Второй год Йошкар-Ола встречает апрель удивительным творческим действом. Здесь прошел Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Молодые таланты состязались во владении языком хореографии. Невероятные балетные номера радовали зрителей, это снова стало настоящим праздником для ценителей искусства, а прошел конкурс хореографии на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, который по праву можно назвать храмом искусства – настолько он восхищает богатством убранства.
Конкурс стал не просто ярким культурным событием для Республики Марий-Эл, но и примером нового витка развития региона. Территории России имеют огромный потенциал. Сегодня мы начали больше путешествовать по своей собственной стране. Еще один тренд – интерес к культурным событиям, причем не туристы едут за ними в регион, а и наоборот: фестивали и конкурсы отправляются в провинцию. Москва и Санкт-Петербург перенасыщены подобными мероприятиями, зритель избалован, а регионы нужно насыщать культурной жизнью. И столица Марий-Эл Йошкар-Ола сделала верную ставку на душевный прием самого главного конкурса сферы балета. То, что уже второй сезон город принимает это высокое событие, немалая заслуга и организаторов конкурса, ФГБУК РОСКОНЦЕРТ и Минкультуры РФ, и принимающей стороны – Правительства Республики Марий-Эл и республиканского Министерства культуры во главе с Константином Ивановым. Отметим, что Константин Иванов – российский артист балета, много лет выступавший на сцене Большого театра в Москве, балетмейстер, и, безусловно, искренне болеет за судьбу русского балета.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов путешествует по стране в четырехлетнем цикле. Участники первой номинации «Характерный и народно-сценический танец» соревновались в Ярославле, в Йошкар-Оле прошли номинации «Современный танец» и теперь «Хореографы». Какой город примет в 2024 году номинацию «Классический танец», пока держится в секрете. Хочется заметить, что и ряд других крупных событий в сфере искусства, организуемых РОСКОНЦЕРТОМ, тоже проходят в регионах, и это мощный вклад в развитие культуры страны. Это, в том числе, такие проекты как Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова, Международный кинофестиваль «Балтийские дебюты», Международный фестиваль «Музыкальная экспедиция», Фестиваль искусств «Балтийские сезоны», программа «Большие гастроли», «Мы – Россия».
На несколько дней Йошкар-Ола погрузилась в творчество, в танец и музыку. Первый день стал сюрпризом для театралов города: конкурс открывали артисты Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, зрители увидели спектакль из одноактных балетов «Блум», «Четыре», «Маленькая смерть». Это тоже стало знаковым событием. «Мы - востребованный театр во всем мир, но мы должны инвестировать в регионы, для нас это является приоритетной задачей. И особенно важно побывать там, где нас никогда не было, - отмечает Андрей Борисов, генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. – Нам хотелось дать такую энергию, чтобы у зрителя в глазах появился священный огонь Аполлона, чтобы они загорелись и никогда не угасали». Максим Севагин, художественный руководитель балетной группы театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, подчеркнул: «Мы стараемся привлекать новые имена, открывать новые хореографические языки, и конкурс хореографов рассчитан на то же самое. Мы хотели своим стартом открыть творческий поток и поддержать потенциал молодых талантливых людей».
Все конкурсные дни собирали полные залы. Интересно, что балетные номера, подготовленные молодыми хореографами, имели разную стилистику. Невероятной нежностью были наполнены номера из балетов «Метель» (хореограф Александр Рюнтю), «Выстрел» (хореограф Ринат Абушахманов), «Доктор Живаго» (хореограф Анна Юдина), «Волшебное озеро» (хореограф Вячеслав Пегарев). Удивили интересной интерпретацией номера из балета «Онегин» хореографа Лилии Симоновой, ей удалось соединить классику с современными тенденциями, в одном из выходов героиня балета Татьяна Ларина выезжает на сцену на скейте.
Яркой подачей, интересным сценарием и харизмой артистов порадовали сцены из балета «Моцарт и Сальери» (хореограф Константин Матулевский). Авторам номеров удавалось и эпатировать публику (хотя, возможно, это был и необычный ход самих артистов балета), например, в одной из сцен Моцарт, разорвав свои нотные записи, не желая, чтобы они попали в руки Сальери, по-настоящему съел кусочек своих записей!
Ярким языком танца, необычной подачей запомнились номера из балетов «Каменный гость» (хореограф Юлия Репицына), «Прямая неизбежность» (хореограф Виктор Шутылев), «Демон» (хореограф Виктория Арчая), «Муха-Цокотуха»(хореограф Антон Дорофеев). Оценили зрители и номера из балетов «Сказка о мертвой Царевне и семи Богатырях» (хореограф Евгения Пичкалева), «Петя и Волк» (хореограф Никита Высоцкий).
Фрагменты из балета «Петрушка» (хореограф Дарья Вергизова) вызвали немало споров и среди публики, и в жюри, подача была довольно нестандартной, зато в «Петрушке» было много новых подходов к лексике танца, считает, например, член жюри Дмитрий Фишер, ведущий солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, ассистент хореографа, заслуженный артист РФ. А номера из балета «Русалка» (хореограф Вита Мулюкина) привлекли еще и философской подачей: закадровый голос рассуждал о человеческой жизни, похожей и непохожей на энергию воды.
А прогулки по Йошкар-Оле, городу, умеющему удивлять на каждом шагу, довершали невероятные впечатления от конкурса. Пожалуй, организаторы и участники события были правы: каждый, кто прикоснулся в эти дни к событиям конкурса, словно напитался живительной энергией красоты и творчества. Артисты признавались в кулуарах, что просто влюбились в Йошкар-Олу.
Волшебная, словно игрушечная набережная города с отсылом к голландскому стилю, архитектурные реплики знаменитых сооружений мира, начиная от Дворца Дожей и заканчивая кремлевской Спасской башней, уникальные динамические композиции-часы на городских башнях «Явление иконы Божией Матери Троеручица» и «12 апостолов» (а таких в мире всего чуть больше двух десятков, и два подобных механизма созданы именно здесь, в Йошкар-Оле!), звуки волынки, кстати, традиционного для Марий-Эл инструмента (а местные волынщики с гордостью говорят, что легко переиграют шотландцев) – все это создает свой, необычный облик столицы республики.
Кстати, о красоте. Все дни конкурса сопровождала разместившаяся в Театре оперы и балета имени Эрика Сапаева фотовыставка «Ускользающая романтика танца». Автор 25 работ, фотохудожник Виталий Татаринович, признается, что ему было сложно выбрать их из 20 тысяч снимков, которые были сделаны на прошлогоднем конкурсе. Образы на снимках он называет ускользающей красотой, которую удается отвоевывать. Актерское образование помогает видеть драму в деталях, рассказывает автор фотокартин. А фотографировать балет непросто. «Не артист балета не знает конечного па, а это конечное па нам, фотографам, подсказывает музыка. Важно поймать финальное завершенное движение. Но в то же время есть фотографии и из спектаклей, где не всегда есть музыка. Но больше всего вдохновляет сама красота, которая может быть во всем – в образе, в движении, в звуке», - говорит Виталий Татаринович.
16 хореографов-участников конкурса демонстрировали сольные номера, затем дуэты, а в финале конкурса, куда были отобраны 8 из них, показали массовые сцены, причем это было особым испытанием не только для хореографов, но и для балетной труппы йошкар-олинского театра: балетную сцену нужно было полностью подготовить за два дня. И это получилось. Кстати, за этот большой труд труппа Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева получила специальный приз жюри «За высочайший профессионализм, проявленный на конкурсе».
Сделать окончательный выбор членам жюри, высочайшим профессионалам в области балета и хореографии, было сложно. Балльная система была непростой, порой разница в оценках конкурсантов исчислялась в долях процента. В итоге золотая медаль досталась Лилии Симоновой (балет «Онегин»), серебряная – Вите Мулюкиной (балет «Русалка») и Константину Матулевскому (балет «Моцарт и Сальери»), а бронзовая - Антону Дорофееву (балет «Муха-Цокотуха»).
Победители получили не только медали и звания лауреатов. «Впервые в истории конкурса появилась уникальная возможность для финалистов-хореографов. Они смогут сделать постановки в трех крупнейших театрах оперы и балета страны – в городах Йошкар-Ола, Воронеж и Уфа», - рассказала заместитель генерального директора ФГБУ культуры РОСКОНЦЕРТ Светлана Кондратьева.
Лилия Симонова поставит свой балет на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Балеты Виты Мулюкиной и Константина Матулевского увидят зрители Башкирского академического театра оперы и балета в Уфе. А Антон Дорофеев порадует своим творчеством публику Воронежского государственного театра оперы и балета. Между прочим, новое хореографическое слово победителей – еще один повод для любителей балета отправиться в путешествие в эти города, обогатив свою поездку возможностью посмотреть необычные постановки.
Дипломы и звание дипломантов получили Виктория Арчая (балет «Демон»), Юлия Репицына (балет «Каменный гость»), Александр Рюнтю (балет «Метель»), Вячеслав Пегарев (балет «Волшебное озеро»). А РОСКОНЦЕРТ как организатор конкурса получил специальный приз жюри «За формирование новой концепции проведения хореографических конкурсов».
«Подобные конкурсы необходимы для молодых хореографов и в целом для развития хореографии в стране. А то, что такие мощные события проходят в регионах, приносит реальную пользу и развитию местного театра, местного балета, влияет и на людей сферы искусства, и на зрителя», - замечает Дмитрий Фишер.
Такие конкурсы дарят зрителю настоящие открытия. Публике это интересно с точки зрения чего-то нового, неординарного. Для артистов и хореографов это возможность самореализации. Ну а для местных территорий в подобных конкурсах есть своя ценность: нужно обустраивать регионы, подтягивать их.
У Йошкар-Олы появилась прекрасная возможность стать городом-брендом. Таких примеров немало. Взять, к примеру, город Берген в Норвегии, где проходит джазовый фестиваль, крупнейшее музыкальное событие в странах Северной Европы, Огулин в Хорватии, знаменитый своим фестивалем сказок, Coachella Valley Music and Arts Festival (фестиваль Коачелло) в городе Индио американского штата Калифорния, Glastonbury Festival of Contemporary Performing Arts — этому рок-фестивалю, проходящему в английской деревне Пилтон графства Сомерсет в Великобритании, уже более 50 лет…А Montreal International Jazz Festival? Этот праздник джазовой музыки в Монреале ежегодно посещает более 2 млн человек. А ведь часто невероятные музыкальные события, ставшие визитной карточкой этих мест, начинались с чего-то камерного. Скажем, Sziget Festival (фестиваль «Остров»), проходящий в августе в Будапеште на острове Обуда, начинался в 1993 году как небольшое студенческое мероприятие - а потом превратился в один из самых заметных музыкальных фестивалей Европы. Не отстает и Россия. Город Елец в Липецкой области уже несколько лет принимает у себя Всероссийский музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова. Калужская область знаменита своим фестивалем «Дикая мята». «Грушинка», знаменитый Грушинский фестиваль, который давно стал классикой в мире бардовской песни, - гордость Самарской области. Легендами стали фестивали «Нашествие» в Тверской области и «Доброфест» в Ярославле.
Балетный конкурс может стать визитной карточкой Йошкар-Олы, а с учетом удивительной архитектуры города (с не менее удивительной историей ее развития в 2000-е годы) столица Марий-Эл может дать фору зарубежным образцам подобных точек притяжения событий сферы искусства. Не будем забывать, что репутация города и региона в позитивном контексте в том числе зависит и от подобных ярких значимых мероприятий, ну а имидж влияет на инвестиционную привлекательность. А для каждого человека, который имеет счастье побывать на таком конкурсе – причем не важно в какой роли, зрителя ли, артиста или эксперта, он становится настоящим глотком свежего воздуха и вдохновения.