Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:33  /  23.12.16

2084просмотра

Лучше чем Воронеж, нет города нигде...

+T -
Поделиться:

"Воронеж. И город весь стоит оледенелый. Как под стеклом деревья, стены, снег. По хрусталям я прохожу несмело. Узорных санок так неверен бег. А над Петром воронежским - вороны, Да тополя, и свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли, И Куликовской битвой веют склоны Могучей, победительной земли." Анна Ахматова

Совсем недавно я вернулась из очередной своей командировки. На этот раз по России. На этот раз в славный город Воронеж.

What a Wonderful World...

Солнце ярко светило, а бесконечные заснеженные поля расстилались вокруг Воронежского международного аэропорта. Между прочим, совершенно заслуженно международного - с нами на рейсе летело как минимум 3 иностранца (кажется, немцы). Обсуждали что-то по бизнес-тематике. Вряд ли прагматичному немцу придет в голову в середине декабря приехать на экскурсию в заснеженный Воронеж.

Через несколько минут, слушая занимательный рассказ о городе нашего встречающего, мы катились по Московскому проспекту, рассматривая Воронежские дома, улицы, парки, университеты (в Воронеже их 50!), а также недавно отстроенный громадный комплекс Сити-парк "Град" - со всем, чего душе угодно. Последнее напомнило мне Америку - часто там можно встретить такие отдельно стоящие моллы-города, куда приезжают на шопинг: от одежды и продуктов до электрогитар и лыжной экипировки. Там же можно сходить в кино, поесть, покататься на каком-нибудь аттракционе - одним словом, еще глубже уйти в кредит, как шутят сами американцы.

Но вот мы и в отеле. Включив по-громче "What a Wonderful World" Louis Armstrong, я принялась рассматривать местные красоты. Из окон Hampton by Hilton открывался поистине исторический вид: заводы и безликие дома, напоминавшие Советский союз и церковь из красного кирпича, отсылающая к временам Российской империи. О настоящем времени напоминал сам Hilton, который появился в Воронеже относительно недавно. Насмотревшись и надумавшись вдоволь об архитектурном ландшафте, я отправилась осуществлять пункт номер один - участие в Большом Бизнес Форуме, организованным местным предпринимательским сообществом. Надо отметить, что попали мы в самый эпицентр событий. Форум был лишь стартовым мероприятием, как минимум, нас ждало еще четыре и несколько бизнес-встреч - и все это в течение 2-х дней.

Большой Бизнес, Большой Форум

Форум проходил в совсем новом французском отеле Mercurе - это сразу чувствовалось по интерьерам и оборудованию в аудитории: два плазменных экрана, трансформирующееся пространство (из одного большого зала образуется два), много света. Одними из организаторов выступили Центр предпринимательства и акселератор ScaleUp Воронеж. На повестке: креативный маркетинг, реклама в соц сетях, брендинг, обсуждение акселерационных программ и их особенностей, автоматизация продаж, диджитализация HR. Среди спикеров - в основном, московский "десант" с лучшими практиками и свежими кейсами. Участники слушали довольно оживленно, залы на всех сессиях были практически полные. Говорит это как о правильно выбранной повестке, так и о редкости таких событий,что впоследствии подтвердилось в одной из бесед с региональным представителем ФРИИ Владимиром Бабкиным. "Несмотря на улучшения "событийности" в области бизнес-форумов, конференций для предпринимателей и т.д., местное предпринимательское сообщество пока что не так динамично взаимодействует друг с другом. Наибольшую активность проявляют ИТ-специалисты. Некоторые даже принимают участие в ИТ-конкурсах международного масштаба." (прим. - по численности программистов Воронеж занимает 7-е место в стране). 

Тем не менее, необходимые для здоровой коллаборации факторы в Воронеже присутствуют. Гостеприимство и приветливость в общении - это проявлялось как через внимательное отношение принимающих нас организаторов, так и через простые просьбы к незнакомым людям  "подсказать, как пройти куда-то", "рассказать о городе" и т.п. Это я отметила и по работе персонала в общественных заведениях. Присутствует определенная степень открытости и доверия друг к другу. Люди готовы делиться опытом, передавать контакты. Причем, по собственному желанию, не дожидаясь, когда ты их об этом попросишь. Принцип give, before you get работает здесь отлаженно. Создалось ощущение, что воронежцы любят свой город и стремятся создать лучшие условия для жизненного и делового климата. В совокупности все это располагает к пребыванию в городе и желание вернуться сюда снова. Похожие ощущения я испытала, когда жила в Кремниевой долине.

А между делом, вечерело. Что обычно делают после хороших форумов? Правильно, что-нибудь дегустируют и занимаются нетворкингом. На этот раз cocktail reception проводили РБК-Черноземье совместно с Moet Hennesy. После 2-х бокалов прекрасного вина обсуждение креатива пошло гораздо оживленнее. А чуть позже наши гостеприимные партнеры устроили экскурсию по ночному Воронежу. Спустя несколько минут мы оказались рядом с величественным кораблем Петровских времен. 320 лет назад именно в Воронеже Петр I заложил строительство военно-морского флота Российской империи. "По приказу Петра к Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов." Благодаря этой инициативе, совсем в скором времени России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.

Но на этом, дело, конечно, не закончилось: ни у Петра I, ни у нас. Дегустация уже другого калибра напитков продолжилась в культовом месте ХЛАМ, куда заглядывает Шнур, Б-2 и другие музыкальные группы.

Обмен опытом и смена поколений

Что было дальше - решит ваше творческое воображение. А утро, вернее, день второго дня встречал нас мини-конференцией в рамках акселерационной программы ScaleUp. Тематика животрепещущая - инвестиции: как и где их привлечь. Обращу внимание и одновременно сделаю комплимент формату - засчет непродолжительных, но емких выступлений спикеров, которые представляли 3 разных взгляда: юрист - оформление венчурных сделок, фаундер - непосредственный процесс привлечения инвестиций и бизнес-ангел - выбор компаний и команд - мероприятие получилось максимально прикладным, динамичным и объемным. Хорошо, также, что помимо предпринимателей - участников акселератора ScaleUp, на конференции присутствовали воронежские бизнес-ангелы и наставники (опытные предприниматели) из акселератора. Нетворкинг и обмен опытом между ними продолжался еще 2 часа.

В продолжении темы обмена опытом, хочется отметить истории успехов наставничества в Воронеже. Который, и здесь захватил пальму первенства, и стал пилотным городом реализации программы по наставничеству МБР в России в 2009 году. Уже в 2013 году предпринимательская пара Юрий Сегал, генеральный директор ООО «ПРОК», ООО «Элком», (наставник) - Игорь Забоев, ООО «Картон Черонземье», (наставляемый) стали победителями в международном конкурсе «Предприниматель года» в сети YBI (Youth Business International), оставив за собой конкурсантов из 40 стран. За время наставничества компания Игоря выросла в несколько раз и работает в международном масштабе. "Благодаря поддержке и ценным советам нашего наставника Сегала Ю.Е., мы приняли ряд важных решений для бизнеса. Добились от районной администрации выделения земельного участка под строительство склада, привлекли кредитование от Сбербанка. Наш бизнес активно развивается по всем направлениям - недавно мы запустили совместный финско-российский проект по установке заглубленных контейнеров. Мы гордимся тем, что решаем важные для общества экологические проблемы и делаем мир чище!" , - отзывается об опыте работы с наставником сам Игорь Забоев. И вот уже произошла смена поколений  - теперь Игорь превратился в наставника и передает опыт молодым воронежским предпринимателям. 

Креатив - наше все

Завершающим аккордом нашего похода по бизнес-мероприятиям стал кинопоказ 63-го Международного фестиваля креативности Cannes Lions 2016 в премилом кинотеатре СПАРТАК и самостоятельно организованная Региональная премия в области маркетинга и рекламы для воронежских "креативных львов" AD.WORKER . Порадовало, что при существенных инвестициях в аграрный и строительный сектора (входит в первую тройку регионов ЦФО по объему ввода жилья),  про необходимость развития креативных областей в Воронеже не забывают. И стимулируют это направления за счет спонсорства и организации, например, такого конкурса. Как говорит в своей известной книге автор теории креативного класса Ричард Флорида: «Креативность стала ключевым фактором развития экономики и общества, и в этом истинная движущая сила всех процессов. Представители креативного класса выходят за привычные рамки, развиваются с рекордной скоростью и вдохновляют на это окружающих. Когда такие вдохновители участвуют в проекте, их присутствие побуждает остальных членов рабочей команды искать новые подходы и добиваться высоких целей.» В воронежских людях однозначно чувствуется драйв и стремление к изменениям – внутреннее лидерство. А значит есть и креативный потенциал. Я всегда повторяю "ядро всего - это люди"Если есть те, кто по-настоящему, изнутри горит желанием что-то изменить и начинает с себя, то это оказывает наибольший эффект и наполняет атмосферу смыслом, жизнью,отношениями, а не просто штампует результат. С такими людьми и в таких городах хочется жить.

Путевка в будущее

Еще одной любопытной креативной инициативой стало развитие движения "Вело Воронеж". В 2013 году поддержку этому проекту оказал, на тот период, мэр Лондона Борис Джонсон.  «I am, as you may know, a passionate cyclist. I believe that a city that cycles is a city that is better for everyone. I hope that Velovoronezh is a fantastic success, » - пожелал в своем письме воронежским велосипедистам г-н Джонсон. По словам одного из основателей и идеолога движения бизнесмена Игоря Титова: «Велосипедное движение в городе развивается очень активно и Воронеж вполне претендует на звание велосипедной столицы России. Мы хотим показать, что велосипед — новый образ жизни, некая идея, объединяющая воронежцев.» На данный момент установлено более 100 велопарковок в различных районах Воронежа. В планах создание общегородского велопроката, единой карты всех велодорожек в городе, оснащение нескольких автобусов на популярных маршрутах креплением для перевозки велосипедов, а также открытие велосипедной школы.

Развитие данной инициативы важно еще и потому, что способствует облагораживанию города, формирует определенное мышление – более социально-ответственное и одновременно продвинутое. Создает имидж хаба, который идет в ногу со временем. Повышает ощущение гордости воронежцев за свой родной город и желание жить в нем. Как следствие – еще больше укрепляет стимул к положительным переменам и способствуют притоку инвестиций, а главное людей в город. Не за горами время, когда города превратятся в мега-центры со сосредоточением власти и ресурсов. «Страны умирают как структуры. Через 50 лет вместо 218 стран будет 600 городов. Уже через 25 лет не будет, например, Австрии, потому что уже сейчас Австрия — это Вена и какие-то там городишки рядом. Это произойдёт из-за смены системы восприятия информации, развития транспорта и технологий в целом,» - очерчивает будущее Кьелл Нордстрем, профессор Стокгольмской школы экономики, написавший «Бизнес в стиле фанк». Принципиально важно создавать благоприятную для жизни и работы атмосферу в городе - как единственно возможную путевку в будущее. Необходимо отдать должное губернатору Воронежской области Алексею Гордееву, без усилий которого город не совершил бы такой марш-бросок всего за 3-5 лет. Как говорится в басне Крылова: "Важнѣйшая наука для царей: Знать свойства своего народа, И выгоды земли своей."

Город-сказка, Город-мечта

Сам город показался мне очаровательным, спокойным, но деятельным. Я смогла словить ощущение счастья. Как будто люди здесь действительно живут, а не существуют, успевают замечать простые мелочи, радуются жизни. Ведь, помимо бизнес-успехов и индекса привлекательности инвестиций, все мы, в конечном счете, стремимся к счастью. 

А напоследок Вам... процитирую песенку из легендарного воронежского мультфильма 'Котенок с улицы Лизюково'. И, может быть пока она не совсем про настоящее, но в самом ближайшем будущем пусть будет именно так: ' Мы часто ездим в Африку, в Австралию, в Бразилию (читаем Кремниевую долину, Сингапур, Тель-Авив ) обычно самолетами и реже по воде, но если Вы Котенок (читаем предприниматель) и Вас зовут Василий (оставляем), то лучше чем Воронеж, нет города нигде.'

FACTS & FIGURES:

Год основания: 1586

Население: более 1 млн чел

Региональные кластеры: кластер по производству оборудования для газовой и нефтяной промышленности, мясной и молочный кластеры

Флагман экономики региона: аграрный сектор (входит в 5 крупнейших по стране)

Чем прославился город: Петр I заложил строительство российского военно-морского флота; выведена порода лошадей "Орловский рысак" ( самый крупный конный завод в мире "Хреновский", разводящий данную породу, функционирует в Воронеже с 1776 года, основан графом Алексеем Орловым-Чесменским)

 Предпринимателю:

Акселераторы: ScaleUp Воронеж, ФРИИ. Заезжает сюда и StartupTour и Generation-S

Ключевые организации, поддерживающие предпринимателей: Фонд развития предпринимательства Воронежской областиВРОО Гражданское собрание «Лидер»ВОО «ОПОРА России» ВоронежТоргово-Промышленная Палата Воронежской областиЦентр кластерного развития Воронежской области, Mолодежный Бизнес России

Главные предпринимательские события: «Х-й предпринимательский форум» (в 2016 году состоялся "3-й форум", проходил в рамках Недели предпринимательства),  Российский интернет форум (РИФ) Воронеж, Премия Столля, Международная управленческая платформа имени В.Н. Эйтингона.

Широкому кругу:

Где пить: ХЛАМ.

Где есть: Гранат, Эль-Чико, Старый город, Пельмень-бар "Олень" (те, кто любит качественное мясо - город для Вас)

Где спать: Hampton by Hilton, Holiday Inn, Mercure (где точно не спать: Азимут)

Что смотреть: корабль Петра I, церкви, пройтись по центральным улицам

Официальный сайт Воронежа: http://www.voronezh-city.ru/

Ссылка на Большой Бизнес Форум 

Ссылка на Вело Воронеж 

Ссылка на Региональную премию в области маркетинга и рекламы 

PS. The last, but not the least! Выражаю большую благодарность за помощь с подготовкой материала Евгению Тырнову, Тамаре Найденовой, Ирине Гореловой, Игорю Титову, Владимиру Бабкину - они же гостеприимные организаторы из Воронежа. :)