Современный рынок психологических услуг переполнен всевозможного рода предложениями, которые, по заверениям специалистов, могут помочь решить все проблемы.

Кому-то помогает долгосрочная психотерапия. Кому-то достаточно пройти марафон по исполнению желаний. Кто-то после нескольких встреч со специалистом психологически завершает развод и встречает нового партнера.

А кто-то не достигает значимого результата, перепробовав психоанализ, коучинг и многое другое.

Давайте попробуем разобраться в причинах неэффективной психологической помощи, когда к нерешенной проблеме прибавляются сожаления о пустой трате времени и денег. Так жертва обстоятельств, близкого окружения, плохой кармы становится еще и жертвой психолога, сформировавшего привычку к бесконечной рефлексии в ущерб активной жизненной позиции.

Причины могут находиться, как в индивидуальных особенностях клиента, так и в некомпетентности и алчности психолога. 

Клиенты могут различаться по характеру запроса:

·       Те, кто хочет избавиться от страдания, т. к. повседневная жизнь им дается с трудом

·       Те, кто хочет преуспеть материально или в личных отношениях

·       Те, кто хочет попробовать, чтобы не оставаться в стороне от модных трендов, т. к. друзья и знакомые ходят к психологам

·       Те, кто уступает давлению близких

Иногда за вполне безобидным запросом и не явно выраженной симптоматикой кроется серьёзная психологическая проблема.

Например, женщина обращается с запросом улучшить материальное положение, но уже на второй встрече выясняется, что её семейная история отягчена суицидом одного из родителей, алкоголизмом другого.

Таким образом психологический запрос на финансовый коучинг перепрофилируется на длительную психотерапию в сопровождении психиатра.

Грамотный специалист в этом случае обсудит рабочую гипотезу с клиентом. Клиент же в свою очередь примет решение, стоит ли ему продолжать работать с этим специалистом дальше или пойти искать другого, который пообещает уравновесить процессы «брать-давать» всего за несколько встреч по сходной цене.

Психолог занимается виктимбилдингом, если раздувает эго клиента до размеров вселенной, «подсаживает» на бесконечный анализ всего и вся. Так, ко мне пришла клиентка после двухлетнего анализа у известного аналитика. Полгода, два раза в неделю, они обсуждали, к какому архетипу античных богинь она относится. При всем при этом психологически развод не завершен, отношений нет.

Иногда клиента пытаются «залечить» до состояния стерильной психики, либо дают бесконечные «поглаживания» его раненному ребенку, выдавая «индульгенцию» на отыгрывание детских травм уже пожилым родителям.

Недавно я посетила вебинар по развитию женского начала.

Но уже после выполнения первого задания стало очевидно, что одна из его участниц не совсем адекватна. Нужно было нарисовать дерево. Она нарисовала своё на 12 листах формата А-3. Потом «бомбила» общий чат сообщениями, густо сдобренными эмодзи.

Профессионал опирается в начале работы на классификацию клиентов: условная норма (невротики), пограничные (уже не норма, но еще не патология), психотики (потенциальные пациенты психиатрических клиник).

Исходя из этой клинической линейки, можно определить к какому специалисту нужно обращаться – психологу, психотерапевту, психиатру.

У молодых людей сейчас стало модным находить у себя биполярное расстройство и списывать свои проблемы на болезнь: «Это все моя биполярка!». Хотя это может быть циклотимической организацией личности со свойственными ей депрессивно-маниакальными стадиями.

Некоторое время тому назад ко мне пришла клиентка от психиатра с таким диагнозом. Но я не увидела болезни, предположив, что ей не хватило поддержки со стороны родителей в период утраты близких друзей. В моём лице она приобрела поддерживающую фигуру и смогла пережить смерть друзей. Потом озвучить свои потребности родителям, которые они без особых затруднений исполнили. Хотя клиентка пыталась несколько месяцев меня убедить, что родители психологически игнорируют ее, оставляя без внимания ее потребности и нужды.

Другая крайность – игнорирование клинических симптомов как самим клиентом, так и психологом.

Так, в течение двух лет я не могла уговорить клиентку сходить на прием к психиатру. Наконец после посещения врача и курса медикаментозной коррекции необходимость во мне отпала.  Я с облегчением вздохнула.

Клиентка вернулась через несколько лет, когда у нее началась стабильная личная жизнь и проблемы моего профиля.

Так же человек может относить свое состояние к отсутствию мотивации, прокрастинации, лени в то время, как на лицо клиническая депрессия. Которая не излечивается ни психологом, ни психотерапевтом, а преимущественно медикаментозно.

Можно ограничиться несколькими встречами у психолога, коуча, если вы хотите изменить свои поведенческие сценарии, оставив за скобками душевные измерения и поиски причин, начиная от седьмого колена. Тренинги эффективных продаж, менеджмента и коммуникаций, как и психологические советы господина Лабковского построены на этом принципе.

 Но если вы несмотря на всю «прокаченность», «осознанность» не можете увеличить свой доход, более того, продолжаете терять деньги, необходимо разбираться со страхом «иметь деньги» более подробно и длительно.

Герой фильма «Красотка» финансовый магнат Льюис признается Вивиан, что потратил на психоаналитика 10000 долларов, чтобы признаться самому себе, что ненавидит отца. Но ведь именно после этого магнат встречает свою любовь и принимает решение не расчленять компанию, находящуюся на грани банкротства, а помочь ее владельцу строить корабли.

Качественная психотерапия всегда про изменения внутреннего и внешнего пространства человека.

На заре своей психотерапевтической практики ко мне пришла женщина с запросом «выйти замуж». Но, как это у меня водится, мы год плакали о маме.

В начале работы психолог договаривается с клиентом о стоимости работы, о частоте встреч и приблизительной продолжительности работы.

Женщина могла предложить сумму почти вдвое ниже моих расценок. Через год финансовые обстоятельства у клиентки улучшились, но она по-прежнему жаловалась на маму, которая из-за учебы в аспирантуре рано отняла ее от груди, потом занималась больной сестрой, а сейчас и вовсе лишила ее наследства в пользу сестры-инвалида.

На символическом уровне я была для клиентки «плохой» материнской грудью и не могла останавливать плач ее голодного младенца.

На одну из сессий клиентка принесла сон, в котором не находит меня в кабинете. Я решила, что он про окончание терапии и посоветовала (конечно, я очень переживала) заработать на терапию денег.

Через полгода я позвонила клиентке, чтобы узнать, как у нее дела. Клиентка ответила: «Я ненавидела вас два месяца, а потом пошла зарабатывать деньги и мне это так понравилось, что необходимость в вас отпала. Это самое лучшее, что вы для меня сделали».

Этот случай не может являться руководством к действию. Но я соглашусь с автором концепции выученной беспомощности. Согласно М. Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией». Человек рассматривается в ней как принципиально пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т. н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств.

«Основой подлинной психотерапии является убежденность в том, что каждая личность обладает врожденной способностью к росту, самопознанию и выбору. Рост или самораскрытие — это естественное условие жизни и синоним психологического благополучия. Если этот процесс роста оказывается блокированным или осуществляется в условиях подавления, человек испытывает внутреннее чувство дисгармонии. В психотерапии исследуются причины, по которым это происходит, и как люди могут сами ставить преграды личностному росту. Нравственное значение психотерапии в том, что она помогает людям принять на себя ответственность за свою самореализацию, к которой они призваны хотя бы по факту своей принадлежности к человеческому роду».

Отто и Мириам Эренберг «Ориентируясь в мире психотерапии. Руководство для желающих пройти психотерапию».