В Театре на Юго-Западе под самый Новый год, 30 декабря, сыграют музыкальную премьеру - «Новая встреча с песней» в постановке Михаила Беляковича. Продолжатель актерско-режиссерской династии Беляковичей, племянник основателя театра Валерия Романовича, Михаил решил создать новую версию знаменитого спектакля «Юго-Запада». Артисты перевоплощаются в образы популярных музыкантов и в яркой драматической манере представляют их хиты. Я поговорила с режиссером о готовящейся постановке, о преемственности поколений, о пути Михаила в профессии, о том, чем живет театр сегодня.
«Встреча с песней» - музыкально-драматическое представление, когда-то придуманное основателем театра Валерием Беляковичем. Расскажите, с чего все началось?
В 1981 году Валерий Романович решил сделать необычный подарок на свадьбу Виктора Авилова и Галины Галкиной. Актеры под определенный плейлист выходили на сцену и начинали, в хорошем смысле слова, дурачиться. Этот веселый капустник настолько всем понравился, что в итоге он перерос в полноценный спектакль. «Встреча с песней» шла на нашей сцене до 2016 года, до ухода Валерия Беляковича. А после его смерти мы выпустили «Встречу с песней 2.0» - обновленный вариант. Так что сейчас это будет уже третья редакция. В 81-ом мне было всего 2 года, родители брали меня собой в театр, и я даже кое-что помню: это было очень яркое действие с переодеваниями и превращениями. В 1998-ом году, когда я пришел работать в театр, сам стал участником спектакля. Мой отец Сергей Белякович «играл» Кобзона в течение 20 лет, я сменил его на этом посту и тоже почти 20 лет исполнял песню «Не думай о секундах свысока», которая плавно перетекала в композицию Рэя Чарльза «Hit the road Jack» («Проваливай, Джек»).
Почему в этом сезоне вы решили поставить «Новую встречу с песней»?
Наши зрители всегда любили этот спектакль и в последнее время просто забросали меня вопросами: «Когда будет восстановлена «Встреча»? Возвращаться к той старой версии было бы странно. Музыкальная индустрия развивается, нынешняя молодежь с трудом понимает, кто такой Кобзон. К тому же, прошлая «Встреча» была более пародийная, а сейчас мы стараемся из каждого номера выстроить историю, добавить в него драматическое наполнение. Пародии тоже будут, конечно. Но не только. А еще мы всех «добьем» мощнейшим финалом. Короче говоря, это будет совершенно новый спектакль и по набору композиций, и по составу артистов. Из старой гвардии в работе мне помогают Антон Багиров, Алексей Матошин, Ольга Авилова. А в остальном - абсолютно новый состав, - молодые артисты, которые, возможно, прошлой версии и не видели. Раньше все «Встречи с песней» вел Валерий Романович, забавлял всех анекдотами, у нас тоже будет ведущий, со своими шутками-прибаутками, но главное - он обязательно будет общаться с залом. Мне бы хотелось, чтобы зрители активно вовлекались в действие: пусть подпевают, пусть в наше непростое время слегка расслабятся и отвлекутся от повседневных забот.
Расскажите, какие это будут хиты?
И русские, и зарубежные. Целая плеяда артистов – начиная с 80-х годов и до наших дней. Самые знаменитые хиты. Возможно, кто-то из старшего поколения не слушает Арбенину или Хабиба, но тут всем не угодишь. Спектакль рассчитан на зрителей всех возрастов.
В два года вы уже смотрели «Встречу с песней», вы, наверное, буквально выросли в театре?
Да, я тут с малых лет. Рос в театре и играл в спектаклях. Впервые вышел на сцену в 4 года, а когда мне было 7 лет, в 86-ом году, ездил на гастроли в Чехословакию со спектаклем «Дракон», где играл роль мальчика. После школы на какое-то время «выпал» из жизни театра, пока учился в автомобильном колледже. А сразу после его окончания решил наведаться в ГИТИС. Просто пришел и сказал: «Хочу учиться». Строгая девушка из приемной комиссии спросила: «Вы туры проходили?». Какие туры??? В итоге заплатил 60 рублей, за день прошел три тура: все, что знал, выпалил. Читал педагогу тексты, а он требовал еще и еще. Результат: «Вы плохо подготовились». Решил, что буду снова поступать через год. Следующим утром раздается звонок, голос Валерия Романовича: «Я слышал, ты в ГИТИС поступал. Нечего там делать. Завтра в 11 утра жду на репетицию». И я пришел в театр. Мне дали 12 ролей, одну главную. Потом в 2004-ом году Валерий Романович сам набрал курс в ГИТИСе, на два бюджетных места взяли Ольгу Авилову, дочь Виктора, и меня. Я написал заявление на режиссуру, но опять вмешался Валерий Романович, заставил переписаться на актерское отделение, где я учился одновременно и режиссуре, и актерскому мастерству, и через три года он меня все-таки перевел на режиссуру. К тому времени у нас с Олегом Анищенко уже был спектакль «Парашютист», который мы делали в другом театре, в маленьком полуподвале на 30-40 мест, Беляковичу он понравился, так что «Парашютист» перекочевал на «Юго-Запад». Мы и дальше вместе с Анищенко стали экспериментировать: поставили «Аллегорию», «Мотылек», «Игроки». Мы 10 лет в тандеме работали.
У вас был пятилетний перерыв с театром. Почему?
Тогда для ГИТИСА нужно было закончить 11 классов, а у меня была девятилетка. Мой дед Василий Михайлович Авилов занимался автомобилями, у него был большой гараж, в котором сразу по три машины на боку лежали, сварочный аппарат, огромные канистры с бензином, вот он меня всему и обучил. Я знал про автомобили буквально все. В тот год был набор на подготовительные курсы Московского автомобильного колледжа при заводе ЗИЛ. Пришел туда учиться на фрезеровщика. Два года занимался, но понял, что это так себе профессия, еще через 2 года учебы стал техником-технологом с разрядом мастера, и меня готовы были взять в Московский индустриальный институт сразу на 3 курс. Но я всегда тяготел к театру, и даже диплом защищал разными голосами, чем вызвал большой смех комиссии. Театр у меня «в крови течет». Куда я против генетики?
У вас все в семье связаны с театром?
Абсолютно: и отец, и мать, и дядя. Мне судьбой предрешено было стать артистом. Хотя Валерий Романович и мой отец Сергей Романович – из рабочей семьи, никак не связанной с искусством. Только вот баба Клава пела песни. Все застолья у нас проходили одинаково: накрывался стол метров на 20, гости рассаживались и затягивали бесконечные песни под гитару или под баян. И тут вдруг Валерий Романович затеял студию во Дворце пионеров, стал подбирать команду, Авилова взял потому, что он хорошо анекдоты рассказывает. Тем временем Театр на Юго-Западе вошел в десятку лучших театров России.
Вы не ощущали на себе груз знаменитой фамилии?
Нет, не ощущал. Потом мы все очень разные. Моя мать Ольга Авилова-Задохина была характерной актрисой, мне от нее передалась характерность в ролях. Я никогда не играл таких персонажей, как Ромео или Гамлет. Это не моя природа.
Вы артист театра, кино и озвучания, режиссер, педагог, что из всего перечисленного для вас на первом месте?
Сейчас, 25 лет спустя, режиссура мне интереснее. В нашем театре есть возможность переиграть почти весь мировой репертуар, от Петруччо («Укрощение строптивой») до Полония, что я и делал. А сейчас мне хочется создавать с нуля.
Что вы мечтаете поставить?
«Мертвые души». У меня все готово к постановке. Декорация и костюмы нарисованы, роли распределены. Я уже третий год пытаюсь это сделать, надеюсь, в следующем сезоне получится.
Какая роль для вас самая важная в послужном списке?
Роль Рыси на Вертеле, «шеф-повара в законе» из спектакля «Щи» по Владимиру Сорокину. Этот текст сейчас звучит еще актуальнее, чем раньше. Спектакль лет 5-6 назад пришлось снять из-за ненормативной лексики. А из тех постановок, что сейчас в репертуаре, - роль Пингвина в спектакле для всей семьи «У ковчега в 8» - о дружбе, взаимовыручке, самоиронии и безграничной фантазии. И роль Джонатана Харкера в спектакле «Дракула».
Вас называют одним из самых могучих голосов России, вы известны как мастер озвучания компьютерных игр. Какое место это занимает в вашей жизни?
Ровно половину. Я вообще все, чем занимаюсь в жизни, делаю с удовольствием, но компьютерные игры еще и дают возможность заработка и большого перевоплощения. Плюс, как ни крути, почти всемирная известность. Меня Ника Саркисова, актриса нашего театра, привела в эту профессию в 2004 году, показала меня режиссеру Всеволоду Кузнецову. Я начинал с так называемых гур – это те, кто заполняет пространство «заднего плана» и озвучивают массовые сцены. Гурщики начинают с совсем небольших эпизодов, потом им дают роль побольше, и если ты успешно развиваешься, то получаешь уже главные роли не только в компьютерных играх, но и в фильмах. Сейчас у меня больше 300 озвученных ролей в кино. Книги тоже озвучивал. Недавно закончили с одним автором записывать книгу. Он создавал рассказы, подразумевая, что они будут «игровые». Я согласился именно потому, что была возможность по ролям их записывать. Около 40 часов занял процесс.
Семь лет назад я открыл курсы озвучивания и дубляжа, которых тогда нигде не было. И до сих пор ни в одном театральном вузе, к сожалению, не преподают озвучание. Поэтому актеры подчас не умеют качественно себя озвучить, тогда вызывают других артистов. И хотя сейчас стали уже появляться курсы, я продолжаю обучать студентов в профессиональной студии звукозаписи. Беру 10-15 человек на обучение на полгода, очень радуюсь успехам моим учеников, которые получают главные роли, работают на телевидении и в других сферах озвучки.
Какой ваш любимый озвученный персонаж?
Кристиан Бэйл. Мне очень понравилась работа над фильмом «Власть» и «Форд против Феррари». А в компьютерных играх – Хуан Кортес из Far Cry 6 и, конечно, cпартанский генерал Кратос из God of War. Все боги, полубоги, монстры и драконы – мои.
Сколько у вас разных профессий…
Это еще не все. Я, к слову, уже 5 лет занимаюсь органическим выращиванием, участвовал в стартапах, получал субсидии от государства, все вкладывал в эту идею. Помимо Валерия Романовича, я встретил в жизни еще одного гениального человека - Михаила Ивкина, - он рассказал мне про органическое выращивание, я загорелся и решил вместе с ним попробовать. Весной мы запускаем в Сергиевом Посаде био-вегетарий на 200 м², где будет выращиваться самая чистая продукция в мире. До 700 видов продуктов. Смогу разводить ананасы зимой. Возможно, откроем еще и магазины «живой» еды.
Каким вы видите будущее Театра на Юго-Западе?
Нам просто необходимо новое здание, оснащенная сцена, правильный звук, свет. Надеюсь, что все билеты будут разлетаться молниеносно, и мы будем много гастролировать.