Все записи
12:51  /  14.11.16

959просмотров

Международный день сирот: ведь так не должно быть на свете…

+T -
Поделиться:

На нашей планете 153 миллиона детей живут без родителей – или без одного из них. Для того, чтобы мы помнили о том, что каждому ребенку нужны мама и папа, ежегодно в ноябре отмечается Международный день сирот. В этом году это 14 ноября.  А накануне проходит День молитвы о сиротах  - его поддерживают в более чем в 70 странах мира. Это движение получило свое начало в Замбии, где однажды местный пастор, помогающий сиротам, призвал свою церковь поддерживать этих детей, и приход молился за них и собирал еду, одежду и деньги. В 2003 году идея пришла в США. Вскоре ко Дню молитвы за сирот присоединились и другие страны.  Но сама проблема сиротства существует уже века. Первые приюты для детей появились 200 лет назад в XIX веке в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне.

Фонд «Арифметика добра» http://arifmetika-dobra.ru/ предлагает сегодня всем присоединиться к акции «Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети» и максимально распространить информацию о проблеме сиротства и способах помощи детям. Не все знают, что помочь детям, оставшимся без попечения родителей, можно по-разному. Сегодня очень важно как можно шире распространить информацию о проблеме сиротства и способах помощи. Флешмоб фонда можно поддержать, хотя бы на один день заменив свои аватарки в социальных сетях на символ акции http://arifmetika-dobra.ru/avatarki/  – мамонтенка, потерявшего маму.

 

Уход от системы детских домов

 Сейчас в Европе без родителей остаются около 3 тысяч детей на 100 тысяч населения. Но еще с начала века в западных странах стараются разукрупнять детские учреждения. Цель – сделать так, чтобы сирота в ближайшее время обрел новую семью. С 1928 по 1940 годы было закрыто 300 учреждений сиротского типа. В некоторых странах эта тенденция  привела и вовсе к отказу от сиротских учреждений. В США благодаря активности местных сообществ – чаще это были религиозные общины - удалось перейти к форме семейных детских домов, а усыновление сирот стало очень активным процессом. Из 10 американцев опыт усыновления сироты – в той или иной форме – имеют 6 человек.

В Швеции детские дома так же закрылись примерно в 40-е годы ХХ века. В Исландии, Норвегии, Словении и Великобритании власти приняли решение поддерживать не государственные учреждения, детские дома, а опять же замещающие семьи – это было политическим решением. Уже в те годы эксперты, изучающие психику детей до 5 лет, оставшихся без попечения родителей, отмечали, что обязательно нужно трансформировать институциональные учреждения с круглосуточным пребыванием детей (причем даже те учреждения, где живут дети с ограниченными возможностями) в иные формы устройства. Предлагалось создавать интернатные группы или центры дневного пребывания, но самое главное, отмечали психологи, и самое лучшее – это семейные формы устройства ребенка.

Уже после 6 месяцев пребывания в учреждении, отмечают специалисты, у маленьких детей снижаются социальные навыки. В 2003 году в Европе в результате масштабных исследований выяснилось, что около 11 детей в возрасте до 3 лет из каждых 10 тысяч детей находились в детских учреждениях более 3 месяцев. При этом есть данные, что содержание детских домов обходится государству почти в 6 раз дороже по сравнению с затратами на поддержку кровной или приемной семьи! Почти в 3 раза дороже по сравнению с профессиональными приемными семьями. В 2 раза дороже по сравнению с малокомплектными детскими домами.

Фостерные семьи: забота или любовь?

 В Европе сейчас активно действует патронатная система устройства детей. Патронатное воспитание  - то есть профессиональная семья - рассматривается как профессия. Профессиональных родителей аттестуют, выдают им лицензии, повышают квалификацию, и существует даже карьерный рост для фостерных родителей. Социальные службы очень строго следят за работой таких семей. Фостерные, то есть профессиональные семьи (от английского термина to foster – воспитывать, покровительствовать) - самая распространенная на настоящий момент форма социальной адаптации детей-сирот за рубежом. В семейной среде ребенок обретает наставника, взрослого человека, который его опекает.

 Но, отмечают специалисты, фостерные семьи не гарантируют самого главного – настоящей семьи и родительской любви. Часто сироты за время своего взросления  - в течение 10 лет - сменяют несколько таких семей. Привязанности не появляется.

 Помощь кровной семье

По традициям Европы и США, факт усыновления чаще всего не скрывается. В законодательстве зарубежных стран нет такого понятия, как «тайна усыновления». Поэтому нельзя привлечь к ответственности за разглашение тайны усыновления.

Согласно американским законам, биологические американские родители имеют первостепенные права на ребенка и могут через некоторое время вернуть себе ребенка через суд. Поэтому в США усыновить ребенка не просто. По американской статистике, только 20% детей, живущих в фостерных семьях, могут быть теоретически усыновлены. 50-60 процентов детей из профессиональных семей потом возвращаются к своим родителям.

В Великобритании у кровной семьи тоже приоритетное право в опеке собственного ребенка. По законам страны, только родная семья может предоставить ребенку возможность для максимально полного развития и для обеспечения его благосостояния. Если кровная семья состоит на учете социальных служб, а ребенок живет в приюте или замещающей семье, то и чиновники, и замещающая семья или администрация приюта обязаны по закону способствовать контактам ребенка с его кровными родителями или родственниками. Кровные родители участвуют в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку, а в трудной семейной ситуации приоритет на принятие ребенка имеют его родственники или знакомые. В Великобритании около 85% детей после пребывания в фостерной семье возвращаются в родные семьи. Эксперты отмечают, что это происходит во многом благодаря не только законодательству, но и качественной и правильной работе тех социальных служб, которые занимаются реабилитацией кровной семьи.

В Швеции, если кровная семья не занимается детьми, обращается с ними жестоко, его передают в специальные службы. Ребенок получает свою комнату, весь уход, при этом он посещает свой обычный садик или школу. В срок от 8 недель до полугода он вернется домой, если родители работают над своим поведением. Если этого не происходит, ребенка передают в замещающую семью. Через год кровные родители опять же могут вернуть ребенка. И все это время биологические мама и папа могут встречаться с ребенком.

В Германии лишение родителей прав  считается самым крайним способом вмешательства в семью, только если другие возможности работы с родителями исчерпали себя, а для ребенка есть угроза его безопасности.

В Европе и США делается все для воссоединения кровной семьи – именно это ставится целью работы социальных служб, а не отобрание детей у проблемных семей. Вообще, устройство ребенка в замещающую семью рассматривается как временная мера, необходимая на период, пока идет помощь кровной семье.

В таких странах, как Австралия, Великобритания, Дания, Китай, ЮАР, Эстония, социальные службы посещают семью сразу, как только в доме появился малыш. И если выявляются факторы риска, то с семьей начинается профилактическая работа. Часто это родительские тренинги. В Великобритании, Германии, США, Сингапуре ведется серьезная коррекционная работа с семьей, родителям помогают совершенствоваться в навыках воспитания ребенка. Иногда такая работа с родителями может вестись и по решению суда – если добровольно они отказываются проходить «повышение квалификации». Это считается лучшей альтернативой лишению родительских прав.

Ситуация в России: семьям не хватает поддержки

Год назад, в сентябре 2015 года, в России было принято о реформировании системы детских домов. Детские дома стали называться Центрами содействия семейному воспитанию. А внутреннюю их жизнь нужно было изменить по принципу «как дома»: сделать разновозрастные группы, интерьер создать похожим на домашний, - превратить группы детского дома в маленькие семьи. Дети ходят теперь в обычную школу, учатся там вместе с семейными детьми. Вместо мамы – воспитатель, теперь называемый «социальной мамой». Когда-то сироты жили  фактически за забором, были отрезаны от общества. Но сейчас это меняется. Еще один новый принцип – детский дом должен быть местом временного пребывания ребенка, в течение полугода после его поступления в учреждение ему должны найти семью.

Этот документ называли революционным. Но пока многое происходит только на бумаге. Или же – на практике – изменения осуществляются с перекосами. Да, детские дома расформировывают, - но часто жертвами становятся дети, которых просто распихивают по другим домам, разрывая сложившиеся связи, и дети, и без того одинокие, остаются без своих друзей, которые за годы совместного пребывания в учреждении становятся чуть ли не родными людьми. «Социальная мама»  - по сути, тот же воспитатель,-  никогда не сможет быть им настоящей мамой: ее ждет дома своя семья, свои заботы, здесь же – просто ее работа. Наконец, остается острой проблема социализации детей-сирот.

«При этом у нас так и нет заботы о кровное семье ребенка, - отмечает Диана Машкова, приемная мама, руководитель Клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра» http://arifmetika-dobra.ru/. - Когда одинокая мама с маленькими детьми оказывается без средств к существованию, она просто не может выжить. Пособия не позволяют. Это приводит к тому, что в группу риска попадают не только маргиналы, те родители, которые пьют или принимают наркотики, но и те, кто хотят удержать свою семью, но не могут. В итоге дети из ситуации крайней бедности попадают в детский дом, который почему-то считается панацеей и спасением. Отключили семье за неуплату свет и они сидят в темноте, отключили отопление за долги – государство не будет помогать, проще забрать детей. И это основная проблема. Пока мы не перекроем этот поток новых социальных сирот, дело не сдвинется».

За рубежом, подчеркивает Диана Машкова, ребенок поддерживает отношения с кровными родственниками, независимо от того, находится ли он в замещающей семье или где-то еще. «У нас же дети сидят в детском доме, пока маме дают полгода на решение своих проблем, потом дают еще срок... А ребенок все это время ждет, он не развивается, он теряет годы – и теряет навыки, теряет многие важные душевные качества... Тем временем помощи маме нет, только давление на нее».

А те приемные семьи, которые берут детей, на сегодня не совсем еще готовы к общению с кровной семьей. Они, отмечает эксперт, чувствуют себя незащищенными, боятся шантажа, угроз, боятся, что у них отберут ребенка и вернут в кровную семью. «Получается,  что в сложных случаях нужна профессиональная семья. А это уже деятельность, которая должна защищаться законодательством, такая семья должна сопровождаться социальными службами. Законопроект есть, но он до сих пор не принят. Ведь это по сути формирование новой профессии. Но пока у нас законодательство совершенно не готово к этому, тут очень много юридических тонкостей.  О важности подготовки базы для появления в России фостерных семей говорилось и на Всероссийском форуме приемных семей в Сочи».

Сопровождение требуется вообще любой приемной семье. Туда попадают дети с заболеваниями, со сложной психикой, сложной жизненной историей, с кровными родственниками – и приемным родителям нужна помощь.  Механизм сопровождения семей у нас опять же не отработан. «Когда ребенок приходит в семью, которая заменит ему кровных родителей, то есть приравнивается по всем правам к кровным детям, получает настоящее родительское тепло, свой родной дом – для такой семьи должны быть созданы такие же социальные условия, как для обычной кровной семьи, - убеждена Диана Машкова. - Но что такое пособие на ребенка в размере 50 рублей в месяц? Это издевательство».

Наконец, не хватает профессиональной поддержки приемных родителей. «На Форуме приемных семей мы общались со многими приемными родителями и почувствовали, что в Москве при желании семьи ей гораздо легче найти возможность для сопровождения, повышения квалификации, занятий детей, - рассказывает Диана Машкова. - Появился Университет приемной семьи. Есть сопровождение в ШПР – замечу, что не во всех регионах Школы приемных родителей дают качественные знания. У нас в фонде уже два года работает Клуб «Азбука приемной семьи», который оказывает качественное юридическое, методическое, психологическое сопровождение уже более 800 семей. В регионах родители просят нам дать информацию об этом  - там редко где есть подобные объединения. В Москве и крупных городах существуют НКО, работающие в сфере приемного родительства, там есть прекрасные психологи. Что же касается регионов, то там сложная ситуация. Есть такие регионы, где вообще отсутствует понимание о том, что такое приемная семья и как можно помочь сироте. Зачастую там до сих пор живут дремучие стереотипы, а приемных родителей воспринимают как жуликов, берущих детей в семьи ради денег. Катастрофически не хватает специалистов сопровождения, обученных психологов – а это отдельная специализация, которые бы вели кровные и приемные семьи. Например, на 2500 семей таких специалистов в регионе может быть 20, а один психолог может качественно сопровождать не более  15-30 семей». Диана Машкова отмечает, что по итогам сочинского Форума приемных семей решено на государственном уровне решить вопрос формирования института обучения и подготовки таких специалистов. Нужно создавать службы сопровождения,, привлекая психологов, медиков-реабилитологов, педагогов, и помогать семьям в сложных юридических, медицинских и психологических вопросах.

По статистике, сейчас в России более чем на 40 процентов возросло количество потенциальных приемных родителей. Приемных семей за последние несколько лет стало больше на 70 с лишним процентов. И тем не менее, в детских домах по-прежнему остаются тысячи детей. Практика показывает: никакой даже самый лучший приют не даст ребенку того, что может дать семья – любовь, тепло, заботу, чувство защищенности. И самое важное – чувство нужности кому-то.

 Система детских домов не предназначена для детей. Очень важно, чтобы у ребенка была семья. Близкие люди. Тогда у него будет шанс спасти свою личность от пагубных разрушений. Но даже если нет возможности найти ребенку приемных родителей, сироте все равно можно помочь, поддерживая благотворительные программы социализации и профориентации детей, живущих в детских домах. Фонд «Арифметика добра» успешно реализует программу «Шанс», к которой подключены уже 24 региона страны, в рамках которой дети подтягивают свои знания с опытными преподавателями – и в этом году уже несколько выпускников детдомов поступили в вузы. В программе «Компас» дети-старшеклассники получают социальные навыки, готовясь к самостоятельной жизни. Ребенку, живущему в детском доме, можно помочь и другими способами: перечислив средства на поддержку таких программ или став наставником.

 Ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети…