Дети далеко не во все времена вызывали умиление общества. В древности, да и сегодня у некоторых народов, живущих первобытным укладом, дети чаще всего ассоциировались с дополнительными, порой непосильными расходами. Это приводило к тому, что от нежелательных детей попросту избавлялись, особенно от девочек - если в семье уже была одна, то вторая считалась безнадежной инвестицией. Позже, в средние века, дети воспринимались как \"недоразвитые взрослые\", поэтому их взросление всё время подгоняли - даже не семейных портретах они чаще всего одеты по-взрослому: мальчики в камзолах и со шпагами, а девочки, даже совсем малышки, носят высокие \"женские\" причёски и чрезмерно обширные платья, чтобы выглядеть пусть как миниатюрная, но уже \"действующая\" модель нормального человека.
\n\n
В глазах же правителей дети всегда ассоциировались с будущим. Хорошим, тревожным, светлым или опасным - но всё равно с будущим. Во имя достижения этого светлого будущего в культуре многих языческих народов практиковалось детское жертвоприношение. Особенно это касалось ацтеков и майя, вожди которых выстраивали свои отношения с потусторонними силами путём настолько обильных человеческих жертв, что они фактически привели к катастрофическому сокращению их собственных народов.
\n\n
Тираны, которые всё и всех воспринимают как потенциальную угрозу, видели будущее только в собственных детях, а от чужих - если они могли претендовать на престол - старались избавиться. Царь Ирод, по преданию, устроил массовое избиение младенцев только из-за слуха о пророчествах волхвов, прибывших поклониться новорожденному Иисусу. В Древнем Риме убийства императорами своих дальних и ближних родственников с детьми считалось делом почти обыденным. Но и с приходом христианства нравы властителей не сильно изменились. Так, в XV веке по приказу короля Англии Ричарда III в лондонском Тауэре были задушены его племянники: 12-летний Эдуард V и его брат Ричард. Веком спустя в России по указанию Бориса Годунова был убит 8-летний царевич Димитрий Углицкий, последний отпрыск династии Рюриковичей, сын шестой жены Ивана Грозного - Марии Нагой. Ещё два столетия спустя, в 1742 году, по приказу дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны (той самой, прославившейся своим гуманизмом и отменившей смертную казнь и пытки для детей младше 17 лет) в возрасте одного (!) года был заточён в тюрьму и навсегда изолирован от всего мира, включая собственных родителей, российский император Иван VI, сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, известный в российской истории как \"шлиссельбургский узник\".
\n\n
Его имя, портреты и даже отчеканенные при нём монеты были строжайше запрещены. Несчастный Иван VI провел в заточении всю жизнь - 23 года и был убит при попытке своего освобождения. Даже после смерти он не заслужил хотя бы упоминания: его имя не присутствовало в списке имён российских императоров, выгравированных на памятнике к 300-летию династии Романовых.
\n\n
Последним наследником престола в России, пострадавшим от своего агустейшего статуса, стал царевич Алексей, сын Николая II и наследник престола, убитый большевиками вместе со всей семьёй в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. До сих пор не понятно, давал ли лично В.И.Ленин приказ на эту расправу. Яков Свердлов утверждал, что да; современная историография склонна считать это самодеятельностью Уральского совета народных депутатов. Однако тот факт, что буквально на следующий день после екатеринбургского убийства царской семьи в далёком Алапаевске были расстреляны Великие князья и последние представители дома Романовых, позволяет предположить, что эти акции все-таки были согласованы с большевистскими вождями того времени, включая В.И.Ленина.
\n\n
Сам Владимир Ильич, как считается, очень любил детей, хотя документальных свидетельств тому осталось до обидного мало. Многочисленные лубочные картинки на тему \"Ленин и дети\" в большинстве своём можно считать скорее продуктом советской пропаганды, нежели хоть сколько-нибудь историческими зарисовками.
\n
\n
Немногие фотоснимки Ленина с детьми, взятые на вооружение советскими художниками, относятся к пребыванию В.И.Ленина в Горках. Другие и вовсе не имеют никакого отношения к теме любви Ленина к детям, как этот известный снимок, где Ильич выглядывает из-за спины улыбающегося школьника. На самом деле фотография эта рассказывает не столько о любви Ленина к детям, сколько о цензуре, вырезавшей из кадра фигуру Льва Троцкого, стоявшего рядом.
\n\n
Верхнюю фотографию знали все советские люди. Нижняя по понятным причинам была известна меньше.
\n\n
На деле же, если не считать выпущенного в декабре 1919 года декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», предусматривавшего обязательное обучение детей школьного возраста, а также создания «Деткомиссии ВЦИК» во главе с главой ЧК Феликсом Дзержинским, Ленин попросту не успел сделать для детей чего-либо особенного. Кстати, и пионеров \"придумал\" вовсе не он. Пионерская организация, до смерти Ильича носившая имя Спартака (в честь разгромленного в Германии коммунистического \"Союза Спартака\" Карла Либкнехта и Розы Люксембург) была создана по инициативе Веры Бонч-Бруевич и Надежды Крупской в ноябре 1921 года.
\n\n
К слову, именно Надежда Крупская стала настоящим подвижником как в деле ликвидации беспризорности, так и в создании советской школы педагогики, главной задачей которой было лишить детей буржуазной морали и религии, заменив их коллективизмом и классовым сознанием. Её первый труд на эту тему появился ещё в 1915 году - то была книга «Народное образование и демократия», пропагандировавшая идею \"трудового метода обучения\". После революции, став членом Государственной комиссии по просвещению и председателем Главполитпросвета, Крупская разработала единую систему школьного образования в России. Несмотря на то, что школы Крупской больше смахивали на военные заведения, ими была проделана огромная работа: выполнен план всеобщего обучения детей до 17 лет, а также впервые организована связь учебного процесса с задачами производства (электрификации и тд).
\n\n
Своего расцвета тема счастливого советского детства достигла при И.В.Сталине, справедливо считавшего, что образ румяного, сытого и весёлого пионера является лучшим доказательством не только успешности возведённой им социалистической системы, но и её устойчивости. Одним из символов такого счастливого ребенка, живущего в процветающей стране, стал Волька Костыльков из знаменитого произведения Леонида Лагина. Тема жизнерадостного советского пионера нашла отражение в огромном количестве произведений искусства 30-х годов. Одним из наиболее удачных примеров может служить двойная скульптура пионера и пионерки, выполненная в конце 30-х годов известным советским скульптором Василием Боголюбовым. Экземпляр этой удивительно изящной скульптуры хранится в коллекции \"Маленьких историй\".
\n\n
Одной лишь пропагандой дело не ограничилось. Прекрасно понимая ценность советского ребёнка как живой рекламы существующего строя, И.Сталин (в отличие от Ленина, сам бывший отцом троих детей и имевший одного приёмного сына) не упускал случая самолично засветиться на публике с детьми, хотя не злоупотреблял этим. В отношении с юным поколением Генсек выступал в той же роли, что и в отношении всего народа - представал их мудрым и заботливым \"отцом\".
\n
\n
Однако отец советских детей бывал и беспощаден. Именно Сталин подарил человечеству термин \"дети врагов народа\", и эти дети не украшали майские митинги и демонстрации, томясь вместе с родителями в далёких северных лагерях в статусе \"спецпереселенцев\" и как праздник воспринимая проживание не в общем, а в отдельном \"Детском бараке\" (см. надпись на фото).
\n\n
Но в те годы мало кто задумывался о судьбе \"лишенцев\" и репрессированных, и перед самой войной слоган \"Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство\" даже вылился в отдельную скульптурную группу, где \"отец народа\" стоял в окружении двух радостных мальчиков и одной девочки. Пробную партию из нескольких скульптур отлили на Ленинградском фарфоровом заводе (ныне Императорский фарфоровый завод), однако в серию скульптура не пошла - началась Великая отечественая война. В наши дни фотографий этой скульптурной группы, как и самого оригинала, почти не найти, поэтому приношу извинение за качество.
\n\n
Эта серия так и осталась в проекте. Дело в том, что в ходе войны, как известно, попал в плен и трагически погиб старший сын Сталина - Яков Джугашвили. Это изменило отношение авторов к скульптуре, хотя изначально она не имела, разумеется, никакого отношения к семье вождя. Однако теперь художники испугались - не воспримет ли Сталин эту статуэтку как неуважение к его личной трагедии? Скульптуру решено было переделать, и вскоре мастер Ленинградского фарфорового завода Галина Столбова делает новую, более \"политкорректную\" версию скульптуры, оставив на ней одного мальчика и одну девочку. В таком виде статуэтка после войны вышла в тираж. В самом Сталине почти ничего не изменилось - только смотреть он стал в другую сторону, и довоенный френч превратился в мундир генералиссимуса.
\n\n
Но кое-что ещё неуловимо изменилось в облике вождя: из мудрого отца он стал больше походить на доброго дедушку. Вскоре вслед за ним эта традиция перейдет и к последующим советским генсекам: Хрущёву, Брежневу и т.д. Это означало одно: Советский союз был настолько уверен в своём долголетии, что его лидеры могли с уверенностью смотреть не на одно поколение вперёд.
\n
\n
Но на время покинем СССР и перенесёмся в другое государство с ярко выраженным вождем. Адольф Гитлер, как это совершенно точно известно, детей терпеть не мог. Он вообще с трудом переносил людей, даже из своего близкого окружения, и всегда утверждал, что предпочитает людям общество собак. Однако и он прекрасно понимал агитационную, а главное - военную значимость подрастающего поколения. С первых дней своего руководства рейхом Гитлер сделал всё возможное для того, чтобы укрепить институт семьи и поставить на поток дело воспитания подрастающего поколения в национал-социалистическом духе.
\n\n
Уже в июне 1933 года, то есть спустя всего полгода после прихода к власти, правительство Гитлера разрабатывает первую программу социального развития: молодожены получали от государства беспроцентный кредит в 1000 марок. За рождение каждого ребенка государство списывало 15-25% кредита. А если у матери было более 6 детей, она могла вообще не платить никаких налогов. Мало того, многодетным семьям выделялся от государства дом с земельным участком. Другими словами, наличие семьи и её размер в Третьем Рейхе свидетельствовали о лояльности режиму, помогали в продвижении по карьерной лестнице, давали дополнительный вес в глазах общественности. Не покладая рук работала и нацистская пропаганда, демонстрировавшая всемерную социальную защиту семьи со стороны партии и государства.
\n
\n
Истинные причины \"заботы\" Гитлера о молодежи стали очевидны с началом Второй мировой войны. Оказалось, что здоровые юные тела нужны были фатерлянду не для счастливого будущего, а для подготовки к кровопролитным сражениям и смерти во имя \"1000-летнего Рейха\". Даже весной 1945 года, когда неизбежное поражение Германии стало очевидным, фюрер ни на секунду не задумался о сохранении хотя бы части молодежи во имя будущего. \"Без национал-социализма у германского народа нет будущего\", - заявил Гитлер и бросил в последние ряды берлинского фольксштурма совсем юных детей, которым предстояло противостоять хорошо обученным и прошедшим несколько лет боёв советским солдатам. \"Трогательное\" напутствие вождя Третьего рейха одной из групп таких обречённых на смерть мальчишек навсегда осталось в истории.
\n\n
Это отношение к детям как к будущим солдатам Гитлер, однако, придумал не сам, а перенял его у своего кумира - итальянского диктатора Бенито Муссолини. Тот в лучшие времена тоже любил потрепать по щеке мальчишку с автоматом - правда, делал это более величественно, походя, будто раздавал автограф. Муссолини тщательно избегал публичного проявления чувств, даже к детям - настоящему диктатору и фашисту такое не к лицу.
\n\n
Из ныне живущих диктаторов аналогичный подход к детям демонстрирует Северокорейский лидер Ким Чен Ын. У него с Адольфом Гитлером даже жесты одинаковые. Отличие разве что в том, что при разговоре с фюрером в мае 1945 года немецкие мальчишки находят в себе силы улыбаться, в то время как корейские мальчишки почти все рыдают. Ужасающее зрелище.
\n\n
Северокорейский лидер вообще останется в истории как смеющийся человек на фоне рыдающей страны. Не знаю, нравится ли ему самому такое положение дел, но, глядя на эти фото, с трудом верится в счастливую жизнь под светом идей Чучхе.
\n
\n
Маргинальные политики всех мастей в наши дни отчаянно цепляются за детей в тщетной надежде сохранить гаснущее пламя своей веры. Характерно, что несостоявшиеся \"вожди\" не любят всех детей скопом, а стараются обособить и создать собственную группу \"правильных детей\" - продолжателей дела, как бы малочисленны они ни были.
\n
\n
Из настоящих вождей последнего времени наиболее искренне, пожалуй, относился к детям президент Венесуэлы Уго Чавес, сам выросший в бедной семье и вполне искренне гордившийся теми социальными преобразованиями, которые ему удалось претворить в жизнь. Для Чавеса, таким образом, как отчасти и для Сталина, дети были зеркалом собственных успехов.
\n\n
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко тоже не чурается поприветствовать своих юных сограждан во время государственных праздников, однако для него дети всей Земли воплотились в одном-единственном ребенке - сыне Коле. Этот мальчик, лично знакомый со всей мировой элитой, стал для Лукашенко своеобразным alter ego, наследником и неотступной тенью, главным из детей, который сам, впрочем, никогда не знал детства. В последнее время Коля исчез с экранов белорусского телевидения - впрочем, и мальчиком сегодня его уже назвать трудно.
\n
\n
В странах торжествующей демократии, пусть даже и суверенной, отношение власти к детям в большинстве своём весьма прагматичное - детей воспринимают в первую очередь как будущий электорат, который с самого юного возраста должен запомнить, за кого нужно голосовать.
\n\n
В этом, безусловно, таится некоторый страх, сродни иродовскому, перед будущим поколением, таким непонятным и вполне себе способным снести с лица земли любую политическую систему, не говоря уж о моральных устоях. Всё менее контролируемая, живущая по собственным законам в социальных сетях, молодежь заставляет власти не столько заботиться, сколько заигрывать с собой, изображать из себя простых парней - вот ведь, смотрите, мы такие же как вы, только чуть старше. На этой фотографии (внизу) одного из лидеров страны с первого взгляда трудно отличить от восторженных тинейджеров с гаджетами в руках.
\n
Это уже не мраморно-величественный проход вождей былых времён перед строем юных однопартийцев. И не добродушно-стариковские объятия брежневской поры. Сегодня власть заискивающе улыбается детям, стремится войти с каждым в персональный контакт - пусть и опосредованно. И это, наверное, действительно здорово - если только за таким поведением стоят мысли о будущем, а не страх потерять настоящее...
\n","datePublished":"2017-02-12T20:12:05+03:00","dateModified":"2023-06-01T18:52:10.615605+03:00","author":[{"@type":"Person","url":"https://snob.ru/profile/29686/","name":"Андрей Кирпичников"}],"publisher":{"@type":"Organization","name":"Сноб","logo":{"@type":"ImageObject","url":"https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/73c2be0f-5c51-475c-a3f5-125e040c08cd.png","width":"400","height":"400"}},"mainEntityOfPage":{"@type":"WebPage","@id":"120473","name":"Блог Андрей Кирпичников"},"image":["https://snob.ru/entry/120473/snob2/og-image.png"]}]}
Дети далеко не во все времена вызывали умиление общества. В древности, да и сегодня у некоторых народов, живущих первобытным укладом, дети чаще всего ассоциировались с дополнительными, порой непосильными расходами. Это приводило к тому, что от нежелательных детей попросту избавлялись, особенно от девочек - если в семье уже была одна, то вторая считалась безнадежной инвестицией. Позже, в средние века, дети воспринимались как "недоразвитые взрослые", поэтому их взросление всё время подгоняли - даже не семейных портретах они чаще всего одеты по-взрослому: мальчики в камзолах и со шпагами, а девочки, даже совсем малышки, носят высокие "женские" причёски и чрезмерно обширные платья, чтобы выглядеть пусть как миниатюрная, но уже "действующая" модель нормального человека.
В глазах же правителей дети всегда ассоциировались с будущим. Хорошим, тревожным, светлым или опасным - но всё равно с будущим. Во имя достижения этого светлого будущего в культуре многих языческих народов практиковалось детское жертвоприношение. Особенно это касалось ацтеков и майя, вожди которых выстраивали свои отношения с потусторонними силами путём настолько обильных человеческих жертв, что они фактически привели к катастрофическому сокращению их собственных народов.
Тираны, которые всё и всех воспринимают как потенциальную угрозу, видели будущее только в собственных детях, а от чужих - если они могли претендовать на престол - старались избавиться. Царь Ирод, по преданию, устроил массовое избиение младенцев только из-за слуха о пророчествах волхвов, прибывших поклониться новорожденному Иисусу. В Древнем Риме убийства императорами своих дальних и ближних родственников с детьми считалось делом почти обыденным. Но и с приходом христианства нравы властителей не сильно изменились. Так, в XV веке по приказу короля Англии Ричарда III в лондонском Тауэре были задушены его племянники: 12-летний Эдуард V и его брат Ричард. Веком спустя в России по указанию Бориса Годунова был убит 8-летний царевич Димитрий Углицкий, последний отпрыск династии Рюриковичей, сын шестой жены Ивана Грозного - Марии Нагой. Ещё два столетия спустя, в 1742 году, по приказу дочери Петра I - императрицы Елизаветы Петровны (той самой, прославившейся своим гуманизмом и отменившей смертную казнь и пытки для детей младше 17 лет) в возрасте одного (!) года был заточён в тюрьму и навсегда изолирован от всего мира, включая собственных родителей, российский император Иван VI, сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, известный в российской истории как "шлиссельбургский узник".
Его имя, портреты и даже отчеканенные при нём монеты были строжайше запрещены. Несчастный Иван VI провел в заточении всю жизнь - 23 года и был убит при попытке своего освобождения. Даже после смерти он не заслужил хотя бы упоминания: его имя не присутствовало в списке имён российских императоров, выгравированных на памятнике к 300-летию династии Романовых.
Последним наследником престола в России, пострадавшим от своего агустейшего статуса, стал царевич Алексей, сын Николая II и наследник престола, убитый большевиками вместе со всей семьёй в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. До сих пор не понятно, давал ли лично В.И.Ленин приказ на эту расправу. Яков Свердлов утверждал, что да; современная историография склонна считать это самодеятельностью Уральского совета народных депутатов. Однако тот факт, что буквально на следующий день после екатеринбургского убийства царской семьи в далёком Алапаевске были расстреляны Великие князья и последние представители дома Романовых, позволяет предположить, что эти акции все-таки были согласованы с большевистскими вождями того времени, включая В.И.Ленина.
Сам Владимир Ильич, как считается, очень любил детей, хотя документальных свидетельств тому осталось до обидного мало. Многочисленные лубочные картинки на тему "Ленин и дети" в большинстве своём можно считать скорее продуктом советской пропаганды, нежели хоть сколько-нибудь историческими зарисовками.
Немногие фотоснимки Ленина с детьми, взятые на вооружение советскими художниками, относятся к пребыванию В.И.Ленина в Горках. Другие и вовсе не имеют никакого отношения к теме любви Ленина к детям, как этот известный снимок, где Ильич выглядывает из-за спины улыбающегося школьника. На самом деле фотография эта рассказывает не столько о любви Ленина к детям, сколько о цензуре, вырезавшей из кадра фигуру Льва Троцкого, стоявшего рядом.
Верхнюю фотографию знали все советские люди. Нижняя по понятным причинам была известна меньше.
На деле же, если не считать выпущенного в декабре 1919 года декрета «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», предусматривавшего обязательное обучение детей школьного возраста, а также создания «Деткомиссии ВЦИК» во главе с главой ЧК Феликсом Дзержинским, Ленин попросту не успел сделать для детей чего-либо особенного. Кстати, и пионеров "придумал" вовсе не он. Пионерская организация, до смерти Ильича носившая имя Спартака (в честь разгромленного в Германии коммунистического "Союза Спартака" Карла Либкнехта и Розы Люксембург) была создана по инициативе Веры Бонч-Бруевич и Надежды Крупской в ноябре 1921 года.
К слову, именно Надежда Крупская стала настоящим подвижником как в деле ликвидации беспризорности, так и в создании советской школы педагогики, главной задачей которой было лишить детей буржуазной морали и религии, заменив их коллективизмом и классовым сознанием. Её первый труд на эту тему появился ещё в 1915 году - то была книга «Народное образование и демократия», пропагандировавшая идею "трудового метода обучения". После революции, став членом Государственной комиссии по просвещению и председателем Главполитпросвета, Крупская разработала единую систему школьного образования в России. Несмотря на то, что школы Крупской больше смахивали на военные заведения, ими была проделана огромная работа: выполнен план всеобщего обучения детей до 17 лет, а также впервые организована связь учебного процесса с задачами производства (электрификации и тд).
Своего расцвета тема счастливого советского детства достигла при И.В.Сталине, справедливо считавшего, что образ румяного, сытого и весёлого пионера является лучшим доказательством не только успешности возведённой им социалистической системы, но и её устойчивости. Одним из символов такого счастливого ребенка, живущего в процветающей стране, стал Волька Костыльков из знаменитого произведения Леонида Лагина. Тема жизнерадостного советского пионера нашла отражение в огромном количестве произведений искусства 30-х годов. Одним из наиболее удачных примеров может служить двойная скульптура пионера и пионерки, выполненная в конце 30-х годов известным советским скульптором Василием Боголюбовым. Экземпляр этой удивительно изящной скульптуры хранится в коллекции "Маленьких историй".
Одной лишь пропагандой дело не ограничилось. Прекрасно понимая ценность советского ребёнка как живой рекламы существующего строя, И.Сталин (в отличие от Ленина, сам бывший отцом троих детей и имевший одного приёмного сына) не упускал случая самолично засветиться на публике с детьми, хотя не злоупотреблял этим. В отношении с юным поколением Генсек выступал в той же роли, что и в отношении всего народа - представал их мудрым и заботливым "отцом".
Однако отец советских детей бывал и беспощаден. Именно Сталин подарил человечеству термин "дети врагов народа", и эти дети не украшали майские митинги и демонстрации, томясь вместе с родителями в далёких северных лагерях в статусе "спецпереселенцев" и как праздник воспринимая проживание не в общем, а в отдельном "Детском бараке" (см. надпись на фото).
Но в те годы мало кто задумывался о судьбе "лишенцев" и репрессированных, и перед самой войной слоган "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство" даже вылился в отдельную скульптурную группу, где "отец народа" стоял в окружении двух радостных мальчиков и одной девочки. Пробную партию из нескольких скульптур отлили на Ленинградском фарфоровом заводе (ныне Императорский фарфоровый завод), однако в серию скульптура не пошла - началась Великая отечественая война. В наши дни фотографий этой скульптурной группы, как и самого оригинала, почти не найти, поэтому приношу извинение за качество.
Эта серия так и осталась в проекте. Дело в том, что в ходе войны, как известно, попал в плен и трагически погиб старший сын Сталина - Яков Джугашвили. Это изменило отношение авторов к скульптуре, хотя изначально она не имела, разумеется, никакого отношения к семье вождя. Однако теперь художники испугались - не воспримет ли Сталин эту статуэтку как неуважение к его личной трагедии? Скульптуру решено было переделать, и вскоре мастер Ленинградского фарфорового завода Галина Столбова делает новую, более "политкорректную" версию скульптуры, оставив на ней одного мальчика и одну девочку. В таком виде статуэтка после войны вышла в тираж. В самом Сталине почти ничего не изменилось - только смотреть он стал в другую сторону, и довоенный френч превратился в мундир генералиссимуса.
Но кое-что ещё неуловимо изменилось в облике вождя: из мудрого отца он стал больше походить на доброго дедушку. Вскоре вслед за ним эта традиция перейдет и к последующим советским генсекам: Хрущёву, Брежневу и т.д. Это означало одно: Советский союз был настолько уверен в своём долголетии, что его лидеры могли с уверенностью смотреть не на одно поколение вперёд.
Но на время покинем СССР и перенесёмся в другое государство с ярко выраженным вождем. Адольф Гитлер, как это совершенно точно известно, детей терпеть не мог. Он вообще с трудом переносил людей, даже из своего близкого окружения, и всегда утверждал, что предпочитает людям общество собак. Однако и он прекрасно понимал агитационную, а главное - военную значимость подрастающего поколения. С первых дней своего руководства рейхом Гитлер сделал всё возможное для того, чтобы укрепить институт семьи и поставить на поток дело воспитания подрастающего поколения в национал-социалистическом духе.
Уже в июне 1933 года, то есть спустя всего полгода после прихода к власти, правительство Гитлера разрабатывает первую программу социального развития: молодожены получали от государства беспроцентный кредит в 1000 марок. За рождение каждого ребенка государство списывало 15-25% кредита. А если у матери было более 6 детей, она могла вообще не платить никаких налогов. Мало того, многодетным семьям выделялся от государства дом с земельным участком. Другими словами, наличие семьи и её размер в Третьем Рейхе свидетельствовали о лояльности режиму, помогали в продвижении по карьерной лестнице, давали дополнительный вес в глазах общественности. Не покладая рук работала и нацистская пропаганда, демонстрировавшая всемерную социальную защиту семьи со стороны партии и государства.
Истинные причины "заботы" Гитлера о молодежи стали очевидны с началом Второй мировой войны. Оказалось, что здоровые юные тела нужны были фатерлянду не для счастливого будущего, а для подготовки к кровопролитным сражениям и смерти во имя "1000-летнего Рейха". Даже весной 1945 года, когда неизбежное поражение Германии стало очевидным, фюрер ни на секунду не задумался о сохранении хотя бы части молодежи во имя будущего. "Без национал-социализма у германского народа нет будущего", - заявил Гитлер и бросил в последние ряды берлинского фольксштурма совсем юных детей, которым предстояло противостоять хорошо обученным и прошедшим несколько лет боёв советским солдатам. "Трогательное" напутствие вождя Третьего рейха одной из групп таких обречённых на смерть мальчишек навсегда осталось в истории.
Это отношение к детям как к будущим солдатам Гитлер, однако, придумал не сам, а перенял его у своего кумира - итальянского диктатора Бенито Муссолини. Тот в лучшие времена тоже любил потрепать по щеке мальчишку с автоматом - правда, делал это более величественно, походя, будто раздавал автограф. Муссолини тщательно избегал публичного проявления чувств, даже к детям - настоящему диктатору и фашисту такое не к лицу.
Из ныне живущих диктаторов аналогичный подход к детям демонстрирует Северокорейский лидер Ким Чен Ын. У него с Адольфом Гитлером даже жесты одинаковые. Отличие разве что в том, что при разговоре с фюрером в мае 1945 года немецкие мальчишки находят в себе силы улыбаться, в то время как корейские мальчишки почти все рыдают. Ужасающее зрелище.
Северокорейский лидер вообще останется в истории как смеющийся человек на фоне рыдающей страны. Не знаю, нравится ли ему самому такое положение дел, но, глядя на эти фото, с трудом верится в счастливую жизнь под светом идей Чучхе.
Маргинальные политики всех мастей в наши дни отчаянно цепляются за детей в тщетной надежде сохранить гаснущее пламя своей веры. Характерно, что несостоявшиеся "вожди" не любят всех детей скопом, а стараются обособить и создать собственную группу "правильных детей" - продолжателей дела, как бы малочисленны они ни были.
Из настоящих вождей последнего времени наиболее искренне, пожалуй, относился к детям президент Венесуэлы Уго Чавес, сам выросший в бедной семье и вполне искренне гордившийся теми социальными преобразованиями, которые ему удалось претворить в жизнь. Для Чавеса, таким образом, как отчасти и для Сталина, дети были зеркалом собственных успехов.
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко тоже не чурается поприветствовать своих юных сограждан во время государственных праздников, однако для него дети всей Земли воплотились в одном-единственном ребенке - сыне Коле. Этот мальчик, лично знакомый со всей мировой элитой, стал для Лукашенко своеобразным alter ego, наследником и неотступной тенью, главным из детей, который сам, впрочем, никогда не знал детства. В последнее время Коля исчез с экранов белорусского телевидения - впрочем, и мальчиком сегодня его уже назвать трудно.
В странах торжествующей демократии, пусть даже и суверенной, отношение власти к детям в большинстве своём весьма прагматичное - детей воспринимают в первую очередь как будущий электорат, который с самого юного возраста должен запомнить, за кого нужно голосовать.
В этом, безусловно, таится некоторый страх, сродни иродовскому, перед будущим поколением, таким непонятным и вполне себе способным снести с лица земли любую политическую систему, не говоря уж о моральных устоях. Всё менее контролируемая, живущая по собственным законам в социальных сетях, молодежь заставляет власти не столько заботиться, сколько заигрывать с собой, изображать из себя простых парней - вот ведь, смотрите, мы такие же как вы, только чуть старше. На этой фотографии (внизу) одного из лидеров страны с первого взгляда трудно отличить от восторженных тинейджеров с гаджетами в руках.
Это уже не мраморно-величественный проход вождей былых времён перед строем юных однопартийцев. И не добродушно-стариковские объятия брежневской поры. Сегодня власть заискивающе улыбается детям, стремится войти с каждым в персональный контакт - пусть и опосредованно. И это, наверное, действительно здорово - если только за таким поведением стоят мысли о будущем, а не страх потерять настоящее...
0
1
0
И главное, «Сноб» — это уникальный круг собеседников, одним из которых
можете стать вы.