Сегодня в Нью-Йорке открывается 64 международная ярмарка антикварных книг. Раз в год уникальные экспонаты со всего мира выставляются в Оружейной палате на Парк авеню (Park Avenue Armory), привлекая внимание тысяч коллекционеров, «книжных червей», музейщиков и всех любителей чего-нибудь необычного. Редкие экземпляры, первые издания, манускрипты, автографы – все это можно увидеть на стендах сотен магазинов, представляющих свои сокровища.
Одним из главных экспонатов выставки станет первое издание новеллы Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» (1958), инкрустированное белыми бриллиантами. Книга представлена в единственном экземпляре. Создатели уникального артефакта готовы продать его за полтора миллиона долларов.
И вот почему...
Во-первых, книга подписана самим автором! Узнаваемые каракули имени писателя выведены собственноручно Труменом Капоте перьевой ручкой синего цвета.
Во-вторых, для книги сделан новый переплет из черной козьей кожи, а сам рисунок обложки повторяет карту Нью-Йорка 1950-х годов с узнаваемым продольно-поперечным делением улиц.
Мастером-переплетчиком стала Кейт Холланд – удостоенная множества профессиональных наград художница из Великобритании. По заказу оргкомитета Букеровской премии Кейт четырежды удостаивалась чести создавать дизайнерские переплеты для авторов-номинантов шот-листа. Дело это хлопотное, требующее от художника глубоких знаний и мастерства. Слишком велика цена ошибки.
В-третьих, главные улицы Нью-Йорка на обложке отмечены линиями-оправами из платины, в которые вмонтированы более тысячи бриллиантов общим весом 30 карат. Все ювелирные работы проведены известной лондонской фирмой Bentley & Skinner (основана в 1880 году).
Переулки и улицы выполнены особым тиснением, причем карта устроена так, что флагманский магазин Tiffany (на пересечении Пятой авеню и 57-й улицы) отмечен единственным сапфиром изумрудной огранки и весом в один карат. Выбитое название на корешке покрыто платиной.
Фолиант помещен в птичью клетку из черного дерева, спроектированную мастером-краснодеревщиком Домиником Пэришем из Wardour Workshops. Птичья клетка — повторяющийся мотив новеллы, символизирующий различные страхи главной героини Холли Голайтли.
Подставка, удерживающая книгу, выполнена из литого стекла, созданного стеклодувом Джейдом Пиннеллом. Она позволит будущему владельцу продемонстрировать уникальную работу в открытом виде. По-хорошему, такую книгу необходимо рассматривать в специальных перчатках.
Но и это еще не все! В комплект входит портфолио с полным набором фотоколлажей художника Дэвида Атти - талантливого ученика Алексея Бродовича (пионера графического дизайна).
В 1958 году фотографу Дэвиду Атти было поручено проиллюстрировать «Завтрак у Тиффани» для публикации в Harper's Bazaar, но затем журнал отказался от публикации, боясь скандала со своим главным рекламодателем. Впоследствии новелла появилась на страницах журнала Esquire лишь с одним из оригинальных изображений Дэвида Атти (летящим голубем на фоне флагманского магазина Tiffany).
Новый владелец бриллиантовой книги окажется одним из немногих, кто сможет увидеть и оценить первоначальную идею художественного оформления «Завтрака у Тиффани».
В комплект также включены факсимиле оригинальных писем Трумена Капоте, в которых он говорит, что разрешит Esquire напечатать свою историю только в том случае, если в нем будут использованы фотоколлажи Дэвида Атти. Редакция взяла лишь одну фотоработу, чем очень расстроила писателя.
Все это многомиллионное богатство упаковано в специальный сундук, изготовленный компанией Parish на основе классического сундука Louis Vuitton Trianon. Новый владелец может быть спокоен за сохранность своего фолианта!
Идея проекта, приуроченного к столетию Трумена Капоте, принадлежит Полу Сантапу. Его фирма давно и плодотворно занимается изданием лимитированных книг для состоятельных клиентов.
– Дизайн должен был быть таким же стильным и культовым, как маленькое черное платье Одри Хепберн, без рабского копирования слишком знакомых мотивов, уже ассоциирующихся с «Завтраком у Тиффани» – рассказал Пол,– кроме того, мне хотелось сделать так, чтобы книга представляла собой объект искусства, а не просто корешок на полке.
Похоже, Полу Сантапу удалось создать очередной шедевр книжного дела! А главное, ему теперь не терпится узнать, у кого в коллекции окажется этот удивительный экземпляр, стоимостью в полтора миллиона долларов. Пол приурочил свой проект к столетию Трумена Капоте, которое будет отмечаться осенью 2024 года. Между прочим, Россия тоже не отстает от юбилея автора и приготовила кое-что интересное для отечественных поклонников писателя.
P.S. Несколько лет назад, я, как исследователь творчества Трумена Капоте, заказал себе несколько экземпляров «Хладнокровного убийства» в переплете, точно повторяющем первое американское издание знаменитого романа In Cold Blood. Заказ делали не в России, ожидание растянулось на три месяца, но мастер-переплетчик очень старался, чтобы русский вариант обложки точно повторял дизайн, придуманный художником-графиком Нилом Фудзитой. Он даже покрасил обрез книги в цвет крови, но не совсем попал в правильный тон.
Для романа Капоте Фудзита придумал строгий дизайн длинной шляпной булавки с красной луковицей, похожей на набухшую каплю крови. Капоте настаивал на том, что первоначальный ярко красный цвет был неправильным, потому что кровь на месте преступления была старой и засохшей, а не свежей. Фудзита изменил цвет на темно-бордовый и добавил траурную черную окантовку.
И пусть мой экземпляр не украшен бриллиантами, стеклянной подставкой и прочими атрибутами, те немногие, кто держал в руках один из экземпляров русского In Cold Blood, признают его красоту и мастерское исполнение нового переплета.