В результате прихода очередной демографической волны, связанной со вступлением в репродуктивный возраст более многочисленного поколения 2000-х годов, в нашей стране будет нарастать количество молодых людей на рынке труда. Через 10–15 лет их станет примерно на 20% больше, чем сейчас, — почти 10 млн.
Но, прежде чем они станут специалистами, им предстоит пройти через систему образования, нагрузка на которую неизбежно вырастет.
Бюджетное финансирование этой сферы на уровне 4–5% ВВП в год позволяет сохранять и улучшать имеющийся образовательный фонд, но не наращивать его такими темпами. Соответственно, в перспективе ближайших 10 лет возрастёт спрос на частное образование. И это уже подтверждается статистикой.
С 2017 года в крупнейших университетах России стало учиться на 90 тысяч студентов больше, 82 тысячи из них поступили в частные вузы. Только «Синергия» увеличила за это время численность учащихся в 2,4 раза, став крупнейшим университетом в стране.
Активно будет развиваться онлайн-образование как наиболее выгодная форма обучения с точки зрения себестоимости. Мощным толчком для этого стала пандемия коронавируса, во время которой многие вынужденно прибегли к «дистанционке», а теперь к этому ведёт ещё и галопирующий спрос.
Второй важный тренд — трансформация рынка труда. Импортозамещение в России требует большего числа трудящихся по инженерным и рабочим специальностям, таким как механик, формовщик, сварщик, вальцовщик, слесарь-инструментальщик, станочник, наладчик и так далее. По всем прогнозам, запрос на них вырастет в 2–3 раза.
Освоение таких профессий напрямую зависит от практики. Поэтому в данной области будет усиливаться взаимодействие университетов с индустриальными партнёрами, которые должны формировать заказ на конкретных специалистов. Частные вузы при этом будут в более выигрышной позиции с точки зрения динамики и адаптивности к новым реалиям, потому что им проще корректировать свои программы под запросы разных отраслей.
Растущее влияние искусственного интеллекта на сферу образования тоже неоспоримо. Алгоритмы уже сейчас могут имитировать общение с живым человеком. Chat GPT-4 в 2024 году прошёл так называемый тест Тьюринга, убедив 54% участников слепого испытания, что они разговаривают с человеком. А значит, технология применима в сфере образования, по крайней мере, в качестве вспомогательной. Это наглядно доказал выпускник РГГУ Александр Ждан, благополучно сдавший свой диплом, написанный им в соавторстве с нейросетью.
В «Синергии», например, ИИ используется для оценки успеваемости студентов, подсказывает, по каким дисциплинам усилить работу, как оптимизировать индивидуальный график занятий и т. д. Нейросети могут использоваться для подбора образовательных программ по результатам тестирования и академических успехов, в расшифровке и проверке текстов на грамотность, на стилистику, даже на достоверность ссылок.
Есть и угрозы. Одна из них связана с «осушением» привычных каналов по обмену студентами. В связи с этим необходимо расширять сеть за счёт таких государств, как Китай, Индия, ОАЭ, Мексика и другие дружественные страны. Кроме того, необходимо наращивать образовательные связи с Африкой. Для многих стран Чёрного континента Россия была и остаётся кузницей управленческих кадров.
Российское образование стоит на пороге больших перемен, от которых будут зависеть темпы роста нашей экономики, технологический суверенитет и рост доходов граждан. Государство уделяет этому вопросу повышенное внимание, а частный сектор должен заполнить пустующие ниши, действуя не только в собственных коммерческих, но в и социальных интересах.