Этим летом мне случилось познакомиться с практикой йога-сутры, один из принципов которой стал недостающим пазлом в понимании закольцованности перемещения в треугольнике жертва - преследователь – спасатель.

Сутра Ахимса – древний индийский принцип ненасилия всему живому.

Он проповедует ненасилие, сострадание, понимание, любящую доброту и любовь к себе и другим в словах, мыслях и действиях.

Ахимса предполагает практику ежедневных размышлений, медитаций на тему: «Как я могу проявлять больше сострадания к себе самому и окружающим. Каким образом я причиняю вред себе или другим, и как могу это исправить».

В этих вопросах скрыты две истины – проявление сострадания к самому себе в первую очередь. Мне часто приходиться обращать внимание клиентов на принцип христианства – возлюбить ближнего как самого себя.

Человеку со склонностью становится жертвой свойственно любить ближнего без любви к самому себе.

То же самое и с состраданием. Как я могу проявить сострадание самому себе, а потом ближнему.

Жертвы в треугольнике Кармана, примеряя роль спасателя, начинают сострадать всем, кроме самого себя.

Мой личный и профессиональный опыт убедительно показал, что в смене ролевых позиций жертвы на спасателя нет радикального личностного роста. Это, как правило, такой «костыль» психологической защиты от внутренней боли, с которой человеку очень сложно вступить в контакт. Жертва чувствует чужую боль, чтобы не чувствовать свою детскую боль.

Это бегство от очень важной части себя, не позволяющее прожить всю полноту и высоту своей судьбы. Бессознательно или осознанно отвергая причинённое зло, мы не видим потенциальных абьюзеров и наступаем на те же «грабли» насилия, которое и поместило нас в статус жертвы когда-то, когда мы были беспомощными детьми и не могли противостоять злу в лице деспотичных родителей или жестоких насильников.

Убегая в сострадание – спасение других, мы часто бежим прочь от нашего раненого ребёнка. Поэтому для меня как психотерапевта важно развернуть фокус сострадания на самого себя, отвергнутого ребенка, и проявить понимание и любовь к этой части самого себя.

Переход от роли жертвы к спасателю может закрепить наши поведенческие сценарии на гормональных качелях адреналин - дофамин. Поведение начинает строиться на склонности становится жертвой, чтобы получить в дальнейшем свою порцию дофаминового удовольствия. Так формируется мазохизм.

Не всегда склонность становится жертвой и спасать других, игнорируя личные проблемы есть основа формирования садо-мазохистического сценария поведения.

Есть феномен ПТСР – роста, когда после трагических событий человек поднимается на небывалую духовную, психологическую высоту, и действительно начинает помогать людям. Возможно, в этом и заключался смысл перенесенного страдания, переросшего в сострадание всему живому на Земле.

Но мне, кажется, с точки зрения высшей логики развития личности, ахимса не возможна без осознания личного страдания, которое впоследствии перерастает в сострадание всему человечеству. История знает множество примеров такого преображения человека.

Ведь каждый из нас молится в своём Гефсиманском саду, чтобы минула его чаша страдания, но никому не дается крест не по силам.

Иногда стоит мужественно заглянуть в лицо своего прошлому, чтобы принять его и принять себя.

Ведь мы не то, что с нами случилось, но то, что мы сделали с личным страданием.

Более подробно о треугольнике Карпмана мы поговорим на семинаре «Комплекс жертвы: диагностика и векторы развития терапии», который состоится 25.01.24 с 19.00 по 21.00 в Московском институте психоанализа.

Мы обсудим основные концепции виктимизации, рассмотрим различные типы жертв и стратегии работы с ними. 

Вы узнаете

  • о понятии виктимности 
  • о психологических характеристиках жертвы 
  • о том, как формируется комплекс жертвы
  • об основных терапевтических техниках и векторах работы с жертвами абьюза

Вы научитесь

  • использовать методы диагностики комплекса жертвы 
  • различать первичные и косвенные признаки комплекса жертвы уже на первых сессиях с клиентом
  • выбирать подходящие векторы работы  
  • использовать полученные знания, рекомендации и чек-листы для помощи жертвам абьюза

Программа

  1. Виктимность как психологическое понятие
  2. Виктимизация как процесс формирования комплекса жертвы
  3. Психологические характеристики жертвы
  4. Методы диагностики комплекса жертвы
  5. Виды абьюза
  6. Разбор двух кейсов (Жертва газлайтинга. Как муж и дети вводили в заблуждение свою маму в течение длительного времени. Систематизированное сексуальное насилие: как мама жертва сексуального насилия в детстве реконструировала свою детскую травму у дочерей.)
  7. Виды терапевтических техник и векторы работы с жертвами абьюза
  8. Сложности в работе : этика, закон и примеры из практики.

Для кого

  • для начинающих и практикующих психологов
  • для студентов психологических специальностей
  • для всех, кто интересуется вопросами виктимологии и хочет углубить свои знания в данной области.