Опера Гаэтано Доницетти «Дочь Полка» — комическая опера. К ней очень подходит термин «Опера-буфф».
Мы с Ирой посмотрели на днях этот спектакль в Опера Бастий.
Скажу сразу — это не шедевр. Ни с точки зрения авторской работы, ни с точки зрения постановки.
Композитор, как я уже сказал, Доницетти, авторы либретто Жюль де Сент-Жорж и Жан-Франсуа Байард. Имена либреттистов не надо запоминать, они ничего особенного не сотворили.
Что касается Доницетти, его запомнить стоит.
Он является одним из мировых чемпионов по количеству написанных им опер.
При том, что жил он на этом свете совсем недолго — 51 год, а в 47 лет у него наступило психическое расстройство, после которого он перестал сочинять музыку. Таким образом, он сочинял всего 26 лет, и за это время написал 68 (!) опер, а по некоторым сведениям — около 75.
Верди, титан оперного искусства, прожил на свете 88 лет, всю жизнь активно работал, но написал только 26 опер. Чайковский написал всего 10 опер, из них 2 никогда не играются. Бетховен написал 1 оперу, а Брамс и Малер — ни одной.
Кто написал больше опер, чем Доницетти я не знаю. Говорят, что Скарлатти. Он написал якобы более 100 опер… я ни одной из них не слышал. Но думаю, это миф.
Так же как есть миф о некоем композиторе Джованни Пачине, который якобы написал более 100 опер, и что при его жизни они шли во многих театрах.
Но нас это не интересует, поскольку сегодня его имя полностью забыто.
А вот Доницетти — это совсем другое дело. Среди многих его созданий есть несколько настоящих шедевров, которые уверенно занимают до сих пор место в репертуаре всех оперных театров, от мала до велика…
И практически все певцы и певицы проходят через его творчество, поют его музыку и в опере, и в концертах.
Достаточно вспомнить его потрясающую оперу «Лючия де Ламермур», комические оперы «Любовный напиток», и «Дон Паскуале» великолепную английскую «королевскую» трилогию «Анна Болена», «Мария Стюарда» и «Роберто Деверё».
***
Опера «Дочь полка» — комическая опера. Она действительно смешная, и если артисты хорошо играют, то в зале по-настоящему смеются — а это в опере большая редкость!
Тут надо сказать важную вещь. Большинство людей смотрят итальянские оперы, не зная итальянский язык. Все читают титры. А титры редко вызывают смех.
Но в данном случае все получилось хорошо… Дело в том, что это «опера с разговорами». И ее смело можно назвать опереттой. Хотя во времена Доницетти оперетт еще не было. Но «Дочь Полка» — это оперетта, и по сюжету, и по музыкальному языку. А главное, что она в оригинале была написана по-французски — Доницетти писал ее по заказу Парижской оперы «Гранд Опера», хотя здание Оперы Гарнье еще не было построено.
Премьера произошла в здании «Опера Комик», и имела шумный успех… Доницетти мгновенно взлетел на вершину, затмив многих французских композиторов. За год он написал 7 опер, что говорит о его неуёмной плодовитости.
Так вот, сегодняшняя публика в «Опeра де Бастий» смеялась так же, как она смеялась 180 лет назад, поскольку понимала все шутки, и все слова в музыкальных номерах.
Хотя — если признаться честно — это не самая большая удача Доницетти… Да, легкий сюжет, да, ее легко поставить, и всем певцам есть что попеть.
Но все-таки ни одной запоминающейся мелодии нет, ни одного шлягера, ни одного хита. Так, легкая музыка, все как положено, есть арии, хоры, дуэты, есть оркестровая музыка с военным уклоном.
Но есть одна уникальная партия — партия главного героя, Тонио. Она написана для высокого «тенора спинто» то есть для голоса, который легко берет высокие ноты, не особо напрягаясь. Таких теноров на свете не так уж много. Я знаю двоих: это Хавьер Камарена и Лоуренс Браунли.
Нам повезло — именно Лоуренс Браунли был на сцене в тот вечер, когда мы были на спектакле.
И он, безусловно, был главным героем этого вечера.
Несколько высоких «До», которые он взял, были безукоризненны… А ближе к концу оперы он взял высокое «Ре», и зал, полный оперных знатоков, ахнул от восторга. И устроил певцу долгую овацию!
Вот это и есть опера в ее прежнем смысле… Здесь не имеет значение ни режиссура, ни декорации и костюмы, ни свет и звук… Самой главное в этой «старой опере» — это когда тенор берет высокие ноты!
Многие приходят в оперу именно за этим — чтобы услышать, какие ноты возьмет тенор. И убедившись, что все заветные ноты взяты — удовлетворенные уходят домой.
Удивительно, что даже внешность тенора не имеет значения…Можно перечислить десятки имен теноров, которые были небольшого роста, толстые, некрасивые и неуклюжие. Однако когда они брали свои «Дошники» — публика приходила в неистовый восторг и вызывала их на бис.
Наш Лоуренс — маленького роста, не красавец, с большим животом, чернокожий, с кривыми ногами. Но как поет!
Его единственный конкурент — Хавьер Камарена, мексиканец, тоже не большой красавец. Однако только ему одному на сцене Метрополитен-оперы разрешается петь «на бис». И он на каждом спектакле повторяет самые «коронные» арии, и берет свои «дошники» еще несколько раз.
Вот такие оперные чудеса!
Остальные артисты тоже были хороши: в роли Марии — Джулия Фукс, в роли солдафона Сульписа — Лайонел Лот, в роли Маркизы — Сьюзан Грэм. Все они прекрасно пели и играли.
Но истинным королем спектакля был тенор Лоуренс Браунли.
Так и задумано!