В Голливуде прошел самый вкусный ивент в киноиндустрии — ланч оскаровских номинантов. Ланч этот не простой. Как известно, хорошая еда, приятные собеседники и один-другой бокальчик шампанского располагают к откровенности. Собравшиеся гости, угостившись от души, активно и вполне откровенно обсуждали грядущую церемонию награждения «Оскарами». Здесь можно было услышать разнообразные субъективные мнения и разобраться в объективных трендах.
Нет никаких сомнений, что лучшим фильмом года будет признан «Оппенгеймер». Многие инсайдеры индустрии так и не смогли досмотреть фильм до конца. Но то, что они видели, произвело сильное впечатление. У фильма есть серьезные недостатки: частые провисания сценария, странное увлечение крупными планами, надуманный конец. Есть и огромные достоинства: потрясающий саундтрек, мощная история, великолепные актеры и любимец публики Киллиан Мерфи. Все остальные номинанты в этой категории, как бы хороши они ни были, в сравнении с этим творением кажутся мелковатыми. Так что «Оскар» гарантирован, внутреннего конфликта не обнаружено, и тему можно благополучно закрыть.
Совсем другая ситуация сложилась вокруг номинантов в категории «Лучший исполнитель главной роли». Конфликт обозначился между двумя основными претендентами. С одной стороны — яркий Киллиан Мерфи с его толпой поклонников и мощно выписанной ролью, с другой — толстенький, лысый, стеснительный Пол Джиаматти. Кто из этих двоих получит «Оскара», предугадать невозможно. Но давайте посмотрим, как раскладываются карты на сегодняшний день.
Фильм «Оставленные» задумывался как малобюджетный и проходной. Студия «Мирамакс» пока держит в секрете выделенный на эту ленту бюджет — наверное, чтоб не вызвать насмешек.
Режиссер Александр Пайн, известный в индустрии своей скромностью и полным отсутствием пафоса великого режиссера, подобрал уже отвергнутый кем-то сценарий, написанный обычным «рабочим» телевизионным райтером.
Почти все съемочные локации — реальные школы. Сложных сооружений не понадобилось. Исполнитель роли ученика Доминик Сесса — обычный школьник, впервые вставший перед камерой. Актеры второго плана — простые рабочие актеры с невысокими гонорарами. Массовка — школьники тех школ, где снимали. То есть все это даже близко не могло стоить каких-либо серьезных денег.
По поводу гонорара Джиаматти, который после яркой работы в «Миллиардах» может претендовать на большие суммы, нет никакой достоверной информации. Не удивлюсь, если окажется, что он вообще работал бесплатно. Почему? В отличии от большинства голливудских звезд, не блещущих высоким интеллектом, начитанный и высокообразованный Пол, конечно, понял сценарий и схватился за роль. Что же такого он понял?
Сюжет фильма сплетается вокруг личности чудаковатого школьного учителя, который принес себя в жертву ради спасения ученика. Школьники откровенно над ним издеваются. Один из учеников — тот, который больше остальных насмехается над жалким учителем, — парень с глубокой семейной травмой в бэкграунде.
Травма эта сделала эгоистичного отпрыска из вульгарно-богатой семьи более чувствительным, открытым к учению. Он оказывается с учителем один на один, слушает его, наблюдает за ним, и в результате его отношение к учителю претерпевает метаморфозу от ненависти и неприязни до полного понимания и принятия.
Ради его — ученика — спасения учитель жертвует собой, наглядно демонстрируя, что добро существует. И в ученике зарождается искра.
Кроме этих двух героев в истории задействованы:
- — директор школы, который увольняет учителя со словами: «я сделал все, что мог, чтоб спасти тебя — но ты очень упрямый»;
- — родители ученика, омерзительная парочка мама и отчим — категорически требующие увольнения учителя только за то, что он помог мальчику увидеться с тяжело больным отцом, не испросив при этом их разрешения;
- — коллега Лидия, единственная женщина, которая любит учителя, но не плотской любовью, так как у нее уже есть возлюбленный;
- — и еще одна женщина, мать, скорбящая по погибшему на войне сыну, которая не насмехается, как все, а, наоборот, поддерживает учителя.
Ничего не напоминает? Скромный чудаковатый учитель. Сомневающийся смятенный ученик. Большой начальник — я пытался спасти тебя, но умываю руки. Молодая женщина — но не любовница — рядом. Скорбящая мать. Злобные поклонники «Золотого тельца», требующие немедленной казни.
Да. Так и есть. Автор фильма «протащил» (как выразился один хорошо известный москвичам критик) на экраны апологию Иисуса Христа. И сделал это так тонко и элегантно, что высокомерный Голливуд поначалу этого и не заметил. Зато заметили другие: простые зрители, провинциальные критики, коллеги по цеху. Их признание вынудило Голливуд обратить-таки внимание на фильм и, в результате, признать высококачественную работу команды по всем параметрам. «Любовь со второго взгляда, но зато навсегда», как метко выразился один уже немецкий кинокритик.
Любопытно проследить за процессом развития положительного отношения к фильму — от полного игнорирования до восторженной любви.
Премьера состоялась 31 августа на локальном кинофестивале в Теллуриде, штат Колорадо. Затем, в сентябре фильм занял второе место в категории «Выбор зрителя» на фестивале в Торонто. Через неделю фильм был показан в южнокорейском Бузане — заметим — в категории «Иконы»!
Все это время отзывы американских критиков были прохладные. «Средний семейный фильм под Рождество» казалось общим приговором. А один критик даже озаглавил свою рецензию о фильме в крупной газете «О, вот так чушь!» и сравнил фильм с «белым слоном — таким же неуклюжим и фальшивым». Роль Да Вине Джо Рандольф этот товарищ журналист охарактеризовал как «недоработанную».
Тем временем фильм продолжал свой пробег по локальным фестивалям, ведь многие штаты и крупные города Северной Америки имеют свои кинофестивали. Шесть штатов: Техас, Невада, Оклахома, Джорджия, Айова, Индиана, а также города Нью-Йорк, Бостон, Даллас и Сиэтл чествовали фильм за лучший сценарий.
В пяти штатах ленту признали лучшим фильмом года. В Айове фильм вообще выиграл практически во всех категориях. За время этого пробега «недоработанная» Рэндольф была признана лучшей актрисой второго плана 29 (!) раз. Джиаматти признали лучшим актером — исполнителем главной роли 12 раз.
Такие рекорды не могли остаться незамеченными, и интерес к фильму резко возрос. В декабре стали появляться первые положительные рецензии. Правда, пока хвалили только актерскую игру Джиаматти и Рэндольф. В результате оба они получили «Золотой глобус».
О великолепном качестве самого фильма заговорили только после того, как Ассоциация Выбор Критиков (ССА), присвоила фильму «Знак качества» (Seal of distinction). В результате Американский институт кино внес «Оставленных» в список 10 лучших фильмов года. И последовали номинации на «Оскара», чего, кстати, создатели и дистрибьюторы фильма совершенно не планировали.
За все это время «Фокус Пикчерс», приобретшие прокатные права за 30 миллионов, не вложили в промо фильма ни цента и заработали всего 19 миллионов на внутреннем прокате.
В Европе прокат «Оставленных» начался 25 января. Немцы, еще не окончательно забывшие своих великих философов и творцов, сразу же присвоили фильму категорию «особо ценный». Французские критики немедленно разглядели в фильме «маленькую драму с большим значением». Англичане — тоже ребята с серьезным культурным бэкграундом — тут же номинировали фильм на Премию Британской академии, вручение которой состоится 18 февраля. Решение британцев несомненно повлияет и на мнение академиков, голосующих на «Оскарах». Итак, Мерфи или Джиаматти? Пятьдесят на пятьдесят.
Еще один любопытный конфликт «Оскара» обозначился в категории «Лучшая исполнительница главной роли». Все, кто видел фильм «Дайана Найэд», наверняка согласятся, что с точки зрения актерской игры Аннетт Бенинг сделала нечто немыслимое.
В фильме рассказывается история известной спортсменки Дайаны Найэд, которая сумела пересечь вплавь Атлантический океан, преодолев расстояние в 177 километров от Кубы до побережья Флориды за 53 часа. Уникальность Дайаны Найэд была еще и в том, что она готовилась к этому смертельно опасному предприятию всю жизнь, но смогла осуществить его только в возрасте 64 лет. Все ее предыдущие попытки, сделанные в более молодом возрасте, были неудачными, и она сходила с дистанции. Всего таких попыток у спортсменки было пять, и только пятая оказалась успешной.
Чтобы создать максимально реалистичный образ своей героини, Бенинг тренировалась в течение года в реальных условиях в прибрежных водах острова Таити. Как и ее героиня, Бенинг, которой в год съемок как раз тоже исполнилось 64 года, плыла, борясь с переохлаждением в глубокой ночной тьме, плыла, обгорая под безжалостным карибским солнцем, плыла, задыхаясь от напряжения и захлебываясь соленой водой. Ее лицо отекало, язык во рту распухал, кожа теряла чувствительность, разум утрачивал чувство реальности.
Хочется верить, что совпадения не бывают случайными и нынешняя — пятая в жизни актрисы Аннетт Бенинг — номинация на «Оскар» наконец принесет ей победу. Но пока обстоятельства складываются не самым удачным для нее образом.
Во-первых, критикам не понравился сценарий. Якобы в нем не отражена реальная проблематика героини: трудное детство с тираническим отцом, конфликт с тренером, сексуальное насилие и так далее. Возможно, это и так.
Но ведь и в сценариях фильмов-фаворитов есть серьезные недоработки. Это никак не мешает исполнителям главных ролей мастерски делать свою работу. Во-вторых, в борьбе за звание лучшей актрисы с Бенинг конкурирует безусловная звезда этого сезона Лили Гладстоун, получившая международное признание с первого своего появления на экране, а также давно и горячо любимая международной публикой Эмма Стоун.
Теоретически, обе эти прекрасные актрисы имеют все основания претендовать на победу. И все-таки бесстрашие Бенинг, ее физическая и моральная мощь, продемонстрированные в «Найэде», возносят эту женщину на недосягаемую для более молодых актрис высоту.
Итак, Стоун, Гладстоун или Бенинг? Шансы можно примерно определить как 30/30/40 соответственно.