МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛЕТО В НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ОБЛАСТИ.

А можно, я про другое? Ну, совсем, совсем про другое.

В то время когда все российские СМИ ( ну не все; скажем так, официальные или государственные СМИ, но это «почти все») поливают Америку, проклятых пиндосов, Пиндостан, агрессоров, Обаму и Байден, я находясь в самом сердце Пиндостана, можно поговорю о … музыкальных каникулах.. О прекрасном летнем времени, которое в Америке, также как и во всем мире – пора отпусков, и пиндосы устремляются … слушать музыку.

Ну, я не буду преувеличивать, конечно не все. Наверняка, есть люди которые едут на пляжи, на югА, на острова, и таких очень много. У меня нет никакой статистики в руках, но я уверен, что большинство жителей Нью-Йорка и окрестностей куда-то отправляются – на Север, в Канаду (охота, рыбалка), на юг во Флориду, Пуэрто-рико (загорать и нырять), на Восток  в Атлантик –Сити (поиграть в казино) или на Запад, в Лас Вегас (тоже поиграть в казино). (В Нью-Йорке казино пока запрещено, хотя вопрос активно дебатируется в местной легислатуре.)

Но это просто публика. А интеллектуалы и меломаны занимаются своим любимым делом – посещают летние фестивали.

Как мы все знаем, в Москве летом музыкальная (а также театральная, литературная, кинофестивальная и прочая) жизнь замирает. Ничего не происходит, считается лето – мертвый сезон, никого в городе нет, все на дачах, или в Турции, или еще где-то (уж боюсь назвать какую-то страну-агрессора), нет премьер, громких гастролей, звонких имен.

Когда–то, в 90х так было и в Нью-Йорке. Нет, театры здесь никогда не останавливаются, у них нет понятия «летние каникулы» или «отпуск», они работают, пока продаются билеты, и закрытие любого спектакля на Бродвея, это всегда драма, а для некоторых трагедия – деньги потеряны, работы больше нет.

Но в музыкальном смысле сцены летом тоже пустели.

Сейчас не так.

С появлением «Фестиваля Линкольн-центра» в 1996 году летняя музыкальная жизнь заиграла всеми красками, может быть даже более разнообразными чем в сезон, поскольку Нью-Йоркская Филармония и Метрополитен Опера в это время не выступают, то есть много свободных площадок, и их заполняют экстра-класса гастролеры со всего мира ( одним из них в этом году был Большой Театр).

Другой Фестиваль  - «Mostly Mozart” ( “В основном Моцарт») существует с 1966 года, однако в последние годы, с приходом замечательного дирижера Луи Лангре он тоже сильно преобразился, и теперь посвящен не только классическому периоду музыки ( нет, это осталось, я только что слушал под его управлением превосходное исполнение 9й симфонии Бетховена, где блистательно партию баса спел звезда предстоящего нью–йоркского сезона, наш родной Ильдар Абдразаков), но и много современной музыки ( через несколько дней иду на вечер Софьи Губайдулиной!).

Но моя речь не об этом. То, что в Нью-Йорке бьется один из самых интенсивных в мире артистических, художественных пульсов – это ясно и так.

Но ведь многие хотят уехать из города в отпуск, от жары, от смога, от влажности (да, это все имеется в НЙ в большом количестве).

Вот для таких придуманы Музыкальные Фестивали Вне Города.

И это – потрясающе. Таких фестивалей десятки, а если считать все маленькие – то и сотни. Каждый городок имеет свой фестиваль. У каждого фестиваля – свои темы и свои энтузиасты.

Есть очень крупные знаменитые фестивали  - Танглвуд, Аспен, Малборо. Там многолетние традиции и суперзвезды. Есть совсем маленькие фестивали, где играют на банджо и на аккордеонах, и танцуют сквэр-данс.

Но я хочу особенно выделить фестивали вокруг Большого Нью-Йорка. Просто коротко перечислю.

Фестиваль Бард колледжа. Я езжу туда уже несколько лет. В прошлом году темой был Стравинский, в этом году – Шуберт. Там в этом году  я слышал крайне редко исполняемую оперу Вебера «Эврианта» и вообще никогда не исполнявшуюся оперу Шуберта «Фьеррабрас».

«Глиммергласс Фестиваль» - в основном фестиваль оперы. Им руководит хорошо знакомая московским зрителям Франческа Замбелло, которая поставила в Большом театре «Турандот» и «Травиату». В этом году в программе «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса», «Мадам Баттерфляй» и опера современного композитора Тобиаса Пикера «Американская Трагедия» (по Драйзеру). Все исполняется на высшем уровне, а в перерыве зрителям показывают, как рабочие передвигают декорации

Фестиваль «Карамур» посвящен симфонической и камерной музыке.

Фестиваль «Bang on a Can” ( “Стучи по жестянке») посвящен авангардной музыке.

Норфолкский фестиваль камерной музыки.

Бриджхэмтонский фестиваль камерной музыки.

Фестиваль «Maverick (инакомыслящий) concerts” - тоже камерная музыка, происходит в легендарном Вудстоке, там было когда-то великое рок-н-ролльное действо.

Это я перечислил только классические фестивали. А еще десятки джазовых, рок-н-рольных, танцевальных, театральных фестивалей, фестивалей кино.

***

И на всех фестивалях полно народу.  Люди приезжают на несколько дней, а иногда и на пару недель, они останавливаются в отелях, мотелях, бесконечных «бед-энд-брекфэстах» а то и в собственных вагончиках, днем они купаются, загорают и ловят рыбу, а вечером слушают свою любимую музыку.

К чему я все это пишу?

К тому, что нам есть чему поучиться. Я знаю, что руководство Московской области сейчас взяло курс на привлечение туристов на огромные просторы Подмосквья. И я уверен, наличие большого числа Фестивалей искусства, которыми бы руководили авторитетные художники, артисты, эксперты безусловно привлекли бы огромное количество людей.

Да, для этого нужна инфраструтура. Нужны дороги, гостиницы, рестораны, нужны концертные залы и репетиционные помещения.

И на все это надо много денег.

Кстати, обращаю внимание, все эти американские фестивали существуют не на бюджетные, а на частные деньги. Они финансируются различными фондами (НКО) и частными лицами, теми, кто сидят в зале. Практически после каждого спектакля или концерта в зал выходят люди и просят почтеннейшую публику дать денег на развитие фестиваля в будущем сезоне.

У нас бы это сочли это унизительным.

А бездуховные пиндосы дают деньги, причем из собственного кармана - и  с удовольствием. Потому что они хотят чтобы и на будущий год фестиваль существовал.

Потому что они любят искусство. Любят музыку. Поэтому здесь лучшие в мире симфонические оркестры, оперные театры, университеты и библиотеки.

Они понимают - без этого страны не будет.