Единственное, в чем весь род человеческий

равноправен, — это в смерти.

Гораций

Если же рассуждать о женском равноправии,

то оно возможно только в том случае, когда

женщина в обществе будет стоять ВЫШЕ

мужчины – на пьедестале! А мы, зазнавшиеся

охламоны, проходя мимо, должны

снимать шляпы и кланяться ей.

Вот тогда и будет подлинное равноправие.

В.Пикуль «Кровь, слезы и лавры»

17 марта 2020-го года мой босс Лаки Ли, выйдя по скайпу на связь с дневным офисом, объявил, что со следующего дня из-за все разрастающейся пандемии коронавируса мы переходим на удаленный режим работы. До конца не осознавая опасности COVID-19 и не зная, через что придется пройти, мы все восприняли эту новость весьма радостно: ехать теперь никуда не надо, вставать ни свет ни заря тоже нет необходимости – просто божья благодать! И сегодня уже, наверное, никто из коллег не помнит, что формулировка начальства о дистанционной работе сопровождалась словами, что все это – на недельку-две, а если не повезет – то на три. И кто бы знал тогда, что пройдет практически год, прежде чем мы вернемся в офис, да еще и в совсем другом составе! Лично я не допускала подобных мыслей и даже представить себе не могла этого. Наивно? Очень.

И вот 17 марта 2021-го года я, сидя в офисе, пишу сочинение-размышление по итогам кинотренинга. Это уже как норма, вполне ожидаемо, как и просмотр фильмов с боссом по пятницам. Фильмы воспринимаются легче и с большим интересом. Привычка проводить глубокий анализ кинолент, определять основную мысль и мораль, заложенную режиссером в картину, а после излагать на бумаге (от руки) свои мысли и ощущения от увиденного уже выработана настолько, что я поддаю подобному разбору все фильмы, которые смотрю. И так я после разделяю фильмы на кошерные и не совсем. Что сказать, фильмов кругом полно, хороших среди них и достойных, на мой теперь натренированный взгляд, - не так уж много, как казалось раньше. Но Лаки умеет удивлять и всегда держит планку.

Предложенную им в этот раз картину «Сделано в Дагенхэме» я смотрела на одном дыхании. Ведь тема паритета, ущемления прав и свобод женщин в нашем коллективе обсуждается не впервые. Благодаря Лаки мы знаем историю суфражисток, о знаменитом теннисном матче 1973-го года, положенном в основу фильма «Битва полов», о том, как самый задорный женский танец канкан пробивал себе путь к признанию и славе, как трудно бывает артисткам стриптиза, с чем им приходится сталкиваться. Это уже целый кейс! Поэтому и фильм «Сделано в Дагенхэме» - это еще один цветок, вплетенный в венок лучших кинокартин о борьбе женщин за свои права.

Забастовка швей-англичанок, устроенная ими на заводе «Форд» в 1968-м году, - это яркий пример того, как надо бороться за свои права, как отстаивать свой труд и убеждать окружающих в его ценности, важности и сложности, в том, что он должен быть оплачен по достоинству. Представить отчаяние и безысходность этих 187 женщин, которые пошли не только против 55 000 остальных работников завода, мужчин, но и против всего мира, невозможно. Как невозможно себе представить и их смелость. Не зря в фильме звучит фраза: «У этой Риты (гл. героиня – прим. автора) яйца больше, чем у вас троих. И она не боится ими рискнуть».

Думаю, на таких примерах Лаки не только знакомит нас с историей, но и как бы подталкивает к тому, что и наш маленький офис, состоящий сейчас всего из 10-ти человек, тоже может свернуть горы, убедить массы и главенствующие верхи в важности, ценности, необходимости продвигать идеи миротворчества. Таким образом наш босс вселяет в нас еще большую уверенность в том, что мы в силах создать и свой профсоюз – борцов за мир, хранителей идеологии и культурного кода, продвигающих ценности МИРЪЪЪа, добра и толерантности. Ведь наша работа – благородная и необходимая, при этом неблагодарная и невидимая, оплачиваемая не государством, которому как раз и должно быть важно все вышеперечисленное, а нашим боссом Лаки Ли из собственного кармана. 

Из всех героев фильма мне, конечно, нравится Рита О'Грейди  и Альберт, роль которого исполнил Боб Хоскинс, также игравший в фильме, который мы смотрели в рамках кинотренингов с боссом, «Миссис Хендерсон представляет». Рита – своим спокойствием, напористостью и внезапно появляющейся уверенностью. При этом она сохраняла свое женское: не переставала любить мужа и детей, ранним утром готовила ужин для своей семьи, чтобы те не остались голодными, но также ходила на работу, на встречи с начальством, на протесты. Тут-то ее супруг и понял, почем фунт лиха: по умолчанию перешедшие на него домашние дела оказались не такой простой задачей для мужчины. Мне есть чему поучиться у этой героини: и как все успевать, и как сохранять баланс в семье, и как доносить до начальства свою правоту, отстаивая собственный труд. И сегодня я вижу, что многие женщины по-прежнему страдают от этого вечного разрыва между детьми, домом и работой. А все потому, что мужьям, своим мужчинам, отцам и сыновьям надо чаще говорить слова главной героини: «Ты святой, потому что ведешь себя как надо? Это же норма!» Да, чтобы гордиться тем, что ты достиг нормы, надо, наверное, выползти, как спел Б.Г., с «нижнего днища нижнего Ада».

Альберт мне нравится тем, что, несмотря на возраст и возможные из-за этого предрассудки, он придает решительности и оказывает моральную поддержку главной героине, вселяет в нее надежду, что все не зря, что надо идти до конца, бороться за свои права, за то, во что веришь. Ведь надо обладать смелостью, чтобы в хорошем смысле подначивать женщину пойти против системы. Да и вообще, руководить женским царством – это страшно. Все женщины, собираясь большим коллективом, превращаются в веселых неуправляемых ведьм, которые при этом знают свое дело. А сколько беспросветной безнадеги прозвучало в диалоге двух мужчин, работников завода:

- С кем конфликт на этой неделе?

- С женщинами…

При этом всех работниц «Форда» тыкали в их бесповоротное положение: «Вы всегда будете вторыми, драться за объедки, пока не…»

Но женщины на этот раз не сдались, перебили на полуслове: «Пока не станем на равных».

Поэтому мне и симпатичны оба этих героя. Ведь действительно, проще назвать женщин истеричками, нежели признать свою неправоту. А дело не в жадности, не в бедности завода, а в принципах, крах которых расшатывает общее мироустройство. Раньше женщины не могли получать образование, не имели возможности работать, им нельзя было голосовать, а тут еще и равную с мужчинами зарплату запросили… Обнаглели? Нет. «Это права, а не привилегии», - как было озвучено в фильме.

Если обратиться к советскому кинематографу, то яркий пример непримиримости с высокой зарплатой женщины, да еще и женщины-руководителя, есть в оскароносном фильме «Москва слезам не верит». Главная героиня, роль которой исполнила Вера Алентова, боялась сказать о своей должности и о своем доходе любимому человеку, слесарю Георгию, который «он же Гоша, он же Гога..», помните? Но в итоге конфликт разрешился, потому что в СССР женщина уже и на заводе работала, и руководила мужчинами, да и в целом вкалывала не меньше противоположного пола. Хотя В.И. Ленин, по моему личному мнению, ввел это равноправие на работе для того, чтобы получить огромную массу дешевой рабочей силы.

Такие фильмы, как «Сделано в Дагенхэме», надо смотреть. Во-первых, это – история, и движущаяся аудиовизуальная картинка – самый быстрый, интересный и действенный способ, чтобы ее усвоить. Во-вторых, события, отраженные в фильме, - это вдохновение для большинства сомневающихся в собственной правоте и в своих силах. В-третьих, такие фильмы уравновешивают некие социальные процессы, которые на самом деле только расшатывают общество, разъединяют людей и вносят смуту в их взаимоотношения. В-четвертых, подобные фильмы учат трансформировать свое мнение, принимать чужую точку зрения, менять свои ценности и ориентиры и двигать мир к лучшему.

Тем не менее, согласно «Википедии», в 1978-м году, несмотря на принятие закона о поощрении равной оплаты труда, относительное положение женщин в Великобритании все еще было хуже, чем в Италии, Франции, Германии или странах Бенилюкса в 1972-м году. Закон о равной оплате труда был отменен, но его основные положения были воспроизведены в Законе о равенстве 2010 года. Как видим, годы идут, а проблема все равно остается.

Когда босс сказал, что не нашел «Сделано в Дагенхэме» на самых популярных платформах – ivi и Okko, я удивилась. Но, порассуждав, поняла, что, во-первых, платформы включают в свое «меню» то, что будет пользоваться спросом, а народ сейчас хочет развлечений и смеха, ищет простых и доступных удовольствий, а не работы души и сердца. А во-вторых, все равно все подконтрольно спецслужбам, не в интересах которых давать такую пищу для ума большим массам, потому что они, как мы видим, иногда способны на великие поступки и перевороты.

Завершить свои размышления я хочу цитатой из интервью, которое американский писатель Рэй Брэдбери дал журналу

Playboy

в 1996-м году:

«Что бы там себе ни думали борцы за права женщин, на земле две расы – женская и мужская. Мужской движут по большей части игрушки и наука, потому что единственное предназначение мужчин – произвести потомство, а в перерывах между этим – убивать время. Поэтому им все время надо искать, чем занять себя. В мужчинах, помимо воспроизводства потомства, не заложено никаких центров мироздания, а женщины, напротив, с ним рождены: они способны создавать вселенную, растить, вскармливать и пестовать ее. Мужчины по большей части читают научную фантастику, чтобы пытаться создавать будущее, а женщинам это не надо – потому что они сами и есть будущее».

И от себя я добавлю: дайте женщинам то, что они просят, – и вы дадите миру шанс.

Сочинение журналистки - Елены Совца