Наверное, со стороны это выглядит странным, когда металлургическая компания в качестве сувенирной продукции выбирает себе... шёлковый дамский платок от кутюр.  В самом деле, в нашей отрасли, как и во всякой другой, сложились определённые традиции, касающиеся так называемой "VIP-сувенирки": всякие там поющие бутылки водки с этническим уклоном, бронзовые скульптуры металлургов, увесистые мужские часы с логотипом на циферблате, образцы добываемых металлов в рамке... Словом, всё как у людей. А тут - платок. Да ещё и без логотипа компании. Полноте, да какая же это сувенирка? 

Сувенирный платок от

Тем временем наша маленькая инновация никого не оставила равнодушным.  Благодаря ей "Норникель" уже стал частью культурного достояния страны: большая серия платков, включая наш, получила официальный статус произведения искусства и в канун международного экономического форума 2015 года пополнила фонды Государственной Приморской картинной галереи.   В середине сентября о нас узнала и далёкая от металлургии публика в Милане, где платки от Radical Chic (торговая марка, под которой в Италии выпускается продукция российской Solstudio Textil Design) стали центром экспозиции Русского павильона на Миланской EXPO  - а это без малого 45 тысяч человек в день. Теперь все эти люди увидели наши карьерные самосвалы и экскаваторы, наши ковши и печи, и даже наши литейные краны. И мало того что видели - им это понравилось, потрясло их воображение, стало частью их представления о прекрасном. 

Справедливости ради надо сказать, что "Норникель" стал не первым индустриальным гигантом в истории, пытающимся играть на "чужом", казалось бы, поле сувенирной продукции. В далёком 1980-м году смелый эксперимент поставил Московский автозавод им.Ленинского комсомола (АЗЛК или по-просту "Москвич") выпустивший платок к своему 50-летию. Однако блестящая, в принципе, идея была реализована по-советски кондово: на платок нанесли всё, что только можно: логотип завода, модели автомобилей и сами юбилейные годы. В результате произведение искусство умерло, так и не родившись, а сам платок остался в памяти лишь отдельных коллекционеров.

Ровно в те же годы, что на АЗЛК планировали свой юбилейный платок,  в нашу страну пришёл Демис Руссос с его знаменитыми "сувенирами".  Помню, что тогда я, ещё 7-классник, без конца слушал эту пластинку, вчитываясь в название песен на обложке. И вот, не понимая, что можно такого петь о сувенирах, я полез в словарь, откуда и узнал, что сувенир, оказывается, это вовсе не подарок, а воспоминание. А что такое воспоминание, если не мечта, пусть и о чём-то, что было в прошлом? В этом  - в мечте - и заключается различие между воспоминанием и памятью. Память - она и у компьютера есть. А вот воспоминаний - нету.

Кстати, считается, что первыми на свете сувенирами стали кусочки святынь, которые крестоносцы и паломники привозили домой после посещения Святой земли. Святыни эти - будь то мощи, камешки со скалы возле Гроба Господня или просто ампула с водой из реки Иордан - служили, в первую очередь, подтверждением того, что обладатель их действительно бывал на Святой земле, а во вторую - помогали своему владельцу избежать соблазнов земных постоянным напоминанием (или воспоминанием) о его прикосновении к Божественному.  Со временем содержательная часть сувенира стала уступать его материальному воплощению, и сегодня множество людей считают слово "сувенир" просто синонимом подарка, а компании из кожи вон лезут в поисках оригинального, незатасканного решения, не особо заморачиваясь о смыслах. В результате нередко получается и дорого, и бессмысленно. В самом деле, о чём можно мечтать (воспоминать),  глядя на поющую бутылку водки или тяжеленный плексигласовый куб с логотипом компании внутри?

А вот после встречи с "Норильским никелем" у людей, чьё мнение для нас дорого и весомо, останется не только информация о наших металлах, экономических показателях и протяженности железных дорог, но и удивительные мечты об уникальном животном мире Крайнего Севера, о наших ледоколах, прокладывающих путь сквозь акртические льды для грузовых и научных судов во всего мира, о наших людях, по крупицам строящих новую жизнь за Полярным кругом. То есть наши с ними мечты в какой-то мере станут общими. Как, впрочем, и представление о прекрасном, вызванное удивительной работой российских дизайнеров из Solstudio.  Это и впрямь лучший подарок - и лучшая коммуникация. Ну а поющие бутылки, малахитовые шкатулки и многокилограммовые бронзовые вазы на рынке, кончено, тоже нужны. Должны же другие компании чем-то отличаться от нас.