Существует две категории гостей отеля. Одна - люди чрезвычайно подозрительные. Они убеждены, что есть и видеозапись повсеместно, и прослушки, и скрытые камеры. А из соседних окон за ними наверняка следят. Другая – те, кто не обременяет себя такой, на их взгляд, ерундой. Некоторых из них не смутило бы даже отсутствие занавесок в номере. Секретов от посторонних они не имеют, даже глубоко интимных. Как в том старом анекдоте: «Сарочка, напротив военное училище. Молодые горячие курсанты. А у нас на окнах нет занавесок. — Ну и что, Мойша? Раз посмотрят, два посмотрят. И сами купят себе занавески».
Гость заказывает еду из ресторана. Официант мчится в номер, стучит в дверь. Открывает ему… абсолютно обнаженный гость или гостья. И совершенно невозмутимо раздает официанту команды, где сервировать. Такие люди встречаются не так уж и редко.
Как-то один из гостей долго доказывал, что занавески и шторы не плотно сходятся в центре. Остается щель. И это неспроста. Окна соседних номеров расположены близко друг к другу. «Оттуда можно подсматривать и записывать, — уверял он. — Вчера в номере напротив не горел свет. Но я четко видел очертания мужской фигуры в окне. Он подсматривал за мной через эту самую щель. Мне пришлось выключить свет».
Операционная система сообщала, что номер был свободен. Гостя это не удивило: «Значит, за мной следил кто-то из персонала». И не важно, что система контроля электронных ключей показывала, что последней в этот номер заходила дежурная горничная накануне днем. Здравые аргументы здесь не действуют.
Но если серьезно: занимаются ли все-таки отели тайной или явной слежкой за личной жизнью гостей? Ведут ли скрытую видеозапись или устанавливают прослушки в номерах постояльцев? Отвечу однозначно: «Нет». И не только потому, что это противозаконно и смертельно для репутации отеля.
Гостиницы не ведут слежку за гостями еще и по другой, прозаической причине — экономической. Это невыгодно. Вот так просто. Невыгодно.
Любая гостиница — это «завод», который производит очень сложный и трудоемкий продукт — услуги для постояльцев. Все, что неэффективно, дорого или не направлено непосредственно на производство этих самых услуг, отметается. Задача у отеля, как у любого бизнеса, одна — максимальная прибыль. Все, что значительно повышает объем инвестиций, требует последующих эксплуатационных затрат, отвлекает усилия персонала и при этом не приносит существенного дохода, неэффективно. А значит, бессмысленно.
Видеокамеры в гостиницах установлены обычно по периметру здания, на прилегающих территориях, во всех общественных зонах, на стойке ресепшена, лестницах и коридорах, ресторанах, барах и служебных зонах.
Инвестиции в видеооборудование, системы контроля и безопасности, последующее хранение информации на серверах и эксплуатации огромны. Но, к сожалению, неизбежны. Ведь на кону безопасность постояльцев, персонала и имущества отеля.
Удваивать (а в больших гостиничных комплексах, возможно, и утраивать) затраты на оборудование, сбор и хранение ненужного и огромного объема информации из номеров экономически убийственно.
Ну есть все-таки одно «но». Если найдется причина и повод за кем и, главное, за чем следить, то следить будут наверняка. И в машине, и в самолете, и по телефону, и в лифте, и даже в отеле. Но этим будет заниматься точно не отель.