Дети, как правило, очень впечатлительны, легко возбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию отсутствия родителя доступным языком. Это может быть развод или релокация отца. 

 

Реакция ребенка на разрыв с одним из родителей зависит от целого ряда факторов: возраст, характер, степень тяжести и близости к ребенку травматического события, а также уровня поддержки, получаемой от членов семьи и друзей.

В возрасте до 3 лет у ребёнка формируется базовое чувство доверия к миру, внезапная разлука со значимым взрослым может привести к травме привязанности, которая проявится во взрослом возрасте – избегающе-тревожном типе привязанности и соответствующему типу близких отношений, когда одной рукой тянут к себе, другой отталкивают. Эрик Эриксон «Детство и общество», Джон Боулби «Привязанность».

От 3 до 6 лет с точки зрения классического психоанализа закладываются основы гендерной идентичности и отношений с противоположным полом, могут быть поражены эти сферы личности.

От 6 до 12  лет  могут появиться страхи, не имеющие связи с травматическим событием (например, боязнь животных, монстров, незнакомых людей). Проснувшись ночью, ребёнок боится заснуть. Регрессия может проявляться в энурезе, сосании пальца, младенческом лепете вместо речи, чрезмерной зависимости от старших, потере самостоятельности, поиске защиты. Расстройства пищевого поведения могут проявиться снижением аппетита или повышенным аппетитом с чрезмерным пристрастием к сладостям. 

У подростков симптомы ПТСР в целом такие же, как у взрослых. Подростки чаще чем дети проявляют симптомы  депрессии и тревоги. Регрессия проявляется в форме снижения интеллектуальных способностей, с возникновением трудностей в обучении. Кроме того, пессимизм в отношении будущего уменьшает мотивацию к обучению. Подросток испытывает трудности с принятием решений. У подростков чаще, чем у взрослых, проявляется агрессия, аутоагрессия (самоповреждение) или суицидальное поведение, потеря осторожности (употребление психоактивных веществ, незащищённый секс, экстремальный спорт, опасное вождение транспортных средств и т. д.), провокативное поведение. 

Для того, чтобы не подвести ситуацию к критическому уровню, важно психологически грамотно выстроить диалог с ребёнком, переживающим отсутствие отца. В этих случаях я рекомендую прибегать к технике "Я - высказывания".

Формула Я-высказывания для мамы в ситуации, когда отец вынуждено покидает семью: Название чувства ребенка+ Нейтральное описание происходящего с вашей точки зрения+ описание совместных действий, которые помогут преодолеть негативные чувства ребенка в сложившейся ситуации, дать ему психологическую устойчивость.

Первый тест из методики
Первый тест из методики "Расскажи историю"

Например, Я понимаю, что ты чувствуешь (обиду, злость, страх, растерянность) … Мне тоже иногда бывает сложно понять, что нас ждёт впереди, но мы можем с тобой провести это время за такими делами, как …

Для ребенка от 3 до 10 лет.

Можно и нужно на символическом уровне прояснить реальное отношение ребенка к сложившейся ситуации и корректировать в жизнеутверждающем направлении.

Например, попросить нарисовать семью, отца в отдельности, предложив  шесть карандашей  основных цветов.

Звоночек для беспокойства – использование черного, коричневого цвета, агрессивное, катастрофическое содержание рисунков.

Попробовать вместе сочинить сказку про мальчика (девочку), чей отец был вынужден покинуть семью.

Мама может включить фантазию и использовать вымышленные персонажи или семью животных.

Например, в своей проективной методике исследования личности ребенка от 4 до 10 лет «Расскажи историю» (Когито, из-ие 3-е стереотипное, 2021) для того, чтобы выяснить отношение ребенка к разводу родителей, я предлагаю придумать конец для следующей истории. «Жила-была семья птичек. У них было уютное гнёздышко на дереве. Но однажды случилась гроза. Сильный ветер сбросил гнездо на землю. Папа полетел в одну сторону, мама в другую, что будет делать птенчик?».

Маму должны насторожить ответы: погибнет, будет плакать и кричать, его съест лиса, т. е. трагический исход.

Можно модифицировать историю для ситуации релокации. Папа уехал в неизвестном направлении. Что будут делать мама-птица и птенчик? Исходя из ответов, с различной степенью эмоциональной напряжённости с позиций лингвистической интроспекции - погибнут, умрут от голода, будут плакать от страха, будут строить новое гнездо, полетят искать папу - можно придумать вместе с ребёнком завершение истории с благополучным концом. Так же нарисовать иллюстрации к истории. В общении матери и ребёнка этого возраста эффективней всего придерживаться метода известного детского психоаналитика Франсуазы Дольто, считавшей, что между ребёнком и матерью существует особая эмпатическая связь, поэтому нужно уметь слушать и слышать своего ребенка. Малыша невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает всё. С самого раннего возраста ребёнку важно «совпадение того, что ему говорят, и того, что он ощущает» ( Франсуаза Дольто).

Рекомендую прочитать книги этой удивительной женщины «На стороне ребёнка», «На стороне подростка».

Мама дошкольника во время разговора может присесть рядом с ребёнком на корточки таким образом, чтобы её глаза были на уровне глаз малыша, и постараться найти слова-образы для описания сложившейся ситуации с обозначением в мягкой, дипломатичной форме возможных рисков.

Помните, что мышление детей этого возраста преимущественно наглядно-образное, они мыслят картинками, поэтому старайтесь говорить на доступном для них визуальном, символическом языках или языке игры.

Со школьниками можно выбрать время максимальной открытости и доверия, чтобы описать ситуацию, рассказать о том, что мама тоже переживает, испытывает трудности, но надеется, что вместе они справятся с возникшими проблемами и страхами.

С подростком можно говорить более открыто, но в щадящем формате, придерживаясь принципа добровольного и откровенного диалога.

Помните, что психика ребёнка очень пластична, поэтому может вытеснять негативную информацию, тем самым защищаясь от перенапряжения и диссоциативного расстройства. Не настаивайте на разговоре, если замечаете по выражению лица, словам, что ребенок противится разговору на заданную тему.

В разговоре с ребёнком любого возраста придерживайтесь главного принципа «Не навреди!».