Кто-то, увидев такой заголовок, сразу догадается: ну, наверное, это о свадьбе дочери какого-нибудь русского миллионера или арабского принца на каком-нибудь мальдивском или сейшельском острове с участием всех светских див и поп-звезд.

И попадет впросак.

Речь пойдет о новой постановке оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» в городе Нью-Йорке.

Но начнем с «Маленького острова» (по–английски «Little Island»).

Это действительно небольшой островок (меньше одного гектара) в южной части Манхэттена был построен в 2021 году, деньги были выделены миллиардером Барри Диллером и «фэшн дизайнером» Дианой фон Фюрстенберг, а также Нью-Йорским муниципалитетом. Остров мгновенно стал любимым местом ньюйоркцев для прогулок и вечернего застолья. Когда хорошая погода — там всеобщее гуляние.

Но с этого года Little Island стал местом культурных событий. Там, на острове, изначально был построен «Амфитеатр» на 700 мест с видом на Гудзон и на штат Нью-Джерси.

Вид на сцену... Сразу за сценой — река Гудзон. Фото автора
Вид на сцену... Сразу за сценой — река Гудзон. Фото автора

И вот на днях, в переполненном зале, здесь прошла премьера совсем новой постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».

Да, это была всеми любимая опера, с ее вечнозеленым музыкальными «хитами», с ее веселым, хотя и очень запутанным сюжетом и прекрасным happy end’ом.

Все было, казалось бы, как всегда.

За одним исключением.

Все партии — и мужские и женские — пел один человек.

— Как — удивится оперный знаток — этого не может быть! Ведь в этой опере более 10 персонажей, у всех разные голоса, множество ансамблей, дуэтов, хоров! Как можно это петь одному человеку?

— Небось фонограммку включали? — подмигнет любитель российской эстрады.

Нет. Я ручаюсь, ни одного записанного звука не было.

В небольшой оркестровой яме сидел оркестр (дирижировал и играл на клавишах Дан Шлосберг). Состав оркестра был, конечно, сильно уменьшен, всего 8 музыкантов вместо обычных 25, но аранжировка сделана очень достойно (ее делал то же Дан Шлосберг) и музыка Моцарта ничуть не пострадала.

Ну, а теперь мне пора пояснить, как мог один человек петь за 10 человек довольно непростую музыку на протяжении 2-х часов.

Поясняю: это феноменальный певец, его зовут Энтони Рот Констанца (Anthony Roth Costanzo).

Это уникальный контртенор, лауреат премии Грэмми (за роль Эхнатона в одноименной опере Филиппа Гласса в Метрополитен-опере), который, будучи контртенором, имеет в своем диапазоне теноровый и баритоновый диапазон, а иногда берет и басовые ноты. Он феноменально талантливый человек, и как певец, и как артист, и как очень мощный организатор и администратор.

С этого сезона он становится художественным руководителем Филадельфийской Оперы.

Что будет дальше — никто не знает, но, уверен, он на этом не остановится. Его имя широко известно на всех континентах, он пел во множестве театров по всей земле, всюду были полные аншлаги и бурные аплодисменты.

Многие оперные критики считают его первым контртенором мира.

Энтони Рот Констанца. Фото Нины Вестервельт
Энтони Рот Констанца. Фото Нины Вестервельт

При этом ему немногим больше 40. Для тенора — только начало!

***

Ну а теперь — к постановке.

Как я понимаю, и как следует из пресс-релиза, Антонио давно носился с идеей спеть оперу «Свадьба Фигаро» целиком одному, то есть все партии — за всех!

И вот, наконец, мечта осуществилась.

Попробую объяснить, как это все происходит. Конечно, это будет спойлером, но в данном случае спойлер уместен и только привлекает публику.

Прежде всего надо пояснить, что поет-то он один за всех, но артистов на сцене 10… или даже больше. Там еще есть всякие помощники, статисты, горничные, балетные и кордебалетные люди, одевальщицы-раздевальщицы, все это идет в безумном темпе (вспомним, полное название оперы «Безумный день или Женитьба Фигаро») действие несется вперед, все запутано, хотя все понятно, и для этого совершенно необязательно перечитывать «Женитьбу Фигаро», как советовал Пушкин.

Можно, конечно, перечитать гениальное либретто Да Понте, но это совсем необязательно…

Так вот, на сцене масса народу.

Но поет только один человек.

И когда идет дуэт, скажем, графа Альмавивы (баритон) и графини Розины (сопрано), то обе эти партии поет Энтони, при этом он может быть одет в костюм Розины или Альмавивы, а может находиться в другом конце сцены в костюме Керубино… Эти подмены происходят без конца, и мы быстро привыкаем к этому.

Поначалу мы ищем глазами — а где тот, который поет — но потом понимаем, что он где-то здесь, рядом, может, даже за кулисами, а может, замаскирован в кресле (знаменитая «подмена» Керубино!). Но поет все время именно он, поет, практически не останавливаясь…И женским и мужским голосом.

И в какой-то момент, ты понимаешь: но так ведь не бывает! В любой опере каждый певец после сложной арии имеет шанс отдохнуть за кулисами, выпить воды или чаю, просто посидеть или полежать…

Ничего подобного нет у нашего героя… Он поет нон-стоп за всех и разными голосами… Поет он конечно по-итальянски, как в оригинале, но все понятно, прекрасно сделаны субтитры с обеих сторон, текст Да Понте простой и понятный.

Антракта нет… Это сказали в самом начале спектакля, и это написано в электронной программке.

Но вдруг случилась внезапная остановка. Прямо в середине оперы, после второго акта, певец падает на пол… и лежит неподвижный. Начинается легкая паника.

Конечно, все понимают, что это, наверное, еще один трюк. Но кто знает — а вдруг что-то серьёзное?

Когда эта пауза длится несколько минут, уже вся труппа приходит в замешательство, начинается уже «нелёгкая паника» … Выходят люди в белых халатах с носилками и уносят нашего солиста за кулисы…

После этого на сцену выходят артисты, и начинают нам что-то рассказывать… ну типа «тянуть время». Все они явно растеряны…

Однако держат внимание…

Фото Нины Вестервельт
Фото Нины Вестервельт

Мы вдруг узнаем, что тот, кто играет графиню Розину — мужчина азиатского происхождения.

Та, что играет Сюзанну, умеет танцевать, а тот кто играет Фигаро — неплохо играет на гитаре что-то рок-н-ролльное…

Напомню, до этого момента они не издавали никаких звуков. Тут неожиданно появляется детский хор, и они прекрасно поют какую-то чудесную музыку, кажется, Моцарта.

Далее я узнал знаменитую Арию служанки Барбарины про булавку «Уронила, потеряла» (помню с детства!).

Музыка здесь была довольно сильно препарирована на современный лад. Самой Барбарины на сцене вроде бы не было, да это и неважно.

Важно, что после всех этих «разбродов и шатаний» – это длилось минут 10 — вдруг на сцене появляется так ожидаемый всеми, живой и невредимый Энтони Рот Констанца…

Энтони Рот Констанца. Фото Нины Вестервельт
Энтони Рот Констанца. Фото Нины Вестервельт

И все опять заиграло, забурлило, засверкало яркими красками.

Во время спектакля происходит множество мелких забавных находок. Ну, скажем, Сюзанна в одном месте поет свою Арию. То есть она открывает рот, а поет-то мистер Энтони. Он находится недалеко от Сюзанны… В какой-то момент, артистка, играющая Сюзанну, показывает певцу, что проголодалась… Она берет какую-то булку и начинает ее жевать… И жестом показывает певцу — не хочет ли он присоединиться. И певец, показывает — я бы с удовольствием… но я не могу. Я ведь пою без передышки. Очень смешно смотреть, как артистка жует булку, и якобы поет, а певец смотрит на нее голодными глазами.

А в другом месте — совершенно уникальное визуальное явление, вижу такое в первый раз… Наш певец показывает, что он очень устал, и что у него болит горло… Тут приходит девушка-врач, у нее в руках некая видео-трубка, она вставляет эту трубку в горло певцу. А певец продолжает петь…

И мы на большом экране видим его голосовые связки, видим как открывается его горло, когда оттуда идет звук…

Если честно — зрелище не для слабонервных! Может, это для ларинголога рутинная картинка, но на обычного человека эта картинка действует сильно… В зале какие-то дамы заохали, а некоторые завизжали…

Не буду больше «спойлерить», и так я выдал тайну, что главный артист останется живым.

Далее все идет по плану. Фигаро произносит гигантский Монолог (уже своим, не вокальным голосом) о том, что ему это все осточертело, и главное его желание — это жениться на Сюзанне, и наконец сбежать из этого дома.

Постепенно остепенивается Граф Альмавива (а какой каламбур получается! «постепенно остепенивается»… а может, остепеняется… Ну, не важно!)

И, конечно, все идет к знаменитому финалу, и каждый при своем: Альмавива с Розиной, Фигаро с Сюзанной, Керубино остается ни с кем, но он еще молодой, и впереди у него все женщины мира! Все остальные герои тоже довольны, каждый получает свою долю счастья.

Самое большое счастье получает публика. Таких бурных и искренних аплодисментов я давно не видел и не слышал. Когда в конце на сцену вышел Тот, Который Пел, раздались такие крики и аплодисменты, что кажется все корабли на Гудзоне съехали со своего маршрута.

Да, это удивительная и уникальная постановка. И Энтони Рот Констанца еще раз доказал свой необыкновенный талант — и вокальный, и артистический.

Я бы посоветовал всем любителям оперы, живущим в Нью-Йорке и вокруг, пойти и посмотреть/послушать этот спектакль.

Но увы, до 22 сентября все билеты проданы… Впрочем, всегда можно поспрашивать лишний билетик.

Или, может быть, менеджмент продлит жизнь этой постановки.

Но вряд ли. Наверняка все распланировано на весь сезон, и следующее шоу уже на подходе.

В общем, новый сезон начался!

Кажется он будет очень интересным!

 Автор текста с женой Ириной
 Автор текста с женой Ириной