Голгофа для юбиляра
Не люблю юбилеи! Говорят, говорят... Одни панегирики. А как же иначе? Это же не отчетно-выборное собрание, а юбилей «нашего замечательного, неповторимого, единственного.
Некоторым это нравится: когда еще услышишь в свой адрес такие прекрасные речи? Однако не секрет, что юбилей для многих — это очень волнительное действо. Иногда даже приводит юбиляра в полуобморочное состояние. Поднялось давление, сердцебиение, а потом, после всего, и госпиталь. Хорошо, если все-таки выпишут живым. Нет, не люблю юбилеи!
А тут подскочил собственный. Вот те на! И не заметил, а оказывается, круглая дата. Твердо решил: юбилея никакого не надо! Жил до этого спокойно, так и буду продолжать.
Не тут-то было. Друзья, коллеги, поклонники стали уговаривать. Я им свое, а они: «Да вам-то ничего не надо делать. Все устроим без вас. Вам только сидеть да слушать. И принимать подарки».
Я им: «Ни за что!»
А они свое. А потом выработали стратегию уговоров. Вы, говорят, вообще почти не будете участвовать. Сначала покажем о вас фильм, снятый для канала «Культура»*, а потом какую-нибудь вашу картину (я же кинорежиссер). А в маленьком перерыве между фильмами выйдете на сцену. Всего на несколько минут.
В общем, уговорили. Тем более что устроителей торжественного вечера я искренне уважаю и прислушиваюсь к их советам.
И вот наступил этот недолгожданный, проклятущий день. Так и знал: давление подскочило, сердце выскакивает...
— Господи, зачем же я согласился?
Там, в Доме кино, уже идет первый фильм. А я еще дома, пытаюсь снизить давление в надежде выкарабкаться. Наконец в полуобморочном состоянии доползаю до машины. На последних кадрах фильма в темном зале усаживают в кресло в первом ряду.
Фильм закончен. Свет в зале, и на сцену выходят создатели картины. Замечательные люди и одареннейшие мастера телекомпании «АБ-ТВ». «Хотя бы подольше задержались на сцене…»
Но нет, приглашают меня. Призвал внутренне все, что смог, выпрямился и довольно бодро вскарабкался на сцену. Смотрю — зрителей полный зал. Аплодируют. Наконец, наступила пауза, теперь я должен придумать, что сказать. Надо не допустить, чтобы все пошло как обычно: выспренние речи, панегирики, всякая чушь. И тут совершенно неожиданно (даже для самого себя) я бросил в микрофон:
— Мне кажется, вы меня с кем-то перепутали!
Смех. Аплодисменты. Но совсем по другому поводу: зал понял, что юбиляр не совсем забронзовел, и еще, что он предлагает перевести все с официоза в другую плоскость. Теперь надо постараться закрепить этот настрой зала.
— Попробуем провести вечер отдыха! Побольше смешных историй, шуток, реприз. Согласны?
Зал хором:
— Согласны!
— Тогда разрешите, начну в этом ключе. Говорить длинно не придется. Ведь только что вы посмотрели фильм, где я по сути все рассказал, что хотел. Правда, если откровенно, не совсем все. Потому что минут десять в нем заняли фрагменты из фильмов, которые я поставил, а еще минут пять уделили нашему коту. Это удивительное создание. Необыкновенно любопытный. Всю съемку, а она происходила у меня на даче, он ходил за нами. Мы к колодцу — котяра рядом. Мы на чердак — он прытко скачет по ступеням лестницы. Мы на террасе — он тут как тут. Пристроился поудобнее на подоконнике и не спускает глаз с рассказчика. Словно понимает. А оператор, Сергей Стариков, где-то даже предпочел снимать его, а не меня.
Ну вот, сейчас постараюсь восполнить украденное у меня котом время.
Меня иногда спрашивают о возрасте. Как, мол, себя чувствует и ведет человек, дожив до такого... Расскажу не о себе, а о замечательной плеяде стариков Малого театра.
Молодые старики
— Когда я был молодым (не смейтесь, пожалуйста, уверяю вас, было такое время), я учился в театральном училище имени Щепкина. Ныне, если вы спросите студента этого училища, где он учится, получите ответ: «В Щепке». Знатоки театра понимают, а вот остальные теряются в догадках. Один однажды предположил:
— Это училище, кажется, при Малом театре.
Он хоть и называется «Малый», но не меньше чем «Большой». А что такое щепка? Это маленькая часть большого дерева.
А вот мы, когда были молодыми и учились в этом самом училище, не только знали, но и с огромным почитанием и гордостью говорили: «Училище имени Щепкина». И гордились, что училище носит название великого русского актера. Кстати, на стене в вестибюле училища было начертано его напутствие: «Священнодействуй или убирайся вон!» Вот так. То ли забыли, то ли пренебрегли...
А другое училище имени Щукина, тоже выдающегося актера уже советского театра, ныне обозвали «Щука»...
К счастью, повезло училищу Художественного театра. Его величают так же, как театр. Правда, не потрафило самому театру. В сокращенном варианте его названия исчезла буква «А» (что означало «Академический») и, вместо благозвучного и мелодичного МХАТ, образовалось топорное, очень далекое от искусства МХТ. Посудите сами: РЖД... ЖКХ... МРТ... ПВА... И хотя великий Художественный — не железные дороги, не коммунальные услуги, не медицинское исследование и не клей, он оказался в аббревиатуре в том же ряду. А заодно и Театральное училище театра... МХТ
Но вернемся к тем годам, о которых я вспомнил.
Тогда в Малом театре служила целая плеяда удивительных стариков: Е. Турчанинова, В. Рыжова, А. Яблочкина, А. Остужев, П. Садовский. Всем им было за восемьдесят, но они продолжали выходить на подмостки театра, играя так, словно сбрасывали с плеч груз возраста. А Яблочкина выделялась еще и тем, что, кроме работы в театре, руководила Всероссийским театральным обществом (ныне Союз театральных деятелей). И вела дела с завидным успехом.
Как-то она вышла из подъезда и направилась к ожидавшему ее автомобилю. Не успела открыть дверцу, как к ней подбежал какой-то молодой человек. Услужливо помог сесть в машину, закрыть дверцу. Осыпал при этом своего кумира нескончаемыми комплиментами:
— Дорогая Александра Александровна! Как я счастлив вас увидеть! А вы так хорошо выглядите! Такая молодая! Такая красивая!..
Яблочкина грустно улыбнулась:
— Ну, что вы, молодой человек. Что значит «молодая, хорошо выгляжу»? Ведь мне не двадцать... И не тридцать... И даже не сорок...
И не пятьдесят...
И не шестьдесят
...
И не семьдесят… И ( улыбнулась, но усмешка, скорее, была саркастической, как трагическая маска в древнегреческом
театре)
…
и не восемьдесят
...
И даже не...
Неожиданно ее прервал шофер:
— Александра Алексанна! Поедем! А то опоздаем на репетицию!
Реакция зала была такой, на которую я рассчитывал. Почувствовав, однако, что мое время выступления истекло, я передал микрофон другим.
Юбилей же, вопреки моим опасениям, прошел исключительно удачно. И теперь я не так категоричен, и на вопрос, как вы относитесь к собственному юбилею, отвечаю:
— Все зависит от того, кто его организует. А мне исключительно повезло!
Как я вам завидую!
Как вы поняли, мое выступление на юбилейном вечере может иметь продолжение. Что я и сделаю сейчас. Итак, продолжаю о Яблочкиной.

Стало известно, что Александра Александровна приедет на встречу с нами, студентами. И вот настал этот торжественный день. Легендарная актриса Малого театра Яблочкина входит, садится в кресло и долгим взглядом окидывает аудиторию.
— Боже, какие все молодые! Даже совсем юные! Девушки такие красивые, мальчики мужественные... Ну просто загляденье! Я вам признаюсь, смотрю на вас, вспоминаю себя в этих стенах, когда тоже начинала. И очень вам завидую!
Снова и снова вглядывается в сидящих перед ней:
— Как я вам завидую! Ну, начнем, пожалуй. Скажите, пожалуйста, вы посещаете спектакли Малого театра?
Кто-то из числа студентов:
— А как же. Нам каждый день дают два-три пропуска.
— С указанием мест?
— Нет, дают входные. А там уж как повезет. Но в основном устраиваемся на галерке. Или на ярусах, на ступеньках.
— А вот у нас, в наше время для училища выделили постоянную ложу. Теперь эта ложа — директорская. Мы в ней и сидели.
Опять окидывает взглядом аудиторию.
— Как я вам завидую! А, посещая театр, конечно, меняете экипировку? Я имею в виду на вечернюю, парадную.
— Что вы, Александра Александровна. В чем ходим, в том и в театр.
— А у нас юношам сшили смокинги, а барышням — вечерние платья. И знаете, это все очень хорошо выглядело. И подчеркивало уважение к театру. Согласны?
— Конечно, конечно. Но у большинства студентов другой одежды нет. Какие смокинги, вечерние платья? Годы-то какие?
Это был 1946-й, по сути, прошел всего год после войны.
— Понимаю, понимаю. Да, это очень прискорбно. И все-таки я вам завидую! А сколько у вас студентов учится?
— На четырех курсах около ста.
— А нас, когда я училась, было всего двенадцать человек. И пока мы не закончили учебу, никого в училище не принимали.
Опять пауза и долгий взгляд на аудиторию.
— Как я вам завидую! А стипендию, или как там у вас называется, получаете?
— А как же.
— Сколько, если не секрет?
— По двадцать восемь рублей. А отличники — тридцать два.
В стране средняя зарплата была сто двадцать.
— А нам выплачивали из фонда, который основали знаменитые актеры: Федотова, Ермолова, Садовская. Платили золотыми. Боже, как я вам завидую! А вот еще вопрос: когда студенты заканчивают учебу, куда их приглашают на работу?
— Иногда, если повезет, в Малый. Не больше одного-двух... Но это довольно редко. Кто не устроился в Москве, уезжает в провинцию. Конечно, если там примут.
— А вот у нас, когда мы окончили курс учебы, из двенадцати человек восемь пригласили в Малый театр, а четырех в императорский Александринский в Петербурге...
Как я вам завидую!..
В заключение, по нашей просьбе, Яблочкина исполнила отрывок из давнего-давнего, еще ее молодости, спектакля «Евгений Онегин». Письмо Татьяны. Прочитала трогательно и очень проникновенно. Но все-таки не покидало какое-то странное ощущение...Очевидно,из-за возрастного несоответствия героини пушкинского шедевра и исполнительницы.
Балалаечник
Вечер с выдающейся актрисой закончился под шквал аплодисментов. Мы вызвались проводить Александру Александровну до театра. Благо он в двух шагах от училища. Вся кавалькада выкатилась на Неглинную и была похожа на демонстрацию. Наконец мы завернули за угол и оказались около актерского подъезда. Неожиданно Яблочкина произнесла:
— Вы, наверное, подумали тайком: «Что это Яблочкина вздумала читать “Письмо Татьяны”! В таком-то возрасте!» Я права?
Я покраснел до ушей. А она продолжала:
— Это простительно, когда такая обстановка — просто вечер воспоминаний. Естественно, в театре я, как вы знаете, играю очень пожилых... А уж роли молодых героев — почти ваши сверстники.
— А можно вас спросить? — Голос принадлежал молодой студентке. — Я очень люблю оперу. И слушала вот в этом театре, — показала на Большой, — несколько спектаклей. И во всех ролях молодых героев — пожилые певцы. Почему?
Яблочкина рассмеялась:
— Вот вы даже сказали «слушала», а не «смотрела». К сожалению, так сложилось. Артисты стареют, а ролей пожилого возраста, в отличие от пьес в драматическом театре, считаное количество. Можно посчитать по пальцам. К примеру, Иван Сусанин, Борис Годунов, Пимен, Гремин, Риголетто, Аманасро — это отец Аиды... И еще совсем немного. Подавляющее же число оперных персонажей – молодые герои. Как же быть артистам, еще хорошо звучащим? Вот и поют до старости лет Онегина, Ленского, Татьяну, Сюзанну, Джильду, Розину, которым по роли столько же лет, сколько вам. А зритель терпит. Это же опера! Условность! Но певцов я не виню. Даже сочувствую. Они же вынуждены выходить на пенсию наравне со всеми гражданами. Не то что в балете. Там тебе исполнилось 35 лет, пожалуйста, оформляй пенсию и уходи. Было бы так и для певцов, тогда никакой беды: ушел из театра, пой себе на здоровье в концертах, на радио, записывайся на пластинки...
Яблочкина, словно помолодевшая на два десятка лет, говорит с необыкновенным задором.
— Вот мы, в нашем Театральном обществе, пытаемся переломить ситуацию. Но как убедить чиновников в Комитете по делам искусств? (
тогда еще не было министерства.
—
Авт
.). Один из них, довольно большой начальник, заявил: «Петь — не танцевать. Петь я тоже умею. Не верите? Пожалуйста». И во все горло:
«Из-за острова на стрежень,////На простор речной волны,////Выплывают расписные,////Стеньки Разина челны...»
Яблочкина совершенно перевоплотилась, и мы увидели героя ее рассказа. Вот уж действительно — актриса от Бога! Между тем она продолжала:
— Пропев, а вернее, проорав известную народную песню, он заявил: «А вы, знаю, думаете о таких, как я: “Кто там заседает в Комитете?” — гордо встряхнул длинной шевелюрой. — Убедились? К вашему сведению, я окончил музыкальный техникум». — «Какой факультет?» — «По классу щипковых». — «А инструмент?» — «Балалайка! Вот... доверили курировать оперные театры!»
Чарли Чаплин по системе Станиславского
