Несколько лет тому назад я случайно попала на международную конференцию Вольного философского общества в Библиотеке иностранной литературы. Доклад «Символизм романа Л. Н. Толстого «Война и мир»» поразил настолько, что я решилась подойти к докладчице Лене Силард, профессору филологии, философии, главе Международного Исследовательского Центра Мультикультурализма и Межкультурных связей (Альгеро, Италия).

Лена, вежливо выслушав слова признательности, неожиданно спросила.

- А вы знаете, почему Маргарита несла в руках мимозы?

- Нет.

- Потому что символическое значение этих цветов — встреча с Мастером, соприкосновение с тайной. 

По возрасту Лена Силард годится мне в матери. По странному стечению судеб, наши матери родились в одном ауле. Мы принадлежим к духовным тюркским элитам дореволюционной России.

На прощание Лена написала мне символы своего пути, которые станут основополагающими для моих духовных поисков.

Так, началом всех развернувшихся далее событий стали «отвратительно тревожные желтые цветы». Я их, кстати, тоже не люблю.

Новая экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита» меня поразила, возможно, не в той степени, что доклад европейского профессора-лингвиста татарского происхождения. Но я не могу не оценить смелую и удачную попытку Локшина связать в один узел великой Любви столько аллюзий и психологических пластов.

Именно так и представляла влюблённых булгаковского романа. Мастер в исполнении Евгения Цыганова — меланхоличный интроверт, погруженный в мир древнего Ершалаима весеннего месяца нисана…

Недавно состоялся разговор с бывшей клиенткой, оказалось, что у нас обеих одинаковое чувство Иерусалима. В этом «ненавидимом прокураторе городе» время стоит. Включив воображение, можно неспеша прогуляться по всем временным слоям его истории. В том числе и четырнадцатого числа нисана.

Мастер проживает в том времени, где вершится величайшая  мистерия.

У писателя проблемы. Пьесу о Понтии Пилате снимают с показа в день премьеры. Писатель живёт тем временем и не понимает, куда двигаться дальше в этом мире. Его творчество не нужно современному человеку победившего социализма. Мастеру не нужен успешный успех. Прошлого нет, будущего, как оказалось, тоже…

Остаётся только одно направление движения — вверх. Но чтобы попасть наверх, нужно спуститься вниз, что, собственно, и предлагает сделать профессор Воланд с тростью, набалдашником которой является голова Анубиса, бога подземного мира.

Вполне себе допускаю, что для материалиста с его рациональным мышлением такой подход вызовет недоумение или раздражение. Но именно так творятся рукописи, которые не горят. Так создаются книги, которые читают Там, вынося вердикт быть писателю рыцарем, перемещающимся по мостам времени или нет.

В этой безысходности творческого тупика и вселенского одиночества встречаются Он и Она. Она становится Музой писателя. Он становится её Мастером.

Актёры играют прекрасно. Выглядят настоящими, понятными, своими, трогательными.

Инфернальная красавица — домашняя, растворяющаяся в любимом.

Вот багет, вот ветчина, вот яичница, а тут вино.

Вот старая деревянная беседка, увитая плющом.

Напрашивается блоковское: «Смотри, я спутал все страницы, пока глаза твои цвели…».

И это идеальное убежище любви и для любви, казалось бы, надёжно спрятанное от посторонних глаз, обречено.

Новая экономическая политика партии позволила быстро восстановить страну после революции и гражданской войны. Бурный рост экономики отразился во всех сферах жизни общества. Джаз, футуристы, «Окна Роста» Владимира Маяковского, строительство грандиозных зданий, гигантских памятников вождю.

В СССР, как и во всём мире, спешили жить и наслаждаться жизнью после войн, революций, экономической депрессии в США.

Герман Гессе в романе «Степной волк» описывает женщин ревущих 20-ых. Они были слишком красивы, чтобы ходить на работу каждый день и слишком умны, чтобы быть замужем.

Айседора Дункан, Мата Харри и другие женщины, чья женственность уравновешивала разрушительные энергии мужского мировоззрения.

Инфернальная красавица Маргарита относилась к этой плеяде женщин. И Юлия Снегирь великолепно справилась с этой ролью. Нежная, уточенная, тоскующая по Иному пласту Бытия выходит в последний день с отвратительно желтыми цветами в руках навстречу Судьбе.

Конечно, она несёт в себе архетип древней Богини. Локшин одевает её в костюм Исиды на балу Воланда. Бал в нехорошей квартире ничто иное как реконструкция мистерии подземных храмов Древнего Египта.

Великолепная сцена — поглощения Исиды-Маргариты землей и возрождение Женщины-ведьмы.  

Отдельная группа зрителей отмечает, что фильм напоминает бред сумасшедшего. Действительно, материалисту может показаться, что у главных героев раздвоение личности.

Только в пограничных мирах сумеречного сознания зарождаются ростки подлинного искусства. Один из профессоров Литературного института говорил нам, студентам, что для написания романа нужна всего лишь связь с Абсолютом. Герои начинают жить своей жизнью и писателю остаётся только записывать то, что к нему пришло из тонких миров.

Быть писателем, тем более поэтом, сомнительный дар, который тяжело нести простому смертному. Сверхчувствительность, тонкокожесть. Ты не принадлежишь самому себе, пропуская через себя чужую боль и чужую страсть.

Некоторое время я преподавала на филологическом факультете. С удивлением отметила, что иногда меня начинает ломать и корежить прямо на выходе из метро, а в некоторые дни никаких душевных терзаний и смуты. Как только я установила связь между «плохим» самочувствием и присутствием на лекции одной студентки, объяснение нашлось. Девушка сразу подошла ко мне после занятий и сказала, что у неё было шесть попыток самоубийства…

Вернемся к героям фильма. Маргарита читает роман, запивает белый порошок вином в своей роскошной квартире. Параллельно разворачивается мистерия в подземном храме. Можно назвать это как угодно, диссоциативным расстройством личности, деперсонализацией, астральной проекцией, жизнью души. Но лично я вижу сны, а потом жду их материализации в условной реальности. Этот феномен наблюдаю и у клиентов по мере продвижения вглубь подсознания.

Юнг называл это синхронией. Обожаемый Маркес — магическим реализмом. Да, какая, собственно, разница?!

Нужно не страшиться многообразия мира и себя самого.

Фильм к просмотру рекомендую!

Личный сайт