В своих четверостишьях Оля Аничкова называет себя «малоизвестной актрисой» Например,
Малоизвестная актриса
Письмо затеяла писать
Деду Морозу про желанья
Переплетает третий том
Но это такой литературный прием – ставить себя ниже читателя, чтобы он мог отождествить себя с автором. Или может даже, почувствовать себя лучше. Сильным людям не страшно, когда другие думают, что они лучше. Пусть себе.
На самом деле Оля Аничкова - тот человек, который думает, как сделать, чтоб нам было легче дышать, хотя бы в те часы, что мы сидим у нее на спектаклях. Это многослойная задача и Оля живет во всех её слоях одновременно. И помнит о тысяче составляющих решения. Про интонации, грим, микрожесты и подворотики на рогах Геллы.
Вот как это? Человек рождается и он сразу – артист, человек театра. И если заставить его быть эйчаром или учетчицей – он просто задохнется и сдохнет. У людей театра другая нервная система, бесконечный эмоциональный диапазон, режим дня, ценности… Нет, они тоже едят (и пьют) и спят, но только потом, когда отыграют. Когда там, на сцене получится «воздействовать». Если нет – капец. Все плохо и не имеет значения. Как они выживают вообще в нашем материальном мире с его колючками, растопыренными во все стороны?
Я представляла, как Аничкова сама для себя решила поставить «Мастера и Маргариту» и как она ходила тут рядом и все время изобретала разные приемы, чтобы это сделать с 9 актерами да еще и в одной комнате.
А как же кан-кан в варьете? А как бал Воланда? И какие должны быть рога у Геллы? И сначала она придумала все это у себя в голове, а потом воплотила на сцене, материализовала и вдохнула жизни…
— Это был уже пятый вариант рогов Геллы. Артистка работает в парике, хотя сама она рыжая и кудрявая, но нужно было другое. К парику надо было приделать рога. Мне нужны были такие, как на эскизе, с подворотиком. Сделали, а они похожи на уши зайца! В топку!
И так мне хотелось узнать про способ существования человека искусства, что я стала задавать прямые не возвышенные вопросы, а Оля на них прямо отвечала.
Итак,
БЫТЬ ОЛЬГОЙ АНИЧКОВОЙ
«Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорации, композитору — музыку, набрать большой штат сотрудников — и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, — это уже театр».
В.И.Немирович-Данченко
Профессия - театр
— Когда я была в 10 классе, мама договорилась об аудиенции у знаменитой пожилой артистки, которая в тот момент лежала в больнице. Моя профориентация свелась к ее словам:
- Если тебе интересно хоть что-то, кроме театра, хоть одна профессия, которой ты можешь заниматься, не хочешь, а именно можешь - займись ею!
В меня попали эти слова, я закончила журфак. Но все пять лет параллельно ставила и играла спектакли.
— Режиссировала я с 18 лет. В непрофессиональной студии. Правда мне казалось, «непрофессиональная» - как-то неудобно звучит, почти стыдно. Сейчас понимаю, что почетно. Оттуда уволился режиссер, но люди расходиться не хотели. И я им сказала: «Вы знаете меня как актрису, а у меня есть мысли по режиссуре. Попробуем?» Так получился мой первый спектакль «Клоунада. Почти без слов». Действительно без слов, в жанре клоунады, мы этот жанр тогда только щупали. Поехали по фестивалям, а жюри каждый раз было настолько в хорошем смысле ошеломлено и не готово к клоунаде, что обычно присуждало нам Гран-при.
Пока училась на журфаке, продолжала ставить в том же театре. Пьесу Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды», бессчётное количество детских спектаклей…
— Кем я только не работала от администратора гостиницы до журналиста! Но я - невыносимый сотрудник. Мечтала о «Нашем радио», пошла туда на практику с журфака. Мне сказали тупо распечатать сетку вещания, я от истерики столько раз нажала на кнопку «печать», что сначала ничего не печаталось, а потом из всех принтов редакции полезла эта долбанная сетка! Сказать, что я была красная, не сказать ничего. Я все теряю и ломаю. Но только не в театре.
— Театром должен заниматься человек, который не про копеечку, просто он не может и не хочет ничего кроме. Такие не понимают, как без этого жить. Наша педагог по актерскому мастерству Марина Юрьевна Кайдалова говорила:
- Как дома можно разговаривать не о театре?! О чем ещё?
— У нас есть закулисный термин - «полет». Если я захожу после спектакля и говорю «Это был полет!», коллективный полет девяти человек, значит обнимаемся и расходимся. Но если есть нюансы...
— Артисты четыре часа отпахали, все сделали великолепно, зрители в конце устроили стоячую овацию! И тут вхожу я, вся из себя в шарфе и начинаю: здесь вы пережали, здесь вы не дожали, здесь ненужную шутку вставили. «Что за импровизация, кто просил? Я за импровизацию, но эта была неудачной!» И сидят мои прекрасные актеры, такие грустные... Но у нас с ними договор, что о минусах я говорю сразу. Мое дело - чтобы они были не просто хороши, а идеальны на площадке. К тому же я настолько восхищенно отношусь к артистам проекта, что вряд ли им мало моей любви.
— Вика (актриса Виктория Мустафина) - подруга, крестная сына, но в рабочее пространство дружба не переносится. К тому же есть много проектов, где мы с Викой одинаковые руководители, обе режиссируем, придумываем вместе. С другой стороны, когда я прихожу в какой-то проект, где не режиссирую, где меня позвали в качестве артистки озвучания или просто актрисы, «дураком работать», мне очень сложно! Физически больно, когда знаешь, как надо и видишь, что все не так.
— Я не верю в режиссеров - режиссеров. Нужно все знать изнутри. Как Хейли! Чтобы написать «Отель» и « Аэропорт», он устроился работать в отель и аэропорт, причём работником самого низшего ранга. Если понимаешь тяжесть актерского труда на своей шкуре, например, сам сажал связки, то слышишь, что артистка хрипит на прогоне и сразу принимаешь меры: «быстро пить персиковое масло и гомеовокс и не разговаривать на этой репетиции».
— Если я сама не знаю, что такое ползать в грязи в трико с вытянутыми коленками, если я не знаю, как это перемещаться без света за декорациями и что в декорации не должно быть никаких острых углов, потому что это травмоопасно, если я сама не испытывала сложностей взаимодействия с партнёром - что я могу требовать от своего актера!? Только актер может быть режиссером. Иначе это игра в унижение: я тут главный, меня назначили, а ты вертись!
Клоунада - это
— Клоунада – это не с красным носом прыгать. У нас другое - и про посмеяться и про поплакать.
— После того, как нас «ушли» из одного государственного театра, мы с Мусей (актриса Виктория Мустафина) прорыдали три месяца на диване. Нас-то учили, что актер без театра не живет. Потом поняли, что два актера – уже театр. Тогда в 2010 году вдвоем мы придумали и срежиссировали спектакль в жанре клоунады «Жизнь Ж...», который до сих пор играем как независимый театр из двух человек «ДаМы».
— Стали «пробовать улицу», поняли, что это сложнее, чем сцена, поэтому интересней. «Улица» это про то, что Немирович-Данченко сказал приблизительно так: «Расстели коврик на улице, начни работать. Если ты настоящий артист, люди остановятся». (Точная цитата в эпиграфе).
Стали собирать актеров, музыкантов, клоунов, которых считали молодцами, и делать с ними уличные перформансы. Собрали коллектив из 60 человек. Некоторых брали вслепую, но не ошиблись. Поставили 7 уличных спектаклей. Теперь работаем, делаем новые «клоунские» проекты и ездим с ними.
— В театре человек купил билет, специально пришел, сел в кресло, чтобы смотреть на тебя. А на улице он бежал куда-то по своим делам – на работу опаздывал, может, за ребенком в садик спешил. И что ты такого можешь сделать, чтобы он остановился? Учитывая, что у тебя нет сцены, специального света, тишины вокруг… Тут без слов обходиться гиперсложно. Но мы это можем.
— Бывает, пришел в театр, там все красиво, богато, уже посчитал миллионы на декорации, а сидишь и умираешь со скуки. Этому есть профессиональное определение – действие стоит. Актеры красиво одеты, все службы работают, свет светит. Но актер не понимает принципа воздействия на партнера. Смотрит мимо лиц и реплики кидает мимо, не пытается воздействовать. Тогда ничего не поможет.
— Клоунада – лучший тренажер, эспандер актерской техники. В клоунаде нет костюма, который дает понять зрителю: ты – королева. Или: ты – нищенка. В клоунаде ты скорее среднего рода. Но все равно доносишь до зрителя мысль, эмоцию, действие. Поэтому, когда есть костюм, грим, сценические партнеры да и разговаривать можно, задача упрощается. В драматическом театре ты, конечно, не будешь существовать в пластике клоунады, но у тебя есть этот опыт и твой неклоунский микрожест будет максимально точен. Люди, которые понимают правильную клоунаду на сцене, непобедимы.
«Булгаков. Куклы»
— В августе 2021 мы с Викой (актриса Виктория Мустафина) сидели на кухне и размышляли, а инде нам что-то такое сделать, чтобы ух? Уже никто не помнит, кто первый предложил «Мастера и Маргариту».
— Я вообще жадная очень. Я еще пою, стихи пишу. Занимаюсь и клоунадой, и драматическим театром. В моем мире одно без другого не работает.
— Люблю читать биографии, это помогает расшифровать, «что хотел сказать художник». Стала читать про Булгакова, чьи книги и пьесы запретили. Он-то знал и что такое отчаяние, и что такое морфий. Представила себе, как он мечется по своей комнате, сжигает первую рукопись романа… И поняла, как сценически решить «Мастера и Маргариту» - через комнату писателя.
— Постановка задумывалась как камерная. У нас не было возможности делать масштабный спектакль, иначе, только на балу Воланда должно было танцевать человек 50. А в нашем спектакле всего 9 актеров. И каждый (кроме Мастера и Маргариты) исполняет несколько ролей. Я позвала очень сильных артистов, которые пашут на пределе возможностей.
— У Миши Липкина в спектакле семь (7!) персонажей, у Климова и Лобанова по четыре. Для актера это интересная задача. Так идешь на спектакль только Колобка играть, а так и лису, и бабку. В театре это нередкий прием. Зритель не дурачок – он видит, что Булгакова, Воланда, Понтия Пилата и профессора Стравинского играет актер Игорь Климов. И я для зрителя должна была оправдать – почему так? Визуально связать.
— Роман объемный, не хотелось упустить ни одной сцены. И пришло решение. Куклы! Куклы, в некоторых сценах действующие наравне с актерами, помогли решить сразу несколько драматургических задач.
— Когда кукол вручили в руки артистам, они были в ужасе. Говорили: играть сами мы умеем, а как с этой штукой обращаться? Но рискнули. И результаты превзошли все ожидания.
— То что Маргаритой будет Вика (актриса Виктория Мустафина), сначала было категорически невозможно. Вика отказывалась – «Я не она. Как Маргарита может быть рыжей? Она коротко-стриженная брюнетка. Это прописано в романе! Я бы Геллу». А я сказала нет – Геллу я вижу по-другому, давай Маргариту. Это была битва.
— В работе с художниками, декораторами, бутафорами очень важно договориться о единстве понятий. Мой запрос был, чтобы все происходило в одной комнате. Надо было выкручиваться! Чтобы все открывалось, вылезало, чтобы руки из картинных рам, чтобы все работало, двигалось, открывалось, трансформировалось. И сложно сказать, кто что придумал. Художник-постановщик у нас гениальный Евгений Терехов. Женя придумал, что психиатрическая лечебница находится внутри дивана и многофункциональный плащ с кровавым подбоем. Я - ноги манекенов, танцующих в кабаре и т.д.
— Есть мечта снять, что во время спектакля происходит за кулисами, как в правом окне кукла доктора продолжает разговаривать с Иваном Бездомным, при этом через микросекунду от центрального входа входит актер. Потому что актриса Мария Кондратова вовремя подлезает подмышку актера Михаила Липкина и вовремя куклу подхватывает.
— У меня бутафор Ольга Габа, блестящая девушка. Мне нужен был кубок в виде черепа. Рассказываю ей, как я его вижу. Присылает эскиз. Да, говорю, это оно, но как материализовать? «Как-как? ТриД печать!»
— Не хочется показаться поэтессой с заломленными руками, но мне кажется, есть идеи, которые и правда «витают в воздухе». Ты что-то придумал, включил телевизор - а там, о ужас, то же самое делают! Хотя ты правда не видел заранее. И если тебе везёт быть проводником идеи, то не тупи и осуществляй то, что пришло в голову.
— Когда Воланд и кот Бегемот играют в шахматы, мне нужна была не просто доска, а чтобы клетки находились на разном уровне. Никто не спросил, не сошла ли я с ума, просто начали думать, как это сделать. Команда это всё!
— Я знала, что есть хореограф мечты - Артур Ощепков, просто боялась подступиться, думала «не потянем». На что разумная Вика сказала: давай спросим. Спросили, оказалось, ему интересен проект.
— Артур человек, с которым невозможно разговаривать. Ты ему что-то говоришь, смотришь в глаза, а он уже примерно в Сан- Тропе. Потом становится в угол, прямо физически – в угол и стоит там от полутора до трёх часов. Стоит и перебирает пальцами рук. Актеры в ступоре, я успокаиваю, говорю, что можно покурить, оправиться, поесть. Потом он поворачивается к актёрам и начинает разводить такие вещи, которые я пыталась объяснить, но не находила слов, а он «прочухал». Спрашивал, какой мне нужен бал. Ну, говорю, с размахом, человек на двести. А сцена раздвинется? Я говорю - нет. А число актеров добавится? Я говорю - нет. Ну и придумал бал, который весь происходит собственно на столе.
— Актерская адекватность - огромная часть профессии. Кого бы мне играть в «Булгаков. Куклы»? И зачем? У меня есть свои актерские мечты, но сейчас они усложнились к выполнению. Я вот понимаю, что так, как я, никто не сыграет Дульсинею Тобосскую. У меня прямо под кожей эта роль. И если все сложится, я нарушу своё негласное правило не режиссировать и не играть одновременно в одном проекте.
— Мне кажется, смотреть спектакль - такая же работа, как для актера играть его. Было очень страшно, что зритель не сможет высидеть 3 часа 50 минут, пусть и с антрактом. Но практика показывает, что люди даже на часы не смотрят! И не устают.
— Я не стою с билетами у метро, но что касается пиара, делаю сама. Это совершенно неправильно, я этим не горжусь. Пыталась недавно видео в тик-ток загрузить с трейлером спектакля. Но тик-ток не принял высокого искусства, видео не загрузилось 8 раз. В такие моменты ясно: ну всё, я пас, я не могу. Но ведь мне нужно, чтобы у спектакля был грамотный пиар, потому что это работа, за которую не стыдно.
— Нашла же я лучших актёров, лучшего декоратора, хореографа, художника по костюмам! Так же нужно находить и специалиста в сфере пиара и рекламы. Сейчас с нами работает замечательная девушка.
Честь профессии
— Поменялся воздух в зрительном зале. Люди впитывают происходящее на сцене с какой-то новой жадностью. Даже на уморительную комедию зритель приходит куда с большей надобностью, чем раньше. И то, что во время обучения называлось «честь профессии», приобретает все большее значение.
— Пойти в театр – труднее, чем не пойти. Это стоит денег, времени. Но люди идут. Один из самых больших комплиментов, которые я слышала после спектакля, причём не от одного человека, это: «Спасибо, мы четыре часа думали о настоящем. О том, о чем на самом деле нужно думать, особенно в сложные моменты жизни». Поэтому мне кажется, мы сейчас очень нужны.
— Нам сейчас сильно сложнее выходить на площадку, потому что все переживают. И неважно, кто за кого – в коллективе разные мнения, но груз, привязанный к ногам, есть у всех. Актёр вместе с режиссером так же просыпается с утра, открывает новостную ленту. А ему вечером спектакль играть и облажаться нельзя, театр не кино, дублей нет.
— Недавно подошла женщина с девочкой, сказали, что приехали из Ижевска на спектакль: «Увидели отзывы в сети и специально приехали и хотим сказать, что не зря». Это большой комплимент тому, что мы делаем.
— Если мы на своём уровне можем на четыре часа сделать кого-то счастливее и кому-то станет легче дышать - это именно то, для чего мы были созданы. И мы будем продолжать. Какие ещё могут быть варианты? Бегать паниковать? Рвать на себе волосы? Уже рвали, это непродуктивно.
Ближайший спектакль «Булгаков. Куклы» 26 января