У многих моих клиентов при абсолютно искреннем, осознанном желании счастливых, гармоничных отношений в бессознательном доминирует потребность страдания. Причина этой потребности в том, что в подсознании таких людей присутствует комплекс жертвы. Исходя из вышеназванного соотношения уровней психологической пирамиды, человек с комплексом жертвы будет искать любовь, но регулярно находить страдание в деструктивных отношениях, продолжая бесконечные танцы на граблях, приглашая вновь и вновь «плохих» абьюзеров в свою жизнь.

Другим немаловажным наблюдением является то, что тенденция страдать имеется не только в личном, но и коллективном бессознательном, являясь социальным трендом.

Не умаляя значения страдания в духовном очищении и пробуждении человека, тем не менее крепко стою на том, что в любом вопросе важна золотая середина.

Жизнь как бесконечное страдание весьма в духе русской ментальности, воспетой Фёдором Михайловичем Достоевским, Тургеневым, Чеховым. Но на дворе 21 век. Тем не менее, одна моя клиентка не отправлялась на свидание, не проплакавшись вволю под печальные песни о несчастной любви, ежедневных просмотров фильма Романа Полански «Горькая луна». Только в таком «боевом» настрое могла «любить».

Я выделяю комплекс жертвы как первопричину склонности страдать. Из комплекса жертвы, сформированного на основе детской травмы, личной или семейной истории, могут происходить мазохизм, имеющий психиатрический оттенок, виктимность как склонность становится жертвой.

Мне чужды духовные практики обнуления в ашрамах Индии, скрытым мотивом которых является желание избавиться от детских травм, которые было сложно пережить ребенком и по-прежнему больно и страшно встретиться во взрослом возрасте.

Обычно в маленькой комнате подвала подсознания закрывается то, с чем нам очень больно соприкасаться. Но дом нашей души без этой комнаты не наш дом. И маленький ключик от тайной комнаты кровоточит, как ключ от тайной комнаты в сказке «Синяя борода». Кровоточащий ключ в руке оставляет за нами следы, по которым нас находит судьба или карма.

Как правило, мы страдаем, когда наши ожидания не совпадают с реальностью. Страдания приносят и потеря привязанностей. Нарциссическая привязка к результату, долгожданной победе так же может привести к страданию и стрессу, если результат не соответствует ожиданиям и вложенным усилиям.

Избавиться от привычки страдать очень сложно волевым усилием, не только потому что первопричина скрыта в глубинах подсознания, куда сложно добраться самостоятельно без помощи профессионала, но и из-за нейрогуморальных механизмов, управляемых психикой.

Гормональная база привычки страдать – закреплённая с детства схема получения дофамина. Любовь и поддержку в дисфункциональной семье ребёнок получает после выброса адреналина, производных страха и боли. Сначала тебя накажут, а потом, пожалев, приласкают.

Другим распространённым сценарием формирования привычки страдать является выброс дофамина после адреналина, чтобы психика могла справиться с интенсивным стрессогенным фактором – ужасным взрослым, эмоциональным, физическим, сексуальным насилием. Ребенок не может выйти из этой ситуации физически и психологически, не может ответить агрессией на агрессию. Именно этот защитный механизм и запускает выброс адреналина. Нейрогуморальная система решает эту проблему выбросом дофаминов, чтобы сохранить психику, уравновесив количества адреналина в крови.  

Получается парадоксальная вещь – чем страшнее и больнее, тем приятнее.

Многие клиенты, испытавшие на себе ужасы насилия, помещают это детские переживания в практики БДСМ.

Взрослый с комплексом жертвы в ситуации стресса регрессирует в детскую травму.  Открывается шлюз детских переживаний. Эго взрослого человека захватывается детскими переживаниями. Как результат – выученная беспомощность взрослого, которую я обычно иллюстрирую фразой из фильма «Бриллиантовая рука»: «Шеф, все пропало!».

Окружающие хором древнегреческой трагедии запевают: «Сам(а) виноват(а)!», занимаясь, по сути, виктимблеймигом, добивая несчастную жертву.

Таким образом воспроизводится до боли знакомый родительский сценарий, когда на тебя, перепуганного ребёнка, кричит издерганная на работе и бытом мама.

С высоты прожитых лет понимаю свою маму и прощаю уже себя-маму. Потому что этот крик – крик страха за ребёнка беспомощной женщины, распятой системой, в которой эмоции ребёнка вторичны по сравнению с задачей экономического и бытового обеспечения. По сути, в глубинном своём проявлении – это крик любви и невозможности найти в себе ресурс быть просто мамой.

Чем обычно перебивается страдание? Короткими дофаминами, которые в большом количестве доставляет глянец, быстрые углеводы, психологический фаст-фуд социальных сетей.

Если вы решили избавиться от привычки страдать и просто жить жизнь, есть следующие сценарии:

1.    Жить чужой жизнью – читать книги, смотреть сериалы, фильмы, скролить ленты социальных сетей, следить за жизнью селебрити.

2.    Популистская психология соц. сетей – «резать к чертовой матери». Начать жизнь с чистого листа, так как будто до этого страшного события и не было вовсе. Как например, советует Опра Уинфри, столкнувшаяся в детстве с насилием близкого родственника, пренебрежением и отвержением матерью, следствием чего явилась ранняя беременность и смерть новорожденного ребёнка.

Опра говорит, что ни одного дня не провела у психотерапевта. Лучшим лекарством для своих ран считает своё шоу. Но Опра так и не решилась стать матерью, потому что, с ее же слов, знает свои негативные стороны и боится мести детей.

3.    Психотерапия. Здесь тоже нужна определенная осторожность.

Другая сторона вопроса коммерциализация психотерапии – виктимбилдинг. Специалист может инвалидизировать  человека, формируя беспомощность и привычку бесконечно рефлексировать. Непрофессиональный психолог так же может «выдать» индульгенцию на отыгрывание детской агрессии уже пожилым или немощным родителям.

4.    Медикаментозная коррекция, которая поможет купировать качели адреналин- дофамин на нейрогуморальном уровне.

5.    Укрепление Эго с помощью духовных практик, Веры в Бога, медитаций. Вспомним книгу Виктора Франкла «Психолог в концлагере». Страдание перестаёт быть страданием, когда понятен его смысл.

6.    Спорт как источник долгих дофаминов.

7.    Формирование нового мировоззрения, в котором доминирует мысль, если ты не можешь изменить мир, измени своё отношение к нему.

Я бесконечно восхищаюсь гениальностью Федора Михайловича Достоевского, постигшего и описавшего глубину падения и страдания человека лучше, чем кто-либо из писателей.

 Но сейчас мне ближе творчество Сомерсета Моэма, сумевшего принять личные психологические бездны и бездны окружающих, монетизировать свой талант, прожив жизнь респектабельно и буржуазно и не играя в карты…

Дорогие читатели, приглашаю вас на свой бесплатный вебинар «Как выйти из треугольника Карпмана и жить счастливо».

Вебинар состоится 7 марта в 18.00 по московскому времени в зум на образовательной платформе.

Зарегистрироваться можно по ссылке