Тот, кто решается перечитать классику без предубеждения — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой.

Петр Вайль, Александр Генис. Родная речь.

Не плюйте в меня, но не умею я читать Пушкина запросто – так получилось. Не вспоминаю его гениальные строки по случаю, не снимаю томик с полки, чтобы найти утешение в поэзии. Но уже учусь, не поверите, после поездки в Михайловское на фестиваль «Дни пушкинской поэзии». То есть, сработало.

Художник Игорь Шаймарданов
Художник Игорь Шаймарданов "Пушкин в Михайловском"

Поезд Москва-Псков

- Вы к нам в гости?

- На день рождения Пушкина, в Михайловское.

- Ох, Пушкин молодец был! Мужик – орёл!

- Там дороги все вокруг Михайловского – петлями. А почему? Потому что по пушкинским тропам проложены, как Пушкин пьяный от девок ходил – петлями. Ему ж домой надо было! К няне!

- Ерунду вы говорите. Дорога извилистая, потому что между гор идет. Потому и Пушкинские горы. Горы, понимаете?

Это ли не доказательство, что в народе Пушкина до сих пор принимают за своего. Позже о том, что «Пушкин – наш товарищ» будут говорить самые разные люди на празднике – митрополит Тихон, ректор литинститута Алексей Варламов, актеры, музыканты, школьники. Думаю, товарищество и личную близость с поэтом ощущают все, кто совершил паломничество в Михайловское, в этом году – больше 30 тысяч человек. И еще миллионы тех, кто мечтает сюда попасть.

Я плохо представляла, как далеко это от Москвы, и о 1,5 часах от Пскова не подозревала. Хотела увидеть пушкинские места, пушкинские горы, хоть намёк уловить, как же он такой уродился, такой великий-превеликий, который про все сразу и про каждого лично.

Приготовилась к академическому формату выражения почтения, ко вдумчивому (пусть даже заунывному, а что делать?) чтению стихов, а обнаружила себя среди нескольких сцен на поляне, посреди лесов и псковских далей, в гуще театральных и музыкальных представлений, созданных смелыми и молодыми.

Уличный перфоманс «Великанцы» (театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург) КУКФО
Уличный перфоманс «Великанцы» (театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург) КУКФО

КУКФО

По усадьбе ходил четырехметровый Пушкин*. Раскланивался с гуляющими, пускал великанские мыльные пузыри. Позже на дорожках появились Гоголь и Достоевский такие же по росту. Они гуляли поодиночке, а Пушкин в сопровождении джаз-банда и актера, читавшего стихи в громкоговоритель. Эффект завораживающий. Поэтические строки влетают в сознание легко, мягко, под саксофон. И все в них понятно, в них ничего непонятного…

- Обтекайте Пушкина аккуратно, как селедочки, - говорил актер в тот же громкоговоритель набегающим на великанца, стремящимся пожать ему руку, фотографирующимся на его фоне с опасностью опрокинуться с мостика.

*Уличный перфоманс «Великанцы» (театр «Кукольный формат», Санкт-Петербург)

ПЭЖО

Летали стрекозы и коптеры (к вечеру комары и коптеры), поляну покрывали одуванчики, лютики и незабудки, а сирень цвела так, что из-за гроздей не видно было зелени на кустах. Пахло рекой и сеном (это от тюков сена, работающих креслами).

  • - Витя, иди сюда!
  • - Оставь меня, я сбитень пью.
  • - Иди говорю, духовно обогащайся!
  • - Вы куда? Стойте! Тут вальс из «Берегись автомобиля» на ксилофоне играют!

Бегали дети, за мороженым стояла большая очередь, за шашлыком не такая большая. Слышался хор, подальше духовой оркестр, поближе камерная струнная музыка, немножечко сюрная.

Пошла на звук, обнаружила гипнотическое действо без слов, но в масках*. Что под масками живые артисты, забылось сразу и не думалось вообще. Зрителей не много, тем полнее оказалось погружение в представление, где персонажи проживали бурю эмоций и играли со зрителем. Хотелось зависнуть подольше среди них, в их уютном чуднОм мирке с его событиями и отношениями, а вываливаться обратно в реальность никак не хотелось.

Абсолютное волшебство, учитывая, что создается оно из воздуха на краю леса по древним законам карнавальной культуры, маски, гротеска и буффонады. Даже без слов! И никакого три-Д там, объемного звука. Из спецэффектов – бумажные самолетики, запускаемые в зрителя.

* Спектакль «Декаданс». Уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо», Санкт-Петербург

  • - Директор у “Пэжо”, говорят, настоящий цыган. Видишь, какие они, - уличные, кочевые.
  • - Смотри, заяц! Из сена.
  • - Тут и дикие бегают.
  • - В смысле? Какие?
  • - Обычные - лисички, волки.

ИОШПА

Дамы в шляпках (опытные, подготовились), молодежь с разноцветными волосами, волонтеры в футболках с символикой, мужики с пивом, священники в рясах, девушки-полицейские с дубинками на боку, семьи с детьми и дети в концертных костюмах – все перемещаются между сценами, мастер-классами, палатками с едой.

  • - Нам сказали идти на страшные звуки скрипучей двери.
  • - К пруду, к пруду, к ганнибалову пруду.

Корреспондент федерального канала бежала на скрежет из чащи. Там разворачивалась интерактивная инсталляция «Сон Татьяны. Гадание»*.

И описать происходившее трудно, как пересказать абсурдный сон, который снился ночью, отчетливо помнится, но не формулируется в сюжет, не разгадывается и преследует весь день, если не всю жизнь.

Пушкину в «Евгении Онегине», конечно, удалось описать сон (он же Пушкин!). Но и авторам инсталляции удалось невозможное - передать привкус кошмара, разложить сон на глючные образы и мельчайшие жуткие подробности, каждую из которых можно толковать бесконечно.

Интерактивная инсталляция «Сон Татьяны. Гадание»
Интерактивная инсталляция «Сон Татьяны. Гадание»

В леске у Черного Ганнибалова пруда висело множество зеркал и стоял длинный стол. С одной стороны за ним сидели в черных пальто до пят: человек-рыба, человек-самовар, человек-кот, человек-птица, человек-дерево, человек-лягушка, невеста-кукушка, жених с длинной шеей, гарпия... Все они непрерывно совершали движения, у каждого была своя мелкая, абсурдная цель: лягушка разбивала яйцо, жених сыпал пепел из сердца, дерево сыпало землю, все что-то клали в миску – рыбку, крыску, перо, ключик. А еще по столу «ездили» стаканы, поднимался пар от льда, булькали пузыри.И звуки обступали, особенно впечатляющие в густой чаще:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конской топ!

+скрип калитки, плач ребенка, звон стекла, женский причет…

  • - Пап, что это?
  • - Это сон Татьяны. Тише!
  • - Пап, страшно!
  • - Не кричи!
  • - Там медведь рычит.
  • - Он не настоящий. Дай же мне посмотреть!
  • - Почему Татьяне такие ужасы снятся?
  • - Я потом тебе…
Эскиз Этель Иошпа
Эскиз Этель Иошпа

Думаю, самое сильное впечатление, а возможно эстетическое потрясение получили те из зрителей, что сидели за столом прямо напротив персонажей «Сна». (Остальные стол обступали.) Более того, персонажи им гадали! Каждому, кто сидел за столом, выпадал номерок – например, из птичьих кишок выпадал... Дальше человек шел по одной из трех тропинок – тоже работавших частью инсталляции. К «Арине Родионовне» вела многометровая (ок 50 м.) коса, сплетенная из тряпочек, и А.Р. гадала по томику Пушкина, к медведю – шишки, связанные красной нитью - медведь заваривал кофе и гадал на кофейной гуще, до третьей локации провожал поэт-мим (Пушкин-Ленский). Там можно было выловить из тинистого пруда бутылку с запиской-пожеланием.

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

Говорят, священники обходили инсталляцию стороной – пугались, крестились, сторонились, видно, плохо «Онегина» читали. А длить и описывать, расшифровывать то многоплановое действо можно долго.

Чудо (уж не чертовщина ли?) вот в чем – чтобы освоить пространство, превратить его в огромную сцену, одухотворить, нагнать ощутимого ужаса, создать эту густую литературную атмосферу людям театра достаточно таланта и масок из папье-маше. Да они такую же инсталляцию могли и во времена Пушкина сыграть! С тем же реквизитом, подручным материалом и с тем же эффектом. (Кроме колонок, но они что-нибудь бы придумали).

— Я художник-сценограф, но у меня уже был опыт придумывания спектаклей в лаборатории Крымова, - говорит Этель Иошпа. Придумывать одной скучно, и когда меня пригласили делать инсталляцию, я позвала свою подругу Алену Смирницкую, она и художник, и режиссер, и актриса пластического театра... А кукол создали замечательные художники Маша Калмыкова и Максим Проценко. Замысел разрастался и в результате вылился в такой «театр художника». Воплотить «Сон Татьяны» нам помогли студенты Колледжа искусств Пскова. Помимо тех, кто играл в масках, важные роли сыграли трое ребят, сидевших под столом и обеспечивших все движения предметов по поверхности. Ребята прониклись, вжились и абсолютно справились. Теперь думаем, как, в каких пространствах наша инсталляция будет жить дальше.

ТРИКСТЕР

Два каскадера, танцовщица, три цирковых артиста, один надувной Черномор размером с дом, драматический актер, волшебник на джамперах и несколько летающих русалок – это фэнтези-боевик “Руслан и Людмила”. И костюмы - фантастические по формам и материалам!

Режиссерский дуэт Мария Литвинова&Вячеслав Игнатов искусно и смело мешает в своих спектаклях театр теней, видеопроекции, боевую хореографию, механические фигуры и еще массу других на первый взгляд не очень-то театральных выразительных средств. И всегда на крепкой литературной основе, перед которой “трикстеры” не застывают в почтении, нет, они решительно адаптируют классику к современности.

«Визуальная стилистика спектакля «Руслан и Людмила» основывается на эстетике компьютерных игр, которая при переносе на сцену стала для нас основой действия».

Как вам такое?

Сцена битвы Руслана с Черномором из спектакля
Сцена битвы Руслана с Черномором из спектакля "Руслан и Людмила"

— Это самые что ни на есть театральные выразительные средства, но для уличного театра, - говорит Вячеслав Игнатов*. Такой спектакль должен играться в дождь, в снег, в ураган, и при ярком солнечном свете, и совсем без света, и смотреться интересно при любом раскладе.

Нас не учат этому в институтах, но сейчас появились молодые коллективы, которые великолепно работают на улице, и они были тут, на фестивале, со всеми своими наработками.

* Сооснователь театра Трикстер и художественный руководитель праздника «Дни пушкинской поэзии».

Музыка в творениях “Трикстера” тоже играет важную роль (хотя неважных не бывает), и при первых же звуках “Руслана и Людмилы” дети со всей поляны побежали к главной сцене да так и застыли перед ней.

  • - Ну всё! Убили его, видела?
  • - Людмила его поцелует, и он оживится.
  • - Да она спит!

— У жанра фэнтези есть точные характеристики: магия действует наравне с физическими законами, а исторические персонажи - в вымышленных историях, и воспринимается все это как естественное явление. Формулировка появилась в ХХ веке, но то, что Пушкин еще и наш первый фэнтези-писатель – это факт. Потому и спектакль по жанру – фэнтези-боевик.

« Руслан и Людмила» производит эффект «белки в остолбенении» на бумеров и совсем младшее поколение, с детства привыкшее к бешеному экшену, ярким цветам и миллионам оттенков цифровых мониторов. А затем втягивает ребенка в мир пушкинских образов, во вселенную Пушкина, вписывает его слово в текущую реальность.

И все это театр.

«Моцарт и Сальери»

Наверное, это самый веселый «Моцарт и Сальери» в мире, потому что подуставшие к вечеру зрители непрерывно хохотали и радовались. И участвовали в действии. И успевали влюбляться и в того, и в другого. Пересказать невозможно, можно только аплодировать и преклоняться. И хотеть повторить несмотря на то, что игрался в тот день «Актерский интерактивный этюд» в исполнении Сергея Мелконяна и Максима Маминова (режиссёр Арсений Эпельбаум, Москва) ДВАЖДЫ и дважды был потрясным.

Мелконяна я еще со «Школы сна» обожаю, но Маминов! – он мой герой.

Только написав этот обзор, я поняла, что за день столкнулась с его талантами пять неповторимых раз. Он выступал Баяном (и носителем авторского текста) в «Руслане и Людмиле», Моцартом в этюде (два раза), блистал – пел и декламировал в «Библиотечнике» (обаятельнейший проект, требует близкого знакомства) и собирал музыкальную партитуру для «Сна Татьяны».

Вот ведь могет!

Гала-концерт

В режиссуре оперного оупен-эйра - заключительного концерта «Пушкин в русской и европейской музыке» сразу узнавался стиль и чувствовалась опытная рука мастера, даже четыре руки – Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой. Уже на саундчек оперные певцы и певицы Нижегородского театра оперы и балета* выходили в космических костюмах сестер Бекрицких и необычном гриме. И казалось, не только пробуют звук, но и вживаются в платья и «маски». Первая примерка происходила прямо на глазах зрителя с шутками-прибаутками, а концерт – прошел феерически и вдохновенно.

*Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина

— Нам было важно достучаться до современной публики, донести пушкинские произведения в новых форматах, сместить фокус восприятия, - говорит креативный продюсер праздника Мария Литвинова. Ведь Пушкин не требует возвращения! Он никуда не уходил из нашей жизни. Но требует переосмысления и смены оптики.

Концерт осенили две звезды: Главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета, скрипач и один из лучших контртеноров в мире Дмитрий Синьковский, который не только дирижировал оркестром, но и спел одну из арий. И Евгений Миронов – он вел концерт, декламировал и рассказывал истории создания оперных шедевров. Истории не столь далекие, как нам кажется. Например, о том, что выбор Чайковским «Евгения Онегина» критиковали, считали произведение несценичным. Это сейчас одноименная опера – классика и золотая сокровищница, а оказывается, она вполне могла и не случиться! Или что «Алеко» была дипломной работой Рахманинова в Московской консерватории, знали? Я нет.

Каждый спектакль, концерт, действо, стихи и музыка хороши были сами по себе, но в таком месте и таком пейзаже сила художественного воздействия утраивается. А может и удесятеряются. А может даже…

На то и место силы.

Сидеть на сене, слушать красивейшие оперные голоса, стихи Пушкина в исполнении Миронова и соловьев в лесу ОДНОВРЕМЕННО, да вблизи от родового дома поэта, где он творил, ел, пил, спал, да посреди просторов пушкиногорья и ландшафтов Михайловского – это ж прям счастье, счастье.

  • - А я знаю, что я буду сейчас в поезде читать - «Цыган». Загадала и сразу книжку увидела. Бывает же!
  • - Это нормально. От Вселенной по запросу.

Ночью долго куковала кукушка, но вопросы задавать не хотелось.

P.S. Искала информацию об Уличном Театре Странствующие Куклы Господина Пэжо, а у них в VK такое:

«Любимый зритель, дорогой подписчик, милый друг и просто прекрасный не-равнодушный-к-миру-театра человек!Наш театр сейчас переживает не лучшие времена. Всё, что мы хотим - это играть наши спектакли, делать их ярче и интереснее. И всё это для тебя.Прямо сейчас мы хотим дать новую жизнь спектаклю Декаданс. Мы живём ожиданием чуда. Но чудеса интереснее творить вместе, поэтому мы запустили краудфандинговую кампанию: 

Поучаствовать можно тут

Творцы, они – плохие бизнесмены, и кто как не Пушкин тому пример.

Когда живешь «обычной жизнью» между работой, семьей, сериалом, забываешь, как много талантливых людей, раскрепощенных, мощных буквально живут искусством и создают искусство. И так хочется, чтобы они всегда были там – в Михайловском, в театре, на улицах. Чтобы творили, говорили, танцевали и пели. Без них будет совсем невозможно.

P.P.S. В фестивале принимали участие еще множество замечательных коллективов. Но успеть на все представления было физически невозможно. Что жаль. И большое спасибо всем, кто организует, поддерживает, создает этот праздник. Он живой и очень нужный.