ПАРИЖ: ДВЕ ОПЕРЫ, ДВЕ СЦЕНЫ, ОДИН ТЕАТР
В Париже до 1989 года был театр, который назывался
«ОперА», он располагался в роскошном здании
построенном архитектором Гарнье в середине 19 века.
Не надо было объяснять куда идем, достаточно было
сказать «идем в оперА», и все всё понимали. Однако в
80е годы 20 века стало ясно, что одного здания с залом
на 1900 мест – мало. Число любителей оперы росло, да
и население Парижа увеличилось в несколько раз.
Поэтому президент Миттеран принял решение
построить еще одно оперное здание, на месте вокзала
на площади Бастилии. И в 1989 году такое здание
открылось, огромное здание, сзалом на 2.700 мест, это
самый большой театральный зал в Париже. (замечу
сразу что это не самый большой в мире театр. В
Метрополитен опере в Нью-Йорке 3500 мест.).
Таким образом в Париже теперь два». оперных театра:
«ОперА Гарнье» и «ОперА Бастий. А организация
одна. И называется она «Парижская Национальная
Опера» ( Paris National Opera).
***
Нам повезло – за два дня мы увидели два
замечательных оперных спектакля, которые шли
подряд в обоих залах.
Сначала оперу Пуччини «Тоска» в театре Бастий, а на
следующий день - оперу Россини «Золушка» в театре
Гарнье.
Оба спектакля были примечательными.
«Тоска» была фактически дебютом суперзвезды
сегодняшней международной музыкальной сцены
Густаво Дудамеля в качестве главного дирижера.
Нет, конечно он дирижировал в этом театре и раньше.
Его дебют состоялся в 2017 году, когда он
продирижировал новой постановкой оперы «Богема», и
буквально сразил наповал всех меломанов мира, его
интерпретация музыки Пуччини оказалась новаторской
и необычной.
И через 4 года ему было предложено стать
художественным руководителем Парижской
Национальной Оперы.
Нельзя тут не сказать, что Дудамель известен всем как
фактически создатель нового оркестра Филармонии
Лос-Анжелеса, после его прихода в этот оркестр в
2009 году (ему было тогда только 27 лет) этот оркестр
зазвучал совсем по-другому, и строгая газета Нью-
Йорк Таймс назвала этот оркестр «лучшим оркестром
мира».
Как оперный дирижер он известен гораздо меньше,
хотя ему приходилось дирижировать и в Ла Скала, и в
Метрополитен опере, в Вене и в Берлине. Но вот теперь
он стал художественным руководителем Парижской
Оперы, и собирается здесь развернуться. Намечены
постановки «Тристана и Изольды» Вагнера, оперы
Джона Адамса «Никсон в Китае» и мировая премьера
оперы Томаса Адеса « «Данте Проект».
А мы послушали и посмотрели одну из великих опер –
оперу «Тоска» Пуччини.
Это не новая постановка, впервые она была
представлена режиссером Пьером Оди в 2014 году.
Кстати, Пьер Оди уже много лет возглавляет Фестиваль
в Экс-ан-Провансе, и именно там я видел безумную
постановку все той же «Тоски», которую произвел
режиссер Кристоф Оноре. Там было целых две Флории
Тоски, одна из них называлась Примадонна, и ее
партию исполняла действительно Примадонна
прошлых лет Катрин Малфитано, а в роли молодой
Тоски была известная своими экстравагантными
выходками Анджел Блю
эМне тот спектакль совсем не понравился, это был
типичный режиссерский произвол, вся музыка
перепутана, от сюжета «Тоски» не осталось и следа.
Но оказывается режиссер Пьер Оди – очень ясный и
внятный оперный постановщик. Его собственная
постановка, которую мы видели в театре «Бастий» -
образец яркого и вдумчивого прочтения
пуччиниевской партитуры.
Все идет точно по сюжету, мы любим Каварадосси,
обожаем Тоску и ненавидим Скарпиа. И когда
наступает финал, один из самых страшных оперных
финалов, когда обманутая Тоска видит, что ее
возлюбленный Марио действительно застрелен – слезы
невольно подступают к горлу, и сердце бьется чаще.
Нам повезло: в двух ролях были первоклассные
артисты: в роли Каварадосси был Джозеф Калейя ( мы
его только что видели в этой же роли в Метрополитен
опере) а роль Скарпиа играл один из лучших баритонов
мира Брин Терфель. Этот фантастический певец может
сделать абсолютно все: петь старинную и
суперсовременную музыку, играть Фальстафа и
Иоканаана, петь репертуар Фрэнка Синатры и Тома
Джонса. Он здоровенный мужчина двухметрового
роста, на его лице всегда радостная (а иногда и
зловещая улыбка.) В роли Скарпиа он удивительно
хорош, и артистически и вокально. Он - один из
великих оперных артистов нашего времени.
Партию Тоски исполняла испанская певица Саойя
Хернандес, я ее раньше нигде не слышал, хотя она уже
несколько лет поет главные партии во многих оперных
театрах. Хорошая певица, спору нет!
Однако мне больше нравится Елена Стихина в этой
партии – и вообще.
Она будет петь Тоску в этом же спектакле в октябре, но
этого я уже не услышу. Жаль!
Главной звездой этого спектакля был, конечно, Густаво
Дудамель. Хоть он абсолютно не тянет на себя одеяло,
не напрашивается на аплодисменты, как некоторые, и
не делает красивых жестов.
Более того – когда в самом начале он вышел к подиуму,
конечно зазвучали бурные аплодисменты, но он их
немедленно прервал, и началась музыка. Он просто
работает, ведет за собой огромную махину оркестра,
хора и солистов, не забывает ни одной ноты, ни одного
нюанса. Поистине, когда он дирижирует, происходит
какая-то магия, и в зале и на сцене, все становится как-
то особенно наэлектризовано.
В конце спектакля он вышел на сцену очень скромно, и
хотя зал зашумел и завизжал, он поклонился, показал
руками на солистов и оркестр, и незаметно исчез.
Да, повезло Парижской опере. Надеюсь маэстро будет
здесь долго. Хотя он сейчас нарасхват. У него
потрясающие новые программы в Лос-Анжелесе, еще
он руководит оркестром в своей родной Венесуэле, а
сейчас он едет с грандиозным турне по всему миру, где
будет дирижировать величайшим симфоническим
произведением – Девятой Симфонией Малера.
Непонятно, как у этого маленького, хрупкого человека
хватает на все это сил…
***
А теперь о спектакле в «ОперА Гарнье». Как вы уже
знаете, это была комическая опера Россини «Золушка».
И эта была премьера, новая постановка.
Но прежде о самом театре. Мы были в нем несколько
раз, но давно, еще при советской власти, тогда в
Париже был только этот оперный театр. Один раз, я
помню был какой-то балет, а другой раз – опера
Берлиоза «Троянцы». Оба вечера не произвели особого
впечатления… Может потому что мы сидели в какой-
то ложе на высоком ярусе, а в театре надо сидеть
близко.
Когда я получил билеты, я с ужасом увидел что мое
место было 380, ни ряд, ни сектор не были указаны.
Ни фигасе – подумал я, - это наверное где-то далеко на
галерке…
Но все было хорошо. Места наши были примерно в 5м
или 6м ряду, с самом центре партера. Лучших мест
невозможно было представить… Оказывается в этом
зале по какой-то старой традиции, все места имеют
только номер - от 1 до 1900… а где это место
находится, знают только девушки-ассистентки,
которых великое множество. Они глядят на ваш билет,
и безошибочно отводят вас к вашему креслу.
Еще одна странная деталь – у каждого ряда в партере
есть откидные места. Поскольку проход не очень
широкий, то все эти «откидушки» занимают все
пространство среднего прохода. То-есть, если вам во
время действия срочно нужно выйти из зала (ну
например в туалет) то для этого придется поднять и
заставить выйти человек 20 а то и 30. А если не дай бог
пожар, или еще что-нибудь такое, катастрофическое?
Ладно, ничего плохого не случилось на этом спектакле,
надеюсь, не будет и в будущем. И наверное
французское «секьюрити» имеет какие-то точные
инструкции, как спасать людей…
Вернусь к музыке. К опере Россини.
Там упоительный Россини,
Европы баловень, Орфей…
писал Пушкин в «Онегине». Интересно что Россини в
это время было 37 лет, но он уже завоевал все
музыкальное пространство Европы и мира. Пушкин
через несколько лет погиб на дуэли в возрасте 37 лет, а
Россини жил-поживал, да добра наживал, музыку,
правда, бросил писать, но до конца жизни (он прожил
76 лет) кайфовал, жуировал и занимался кулинарией.
«Золушка» - одна из популярных опер «Россини».
У Россини есть некая неразбериха с его сочинениями.
Про «Золушку» сказано, что она написана за 24 дня, и
это самое короткое время, за которое была написана
опера. Однако про «Севильского Цирюльника»
сказано, что он написан за еще более короткое время –
за 16 дней. И там и там, сообщают источники, была
использована «Увертюра» из другой оперы, которая то
ли не существует, то ли не исполняется…
Ничего удивительного! Россини работал в молодости
без устали, его оперный талант раскусили
многочисленные итальянские импрессарио, которые
заказывали юному композитору новые оперы, и он
писал свои оперы non stop!
Заканчивал одну, и тут же начинал другую…За 23 года
он написал более 40 опер (первую он написал когда
ему было 14 лет).
(Но мировой рекорд все таки не у него, а у Гаэтано
Доницетти – этот композитор прожил всего 51, год, а в
44 года сошел с ума и больше ничего не писал, однако
успел написать 68 опер!)
«Золушка» - настоящая комическая опера. В ней все
смешно. И спектакль в «Опера Гарнье» сделан очень
смешно, зал смеется многократно (режиссер Гийом
Галлиен). Актеры вовсю комикуют, валяют дурака и
куражатся – как и положено в такой веселой пьесе.
Сюжет пьесы – почти такой, как в традиционной
«Золушке» к которой мы привыкли с детства, но есть
несколько отличий.
Кстати, так и не ясно кто является создателем основной
сказки о Золушке, то ли француз Шарль Перро, то ли
немцы братья Гримм, то ли еще кто-то. Ясно что у
каждого народа есть своя версия и как всегда бывает с
фольклором, существуют разные версии.
В Золушке Россини, очевидно, итальянская версия
(автор либретто – Джакопо Ферретти) .
Во-первых нет никакой мачехи. А есть отчим. И это,
конечно, меняет многие акценты.
Во первых у Золушки есть имя, ее зовут Анджелина. (А
кто помнит как зовут на самом деле Золушку в
российской версии?)
Потом внезапно объявляется настоящий папаша, его
зовут Дандини.. Он приходит под видом нищего, и
конечно, Золушка его не узнает. Да и видела ли она его
когда-нибудь - неясно.
Где мамаша – тоже неясно, и как Анджелина попала в
дом к двум ужасным сестричкам которых зовут
Клоринда и Тисбе – непонятно.
Но это и неважно.
Важно то, что мастер Россини насыщает эту оперу
таким количеством превосходных мелодий, арий,
дуэтов, ансамблей, хоров, что, ей богу, правдоподобию
здесь совсем не место.
Главное – чтобы все хорошо пели, играли, танцевали,
чтобы долго нагнеталась якобы драма, а потом
наступил счастливый конец. Золушка выходит замуж за
прекрасного принца. Мы ждем этого с самого начала,
и, конечно, в конце это происходит. Все довольны,
бурные и продолжительные аплодисменты.
Смешно и точно играет роль отчима Дона Манифико
артист Карло Лепоре. Хороши сестры – Мартина
Руссоманно и Марин Шаньон. Лука Писарони,
которого мы часто видим в Метрополитен опере,
отлично пел роль Алидоро, советника князя Дон
Рамиро.
Но особо я отмечу исполнителя главной роли, того
самого принца, который выберет Золушку себе в жены.
Его партию исполнил российский певец Дмитрий
Корчак.
Дмитрий совершил за последнее время колоссальный
рывок и вошел в список избранных лирических
теноров мировой оперной сцены. Хотя в пении нет
рейтингов (как скажем в теннисе) но я уверен –
Дмитрий сегодня входит в первую пятерку ( а может и
в первую тройку) мировых лирических теноров.
Партия Дона Рамиро – непростая, и актерски и
вокально.
Сначала он появляется на сцене как простой парень из
простонародья, чтобы выбрать себе девушку из трех
сестер, и ему приходится прикидываться этаким
простаком.
Ну, а во втором действии он преображается, и
становится элегантным графом (князем) в парадной
одежде и совсем с другой осанкой и повадкой.
(Одна странная деталь – одна нога у него все время
перевязана, и как бы указывает на какое-то то ли
ранение, то ли травму. Я не понял почему это, да по
моему никто не понял. Вроде в тексте ничего этого
нет… Может просто такая придумка режиссера).
Но в опере главное – как человек поет.
И Дмитрий пел на этом спектакле замечательно. Очень
трудная и насыщенная всяческими фиоритурами
партия Дона Рамиро была исполнена им с легкостью,
весело и празднично.
В начале второго акта он с блеском исполнил
сложнейшую арию. Голос летел, наполняя огромный
зал, а оркестр очень чутко аккомпанировал (дирижер
Диего Матеуз).
Это был настоящий триумф Дмитрия Корчака, и
публика принимала его с восторгом, долго
аплодировала и не отпускала… Жаль что сейчас бисы
на оперной сцене не приняты!
Я от всей желаю Дмитрию Корчака дальнейшего
развития своего таланта и достижения все новых и
новых вершин на Оперном Олимпе!
***
Ну вот, две оперы, две сцены – и масса приятных
эмоций и дивных ощущений.
Спасибо, Парижская опера. Надеюсь, мы скоро
приедем еще…