Когда несколько лет назад мы предложили дизайнерам из Radical Chiс придумать пару-тройку  эскизов шёлковых платков  на тему Арктики и металлургического производства, многие наши коллеги по цеху разве что пальцем у виска не крутили: где, мол, мода haute couture и где ваш «Норникель»?  Но мы к тому времени уже на собственном опыте убедились в поразительной способности русского Севера пробуждать творческие способности человека, а потому не сомневались в успехе. В результате платки серии «Норникель» произвели своего рода фурор, причём не только в России, а сам итальянский бренд с этого момента успешно продаёт «арктическую» тему по всему миру. Что не удивительно, ибо тема эта действительно идёт нарасхват. Причём уже без малого сто лет.

 

Да-да, во второй половине марта 1918 года в порту малоизвестного в то время  города Мурманск на Кольском полуострове высадился французский десант. Он стал вторым после английского корпуса подразделением войск Антанты, прибывших помогать уже не существовавшей Российской Империи  в войне с Германией и Финляндией.

Английский десант в Мурманске

До середины лета иностранные войска были в ладу с большевиками и назывались «союзниками», а позже вступили с ними в схватку и стали именоваться «интервентами». В числе французских десантников был уже немолодой русский офицер французского происхождения по имени Эрнест Бо. До революции и Первой мировой войны он мирно работал главным парфюмером на бывшем семейном предприятии – московской фабрике «Товарищества Альфонса Ралле и Ко», с 1898 года проданной знаменитой французской фирме Chiris. В 1912 году имя Эрнеста Бо впервые стало широко известно в парфюмерном мире – благодаря созданному им аромату «Букет Наполеона». Годом позже Эрнест Бо создал другой хит - духи "Букет Екатерины" и тем самым обеспечил себе первенство на российском парфюмерном Олимпе. К тому времени сама фабрика «А.Ралле и Ко» уже имела всемирную славу, была официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества, а также дворов шаха Персидского, князя Черногорского и прочее, и прочее. 

Фирменные магазины товарищества располагались в самых престижных местах Москвы – в пассаже Солодовникова (на месте нового здания ЦУМ), а также в знаменитом Чижевском подворье на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка.

В наши дни здесь находится аптека «Ригла», справа и слева от входа в которую любой желающий может увидеть изуродованные, но всё ещё существующие барельефы французского архитектора Оскара-Жана Дидио, созданные специально для магазинов «Ралле».  Эта парфюмерная марка настолько вошла в обиход светской жизни того времени, что нередко появлялась даже в стихах. 

Пассаж Солодовникова на Кузнецком мосту

Как, например, в этих строчках поэта Сергея Михайловича Соловьева (племянника известного философа и троюродного брата Александра Блока), посвящённых магазину А.Ралле в знаменитом пассаже Солодовникова на месте нынешнего ЦУМа:

«Мечта летит на мост Кузнецкий,//Как только пробил пятый час.//Там - царь девичих идеалов - //В высоких ботиках Качалов//Проходит у дверей Ралле//И отражается в стекле //Изысканного магазина, //Откуда льётся аромат. //Здесь сделала мне шах и мат //Твоя прелестная кузина, //И пусть мой прах сгниёт в земле - //Душа летит к дверям Ралле...»

Однако сам Эрнест Бо бóльшую часть времени проводил непосредственно в цехах своего парфюмерного товарищества, за Бутырской заставой в Москве.  В 1914 году, как всякий порядочный российский дворянин, Эрнест Бо  отправился на войну (её тогда называли не Первой мировой, а Второй Отечественной), вверив Родину и своё предприятие Царю и провидению. И, как оказалось, отправился навсегда. Всемирная слава «Товарищества А.Ралле и Ко» не облегчила участь компании. После октября 1917 года  фабрика была национализирована и сменила «буржуазное» название на революционное «Государственный мыловаренный завод №4 треста «Жиркость».

Трест Жиркость, квитанция

Встретивший революцию на фронтах войны Эрнест Бо ожидаемо оказался в рядах «белых», в 1918 году дошёл до Франции, откуда и попал в мурманский десант Антанты. Здесь, на краю Арктического пояса, бывший парфюмер пробыл чуть менее двух лет.  После чего, полон разочарования и горестных раздумий, вернулся во Францию, где и отправился работать по основной специальности в город Грасс, на ту самую фабрику не существующего в наши дни бренда Chiris, что были владельцами русского «Товарищества А.Ралле и Ко». На фабрике, безусловно, прекрасно знали способности свежеиспечённого эмигранта и возлагали на него немалые надежды.  Но тщетно Эрнест Бо искал вдохновения на новом месте, мысли его и чувства крутились вокруг последних двух лет, проведенных в суровых снегах Кольского полуострова.

Вот что позже писал сам великий парфюмер в своих воспоминаниях: «Я создал этот аромат в 1920 году, после возвращения из армии. Я участвовал в кампании, которая проходила в самой северной части Европы, за Полярным кругом, в период полярной ночи, когда озёра и реки источали запах невероятной свежести. Я запомнил этот запах и попытался повторить его, не без сложностей, поскольку первые альдегиды были неустойчивы или их трудно было достать». И всё же Эрнесту Бо, как ему казалось, удалось добиться искомого, и всю гамму своих северных ощущений и воспоминаний он воплотил в новом аромате, вошедшем под 5-м номером в его первую теперь уже «французскую» коллекцию, названную им ностальгически: «Rallet №1». И в том же году блистательная Габриэль (Коко) Шанель, искавшая аромат для своей новой коллекции одежды, обратила внимание на работу русского парфюмера. По воспоминаниям Эрнеста Бо, он предложил ей на выбор флаконы с 1 по 5 и с 20 по 24 из своей серии «Rallet №1».  Она взяла на пробу несколько, но особо её поразила композиция  из флакона номер 5.  «Как вы думаете назвать этот аромат?», - спросил взволнованный парфюмер.  Шанель на мгновение задумалась и ответила: «Я представляю свою коллекцию одежды 5 мая, это пятый месяц года; таким образом, мы оставим этому аромату номер,  которым он помечен, и это число 5 принесет ему удачу».

Модельер не ошиблась. Так появилась на свет знаменитая «Шанель №5», а Эрнест Бо стал величайшим парфюмером Франции, о русских корнях которого в Европе известно лишь специалистам.  

А в России… Время, а пуще того люди, стёрли все воспоминания о бренде «Ралле». Государственный мыловаренный завод №4 треста «Жиркость» в 1930-е годы стал фабрикой «ТЭЖЭ» (от слов Трест Жиркость), а затем превратился в «Свободу», которая по-прежнему располагается в цехах бывшего «Товарищества А.Ралле и Ко» на Вятской улице в Москве. Пассаж Солодовникова был разрушен прямым попаданием немецкой бомбы в 1941 году. Даже автор восторженных стихов о магазине «Ралле» Сергей Михайлович Соловьёв, ставший священником, был арестован в 1931 году и десять лет спустя умер в клинике для душевнобольных в Казани. Да и сами арктические широты на долгие годы стали в СССР источником не самых приятных ассоциаций…  И всё же одолеть магию Севера никому ещё не удавалось. Сегодня здесь вновь ищут вдохновения художники и скульпторы, галеристы и музыканты.  В далёком заполярном Норильске даже открылась арт-резиденция и появился собственный арт-объект «Вечная теплота». А в самом сердце Кольского полуострова уже третий год проходит международный, на секундочку, поэтический фестиваль «Мончегорская табуретка». Крайнему Северу посвящают свои работы фотографы, журналисты и писатели.  И лишь одни парфюмеры пока не решаются посвятить ему свой новый аромат. Оно и понятно: тягаться с «Шанелью №5» и её вдохновенным создателем дано не каждому.  

(Специально для журнала "Русский пионер")