Центру фотографии имени братьев Люмьер в этом году исполняется 10 лет с момента основания. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне Центр представляет фото из собственной коллекции, посвященные искусству военной фотографии в СССР.

В коллекцию Галереи имени братьев Люмьер входят работы Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева, Дмитрия Бальтерманца и других фотографов, которые создавали репортажи во время военных действий.

Яков Халип. Ноктюрн на фронте. 1943. Винтаж. 40 х 60 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер 

Военный репортаж

История военного репортажа в советской фотографии берет свое начало уже в 1920-е–1930-е годы. Темой работ фотографов-авангардистов таких, как Борис Игнатович, часто становились военные и физкультурные парады. В 1936 году для фотоальбома «Красная Армия» Яков Халип создает серию фотографий о Балтийском флоте, ставшую впоследствии знаковой для его творчества и истории советской фотографии в целом. Тема авиации этого периода раскрывается в работах многих советских авторов, документировавших авиапарады, например, у Марка Маркова-Гринберга.

Из воспоминаний Марка Маркова-Гринберга о работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны:

«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».

«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».

Марк Марков-Гринберг. Отвоевались. Пленные немцы под Бобруйском, 1944. Современный отпечаток. 40 х 50 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер

Советская фотография периода Великой Отечественной войны

Военная фотография в Советском Союзе выполняла самые разные задачи. Она информировала о положении дел на фронтах, показывала смертоносность войны и фиксировала разрушения в стране. С другой стороны, она оставалась эмоциональной – фотография показывала горе, несла весточку с фронта, тем, кто в тылу ждал увидеть своих близких, и возвещала о долгожданной победе. В советской военной фотографии можно различить и соцреалистические картины, и постановки, и живую репортажную съемку. Но неизменно высока именно документальная ценность этих видов фотографии войны. Документальная фотография показывает и события, и место действия, и его видение современниками. Фоторепортеры могли запечатлеть картину события, сформированную с целью вдохновить на победу, отстоять свою независимость, и оставить свидетельство этого времени для истории.

«...Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины...», – 

говорил о своей профессии фотограф Александр Устинов

.

Александр Устинов. Поезда идут на фронт. Пляшет красноармеец В. Кочетков. 25 июня 1941. Поздний отпечаток. Тираж: 2/30. 30 х 40 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер 

В 2020 году Центру фотографии имени братьев Люмьер исполняется 10 лет с момента основания. В 2001 году, разместившаяся в небольшом пространстве в ЦДХ, Галерея Люмьер стала первой частной фотографической галереей в России. В 2009 году шеф-куратор Наталья Григорьева-Литвинская приняла решение о создании Центра фотографии на Красном Октябре. Центр открылся в марте 2010 года проектом «Иконы 1960-80-х», рассказавшем о главных лицах эпохи оттепели и лучших авторах того периода.

Михаил Трахман. Парад Победы. Москва 24 июня, 1945. Современный отпечаток. 32,1 х 43,2 см. Архивная пигментная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер 

Дмитрий Бальтерманц. Чайковский, 1940-е гг. Винтаж. 58 х 45,5 см. Бромсеребряная печать. Из коллекции Галереи им. братьев Люмьер