогда, возможно, он пустит вас к себе.