Особенно остро любовь выглядит со стороны, на страницах известных романов, стихов или экранах кинотеатров. Все великие произведения, которые всплывут в памяти — все про любовь в различных проявлениях.

Психологи во все времена пытались понять и объяснить, внутренние психологические процессы любви, которые вызывают в нас множество переживаний.

Рассмотрим несколько ключевых определений любви, и так как я специализируюсь на психоанализе, начнем с Фрейда.

Изображение создано искусственным интеллектом
Изображение создано искусственным интеллектом

Любовь и психоанализ

Фрейд связывал любовь с понятием либидо — энергией сексуального влечения. Он также ввел понятие первичного нарциссизма, когда человек направляет либидозную энергию на себя. По его мнению, в основе романтической любви лежит поиск объекта, который восполняет внутренние потребности.

Пример:

«Анна Каренина» — отношения Анны и Вронского можно рассматривать как проявление либидо и поиск объекта для восполнения внутренних конфликтов. Их любовь начинается страстно, но заканчивается трагически из-за неудовлетворенности и внутренних разочарований.

Изображение создано искусственным интеллектом
Изображение создано искусственным интеллектом

Любовь и теория объектных отношений

Известный британский психоаналитик Мелани Кляйн акцентировала внимание на том, как ранние отношения с родителями формируют представления о любви. Она подчеркивала, что наша способность любить связана с ранними переживаниями привязанности и утраты. Сценарии детства повторяются в любви уже у взрослых.

Пример:

«Сумерки». Белла Свон и её отношения с Эдвардом Калленом также отражают идею объектных отношений. Белла, чувствуя себя чужой в обществе и часто одинокой, находит в Эдварде не только возлюбленного, но и спасителя. Её сильная привязанность и готовность жертвовать ради Эдварда могут быть связаны с поиском безопасности и защиты, которые она не чувствовала в обычной жизни.

Изображение создано искусственным интеллектом
Изображение создано искусственным интеллектом

Психологические теории любви:

Три компонента любви психолога Роберта Стернберга:

Интимность — эмоциональная близость и взаимная поддержка.

Страсть — физическое и эмоциональное возбуждение, включая сексуальное влечение.

Обязательства — решение быть вместе и поддерживать отношения.

Пример:

«Ромео и Джульетта» — яркий пример страстной и интимной любви, где молодые герои жертвуют всем ради друг друга, что приводит к трагическому финалу.

Изображение создано искусственным интеллектом
Изображение создано искусственным интеллектом

Шесть стилей любви выделенных канадским психологом Джоном Аланом Ли:

Эрос (романтический стиль) — первая, юношеская страстная и эмоциональная любовь.

Людус (игровой стиль) — любовь-игра.

Сторге (товарищеский стиль) — любовь-дружба.

Прагма (прагматический стиль) — практическая любовь.

Мания (собственнический стиль) — маниакальная вовлеченность.

Агапе (альтруистический стиль) — безусловная любовь.

Пример:

«Титаник» — история Джека и Розы демонстрирует стиль Эрос. Их любовь начинается с сильного влечения и заканчивается самопожертвованием, когда Джек отдает свою жизнь, чтобы спасти Розу.

Кадр со съемок фильма «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона
Кадр со съемок фильма «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона

Любовь как искусство

«Любовь как искусство. Исследование природы любви» - книга известного психолога Эриха Фромма.

Фромм считал, что любовь — это искусство, которое требует знаний и усилий. Она включает заботу, ответственность, уважение и понимание.

Пример:

«Москва слезам не верит». Екатерина, главная героиня фильма, проходит через несколько любовных историй, в которых прослеживаются паттерны её поведения и ожиданий, сформированные в молодости. Вначале она стремится к внешнему успеху и признанию, но в конце концов находит истинное счастье и поддержку в лице Гоши, который помогает ей преодолеть свои внутренние комплексы и страхи.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова

Любовь — это сложное и многогранное чувство, которое может принимать разные формы в зависимости от личных и культурных контекстов. Она может быть страстной, как у Ромео и Джульетты, или разрушительной, как в «Анне Карениной». Психологи предлагают различные теории, чтобы объяснить это чувство, и каждая из них открывает новые аспекты понимания человеческой природы и отношений.

Несколько лет назад я читал лекцию про «природу любви», и привел пример катастрофического эксперимента, который проводили в Америке. В 50-е годы прошлого века психолог Гарри Харлоу стал триумфатором, раскрывшим «Проблему любви». Он проводил эксперименты с макаками-резус. Он изолировал детенышей от матерей и сверстников и разместил их в помещении с двумя суррогатными «матерями» из проволоки. Одна конструкция имела бутылочку с молоком, а другая была обернута мягким полотенцем.

Психолог Тимур Валеев, фото из личного архива
Психолог Тимур Валеев, фото из личного архива

Детеныши предпочитали проводить время с «мягкой матерью», обнимая и прижимаясь к ней, в то время как к проволочной «матери» подходили только для еды. Когда детенышей помещали в новую обстановку, они испытывали большой стресс, если рядом была только проволочная «мать», и чувствовали себя спокойно, если была мягкая «мать». Харлоу считал, что мягкая «мать» может заменить настоящую, и в этом кроется секрет любви. Но его триумф оказался недолгим.

Макаки, воспитанные с помощью «махровых матерей», не могли адаптироваться в стае. Они избегали общения, не могли сформировать пары и проявляли самоповреждение. Чтобы изучить, как их потомство будет себя вести, Харлоу создал устройство для принудительного спаривания. Самок крепко фиксировали, чтобы самцы могли их использовать. В результате эксперимента родилось двадцать детенышей. Их судьба оказалась печальной: большинство самок убивали своих детенышей или проявляли к ним равнодушие, и только небольшая часть демонстрировала материнскую заботу.

Психолог Тимур Валеев, фото из личного архива
Психолог Тимур Валеев, фото из личного архива

Вывод:

Когда мы говорим о попытках понять суть любви, и эта суть должна быть одной для всех, к сожалению — это тупиковая ветвь рассуждений и исследований. Любовь многогранна, непредсказуема, сложна. Она дарит счастье и удовольствие, сменяется страхом, гневом, разочарованием и депрессией. В любви нет правил, есть только потаенные желания и путь. Вспоминается известная работа Фрейда «Влечения и их судьбы». У каждого из наших влечений — своя запутанная судьба с неизвестным концом.

А что для вас любовь? Поделитесь своими историями, и какой психологический подход для объяснения природы любви вам кажется более интересным?

С уважением, Тимур Валеев, магистр психологии, сооснователь PSY.one психология и коучинг.