Изображение Мэрилин Монро на 52-ой улице Манхэттэна, когда поток воздуха из решётки вентиляционной системы Нью-Йоркского метро раздувает юбку её белого платья, часто называют "иконой ХХ века". И хотя точной статистики нет, говорят, что по количеству репродукций оно уступает только сто-долларовой банкноте. А “изображение” потому, что это - не фотографический снимок, а вырезанный из фильма кадр.
Как-то так получилось, что в этом мгновении выразилась вся Монро - не обычная земная женщина, а ангел, готовый в любую минуту оторваться от земли и, подхваченный теплыми воздушными потоками, исчезнуть в небесной дали. Потому и икона.
Создатели иконы - кинооператор фильма "Зуд седьмого года” Мильтон Краснер и режиссер Билли Уайлдер. О Краснере известно немногое - проработал в Голивуде почти 50 лет, был очень талантлив и всеми любим, однажды получил Оскара, и в конце карьеры был приглашен режиссером Билли Уайлдером работать на ленте с Монро.
Уайлдер, напротив, широко известен. Один из крупнейших деятелей мирового кино, снял 60 картин и получил семь Оскаров. Жители Нью-Йорка всегда знали об этой игре воздушных струй Нью-Йоркой подземки - свободные воздушные потоки, приводимые в движение проносящимися поездами, полетав по туннелям, с силой вырываются наружу через вентиляционные люки. Уайлдер был первым, кто придумал использовать эти потоки в качестве объекта искусства. Не прошло и 50-ти лет, как его идея, принесшая огромный успех всем участникам фильма, получила неожиданное развитие: в Нью-йорке родился особый вид скульптуры - аэромэны, танцующие фигуры, приводимые в движение вырывающимся из люков воздухом. Первые такие фигуры делались из черных пластиковых мешков для мусора. Сейчас это успешный бизнес, вышедший далеко за пределы Нью-Йорка.
В создании этого иконического изображения огромную роль сыграли и другие со-участники, без которых "картинка" бы не сложилась. Главный соучастник - это платье Монро, воплощенная нежно-белая элегантность. Его создатель - Голливудский дизайнер Вильям Трэвилла.
Конструируя свой шедевр, он почерпнул вдохновение в благородной простоте классической греческой туники с ее мягкими складками. Трэвилла работал с Мэрилин на восьми картинах. Очевидно, актрису и костюмера связывали особые отношения. Сохранилась её записка: "Дорогой Вилли, одевай меня всегда. Я люблю тебя, Мэрилин". Любовь Трэвиллы к Мэрилин была настолько сильна, что он так и не смог простить миру ее смерти. Трэвилла покинул Голливуд, удалился в свое имение в Англии и, погрузившись в безмерную печаль, навсегда запер за собой дверь. С собой он забрал все платья Мэрилин. В то время, как студия распродавала имущество актрисы с молотка, наживаясь на ее смерти, как наживалась и на ее жизни, Трэвилла, словно желая наказать мир, укрыл платья актрисы от любопытных глаз. Всю жизнь он держал драгоценность в секрете, тем самым невольно провоцируя любопытство. Эти платья получили название "потерянная коллекция". После смерти Трэвиллы все они были проданы с молотка. Оказалось, что инвестиция в одно её платье приносит 200% в год! Белое платье ушло за пять с половиной миллионов долларов. Новый владелец, как всегда в таких случаях, пожелал остаться неизвестным.
Вот уже десятки дет эпизод с улетающим платьем служит объектом пародий и подражаний, перечислять которые пожалуй нет смысла. В большинстве случаев все это отвратительный банальный "Его Величество КИТЧ". Скульптор Сьюард Джонсон переплюнул всех, повторив эпизод в виде 10-метровой бронзовой статуи. Сомнительный "шедевр" называется "Мэрилин навсегда" и был выставлен сначала в Чикаго, а затем перемещен в Пальм Спрингс в Калифорнии. Конечно, автором скульптуры двигали самые лучшие побуждения - передать свою огроооомную любовь к актрисе. Но он явно перестарался. Статуя трижды подвергалась вандализму - неизвестные распыляли красную краску на ногах Мэрилин. Среди туристов - как мужчин так и женщин- распространилась странная мода лизать её ноги. В результате журналисты признали, что гигантская Мэрилин "обладает способностью вызывать самое плохое и низменное в каждом из нас."
И это очень печально. Ведь живая Мэрилин обладала способностью вызывать только самое хорошее. Открытая, легкая, словно дивный цветок, доверчиво раскрывшийся миру, она обладала волшебной силой, способной оживлять предметы и одухотворять людей. Именно такой образ Мэрилин создала исполнительница её роли в фильма "Блондинка" Ана де Армас: восхитительная улыбка, легкое движение - и вот уже все ожило и наполнилось глубоким смыслом.
Удивительным для российского (и не только) зрителя стал эпизод фильма, где босс студии насилует Мэрилин. В официальной биографии актрисы этот факт, как правило, умалчивается. Или, если и упоминается, то акцент делается на предположении о взаимной влюблённости актрисы и киномагната. Меж тем, похоже, что авторы фильма говорят правду. Человек по имени Joseph Michael Schenck (Джозеф Шенк) действительно в 1934 году основал (вместе с Деррилом Зануком) компанию «20th Century Pictures», которая затем объединилась с Fox Film Corporation в 1935 году, образовав корпорацию 20th Century Fox. Мистер Джозеф Шенк стал её первым президентом, сделавшись одним из самых влиятельных людей в кинобизнесе. В том числе, он действительно сыграл важнейшую роль в превращении скромной фотомодели Нормы Джин в мировую кинозвезду. В эти же годы его родной брат мистер Николас Шенк хозяйничал в соседней киностудии MGM. Всё это так. Только настоящие, полученные этими голливудскими киномагнатами при рождении имена были вовсе не Джозеф Шенк и Николас Шенк, а Иосиф Михайлович и Николай Михайлович Шейнкер. И родились и выросли эти двое в городке Рыбинск Ярославской области. Родным языком их был русский.
Так вот, кому мир на самом деле обязан появлением иконы?!
Была ли Мэрилин влюблена в этого человека? В фильме вопрос не обсуждается вслух. Но ответ невольно приходит, когда видишь полные страдания глаза Аны де Армас в сцене, предшествовавшей "кастингу" в кабинете босса. Да, пожалуй, правы те российские критики, которые посчитали "Блондинку" фильмом скорее о ненависти, чем о любви. Вот только, почему это плохо? Блестящая работа сценариста и режиссёра фильма Эндрю Доминика в сочетании с потрясающей игрой де Армас вызывают огромный интерес к фильму во всём мире. Может, час выставить окончательную оценку их работе ещё не настал? Давайте подождём, дадим нашим впечатлениям отстоятся. А там посмотрим - ведь, в конце концов, как неожиданно выяснилось, Мэрилин нам отнюдь не чужая!