«У нас четверо детей. И я вижу, что и малышам, и моему 15-летнему сыну мама и папа нужны одинаково сильно, - говорит приемная мама Юлия Канышева. - Если честно, то мне кажется, что быть мамой подростка интереснее, чем малыша. Горшки- пелёнки уже не отвлекают, и можно погрузиться в интересное общение обо всем на свете. Но первое, что нужно - выбрать хорошую Школу приемного родителя - ШПР. Нам повезло: все, что происходит у нас с Вовкой, мы проговаривали на занятиях. Мы были готовы ко многому. Хотя, конечно, накладываются личные эмоции. Но предупреждён - значит вооружён!».
Радужная картинка милой маленькой девочки с голубыми глазами – собирательный образ ребенка из детского дома – все же постепенно уходит из представлений будущих приемных родителей. К приемному родительству подходят все более осознанно. Однако подростки остаются до сих пор наиболее невостребованными. По статистике, около 90 процентов детей, живущих в детских домах сегодня, - это подростки. Кому-то кажется, что им «уже не нужна семья» - мол, поздно. Но это заблуждение. Именно такому ребенку крайне нужны личное тепло, участие и поддержка. У них не так много времени, чтобы успеть подготовиться к выходу в самостоятельную жизнь. Многие из них, так и не встретив приемных родителей, выходят в 18 лет в никуда, и чаще всего они не социализированы, и взрослая жизнь для них - какой-то неведомый чужой мир, которого они не знают и боятся.
Конечно, такой ребенок – уже сложившаяся личность. В нем – травмы прошлого, тяжелые воспоминания о детстве, чувство злости на себя и на окружающих, чувство вины - частые мысли «все из-за меня» посещают их, отмечает Наталия Мишанина, руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра». «В подростке - недостаток сил и жизненной энергии, чтобы расти и развиваться дальше. Вся она уходит на подавление сильных чувств, которые кипят внутри, на то чтобы выжить в системе детского дома. Они не доверяют миру. В итоге они уходят от решения жизненных задач, в том числе и учебных: « не хочу, не буду, не умею, не знаю»».
Часто подростки, внутренне мечтая о семье, не признаются ни себе, ни окружающим в этом желании. Саша в свои 17 лет считала, что никому не нужна – она почти выросла, а все ищут пухлощеких малышей… Однако знакомство с Наталией постепенно изменило ее точку зрения. Сначала осторожная дружба, потом гостевой режим, а теперь Саша живет в семье своих приемных мамы и папы. Сначала она была довольно закрытой, но постепенно растаяла и доверилась им. А теперь Саша признается: ее приемные родители оказались невероятно мудрыми и эрудированными людьми, она черпает от них много знаний и опыта. «Теперь у моих будущих детей будут бабушка и дедушка!» - радуется девушка, эта семья стала для нее местом, где ей всегда рады.