Завораживающее меццо-сопрано восходящей звезды российской театральной сцены Екатерины Лукаш ценят зрители и отмечают режиссеры. Артистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко недавно вышла с дебютом в партии Кармен. Екатерина играет и на сценах ряда других крупных театров страны, в том числе в Большом театре. По мнению нашей героини, настоящий артист должен уметь погружаться в свои роли и проживать эмоции своих персонажей, для этого нужна насмотренность и эмпатия.

Кармен. Опера
Кармен. Опера "Кармен", Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

В июле на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко была представлена опера Жоржа Бизе «Кармен» в постановке Александра Тителя и оформлении Владимира Арефьева, под управлением Тимура Зангиева. Спектакль удивил зрителей: в опере дебютировали сразу семь артистов. Подобное событие случается крайне редко.

Заглавную партию в спектакле впервые исполнила артистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Екатерина Лукаш. Для Екатерины эта постановка оперы Бизе стала третьей. Свою первую Кармен Екатерина сыграла сначала на сцене Нижегородского театра оперы и балета, а затем – в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Отметим и других дебютантов: партию Микаэлы исполнила Мария Лупарева, Эскамильо -  приглашённый солист оперной труппы Ришат Решитов, Фраскиту сыграла Маргарита Гуща, Мерседес — Полина Шароварова, в партии Данкайро дебютировал Станислав Ли, Ремендадо впервые исполнил Даниил Малых. Партию Хозе исполнял Нажмиддин Мавлянов. Отметим, что опера «Кармен»  - одна из ярчайших страниц истории Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, и нынешняя постановка четвёртая. Первый спектакль «Карменсита и солдат» поставил в 1924 году Немирович-Данченко, в 1935 году вышла постановка Станиславского, в 1969 году на сцене этого театра свою «Кармен» поставил великий немецкий режиссер Вальтер Фельзенштейн. А в 1999 году «Кармен» поставил Александр Титель, постановка была положительно оценена критикой и идет в репертуаре театра все эти годы: режиссер вплел традиции Станиславского в новаторское прочтение оперы Жоржа Бизе.

«Лукаш-Кармен - это было прямое попадание в сердце, в душу, в мозг и во все части тела! – пишут восторженные зрители, отмечая магнетизм и чувственное меццо-сопрано певицы https://vk.com/wall16383339_4294?w=wall16383339_4294. - Образ Кармен в исполнении Екатерины Лукаш удивительно многосоставен, многогранен, сложен».

«Мои наставники привили мне эстетику и основы профессии»

В Екатерине Лукаш  - врожденный талант к пению. Ее родители – не из сферы искусства (отец – следователь-криминалист, мама – архитектор), но при этом они всю жизнь интересуются театром, и, видимо, этот интерес передался дочери. Сначала Катя хотела стать драматической артисткой, а потом появилось желание петь, и эта еще детская тяга к музыке переросла теперь в профессию и любимое дело жизни. Девочка начала заниматься в музыкальной школе вокалом, и преподаватели сразу отметили прекрасные данные  - голос и слух, и советовали посвятить себя этой области искусства.

Екатерина Лукаш
Екатерина Лукаш

ГИТИС казался Екатерине миром избранных, и сразу поступать туда она не решилась – после школы поступила в вуз в родном Воронеже, училась на психолога. «Но мама вдохновила и поддержала меня в стремлении к моей мечте, и через год я все же поехала в Москву – и сразу поступила в ГИТИС с высшими баллами», - говорит Екатерина Лукаш. Своими наставниками в профессии Екатерина считает художественного и музыкального руководителя театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Борисовича Тителя и профессора ГИТИСа, актера, режиссера, сценариста Игоря Николаевича Ясуловича – в их мастерской она училась: «Эти великие педагоги привили мне вкус, эстетику, основы профессии». Еще один важный человек в становлении Екатерины Лукаш как артистки и певицы – режиссер и педагог Анна Юрьевна Трифонова, ее Екатерина называет своим «основным двигателем в профессии».

Постигать профессию было непросто: оказалось сложно совмещать мастерство актерского искусства и вокала, но порывы изменить направление своего развития все же удалось перебороть, а когда Екатерина вплотную и серьезно занялась вокалом, все сомнения пропали. Уже в студенческие годы Екатерина дебютировала на сцене: в 2014-2017 годы она стажировалась в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича­-Данченко и первой ее ролью стала партия Орфея (в амплуа травести) в опере «Орфей и Эвридика» К. В Глюка в постановке Ирины Лычагиной. В 2015 году с отличием окончила факультет музыкального театра Российской академии театрального искусства ГИТИС в Москве.

В творчестве Екатерины Лукаш был период, когда она работала в свободном полете, много играла в Татарском академическом театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани, ездила с ним на гастроли в Голландию. Этот период подарил новый этап в развитии. «Я училась вокальному мастерству в классе Натальи Алексеевны Поповой, это вокальный педагог от Бога. За эти четыре года вырос мой вокальный уровень, и я вернулась в театр Станиславского – словно другим человеком», - говорит Екатерина. Вернулась с серьезным багажом: Екатерина Лукаш сыграла партию Керубино в опере «Свадьба Фигаро» в постановке Михаила Бычкова на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета, образ получился великолепно, Екатерина была номинирована на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска».

Керубино. Опера
Керубино. Опера "Свадьба Фигаро" Вольфганг Амадей Моцарт. Воронежский государственный театр оперы и балета. Номинация на премию "Золотая Маска"

Новый образ Кармен разбивает стереотипы

Екатерина Лукаш участвовала в мировой премьере оперы Владимира Николаева «Рабочий и Колхозница» в партии Марлен Дитрих под руководством Большого симфонического оркестра Санкт-Петербурга (дирижер Филипп Чижевский, режиссер Евгений Кулагин), и мировой премьере оперы Игоря Райхельсона «Сожженная глава Евгения Онегина» в Большом зале Московской консерватории (дирижер Филипп Чижевский, проект Павла Каплевича).

В театре Станиславского Лукаш стала получать много ролей, плюс начала играть и как приглашенная солистка на Камерной сцене Большого театра (здесь она дебютировала в 2020 году, исполнив заглавную партию в опере Ж. Оффенбаха «Перикола» - дирижер Филипп Чижевский, режиссер Филипп Григорян), в Казанском и Нижегородском театрах, участвовать в ежегодном Шаляпинском фестивале театра.

Перикола. Опера
Перикола. Опера "Перикола", Камерная сцена Большого театра
Екатерина Лукаш в роли Периколы
Екатерина Лукаш в роли Периколы

Образы получались яркие – и разные. Например, на сцене Нижегородского театра оперы и балета имени А.С Пушкина Екатерина Лукаш исполнила партию Графини в «Пиковой даме» (постановка Валерия Фокина): казалось бы, это роль для зрелой певицы, однако Екатерине прекрасно справилась с ролью.

Графиня. Опера
Графиня. Опера "Пиковая дама", П.И. Чайковский. Нижегородский театр оперы и балета

А потом случилась Кармен.

«В партии «Кармен» я дебютировала в марте этого года у режиссера Лизы Мороз. Потом была «Кармен» в Казани, а теперь в июле – «Кармен» в моем родном театре, с обновленным составом и массой положительных отзывов и рецензий», - замечает Екатерина Лукаш.

Кармен. Опера
Кармен. Опера "Кармен". Нижегородский театр оперы и балета

Кармен в разных постановках – и в исполнении Лукаш  - разная. И это как раз не должно удивлять, говорит наша героиня. Зрителей удивляло: Кармен – и блондинка, но как? Разве это не образ жгучей брюнетки с яркой розой в волосах и в красной юбке? Но нет, дело совсем не в этом внешнем антураже. «Кармен  - это архетип. Это история женщины, для которой не находится рядом мужчины, равного ей по силе, по духу. И в этом ее трагедия. По сути, Кармен – это любая из нас. Такая история может случиться с каждой. Вот почему идея – в расширении образа, в избавлении от стереотипных представлений», - говорит Екатерина Лукаш.

Кармен. Опера
Кармен. Опера "Кармен".  Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

И сыграть Кармен может не каждая артистка. «В опере начинается все легко и напевно, но кончается трагедией – и ты должен протянуть этот драматизм разворачивающихся эмоций и событий через всю сюжетную линию. Это непросто: внутреннее содержание нигде не купишь, если в тебе нет наполненности, ты не несешь зрителю эти нюансы ощущений, и он этого не чувствует - ты будешь маленьким, мелким и неинтересным. Надо в себе культивировать стремление к развитию, к насмотренности, копить содержание. Подчас это важнее, чем жизненный опыт, - считает Екатерина Лукаш. – Да, нас учили, что артист может сыграть что угодно. Но нужен сундучок, из которого ты достанешь нужную эмоцию и проживешь ее». И при этом, размышляет певица, нужно уметь не переносить трагедии своих персонажей в собственную жизнь, не сливаться с ними, хотя и приходится погружаться в личность каждого своего героя, вживаясь в роль.

Есть и новые мечты. Например, Екатерина хочет сыграть партию Октавиана из оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса: «Эта роль интересна мне с точки зрения философии и музыки. И в целом близка. Я очень женственна, но мне не всегда интересно играть манкую соблазнительницу – любопытно перевоплощаться, например, в молодого влюбленного мужчину. У артиста есть волшебная возможность немного побыть тем, кем он не может стать в жизни».  Интересна и грандиозная партия Эболи из оперы «Дон Карлос» Джузеппе Верди.

Театр и музыка  - лекарство для души

Сегодня театр, считает Екатерина Лукаш, на волне востребованности: «Он соединяет нас. Это тот вид искусства, где люди - в зале и на сцене  - ощущают единство. И ты, как артист, можешь лечить души, призывать внутренний дух каждого к чему-то светлому, давать надежду».

Никлаус. Опера
Никлаус. Опера "Сказки Гофмана", Ж. Оффенбах. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Зритель постепенно меняется. Кстати, отмечает Екатерина, в каждом городе зритель особенный, разный, и это интересно. «В провинциальных театрах, как ни странно, зритель более готов к экспериментам. А в Москве и Санкт-Петербурге новаторство воспринимают хуже – здесь аудитория, думаю, уже насытилась нестандартными подходами и хочет чего-то более традиционного, возвращающего к истокам, к народности, к русской культуре, к классике». Но каждый зритель ищет в театре, в искусстве то, что могло бы причесать душу и подарить эстетическое удовольствие.

Ольга. Опера
Ольга. Опера "Евгений Онегин" П.И. Чайковский. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Стало больше молодых почитателей театра, но все же, по наблюдению Екатерины Лукаш, молодежь не всегда готова идти в театр, на оперу – и очень важно прививать культуру интереса к этому виду искусства. Возможно, не хватает детских спектаклей, которые могли бы с юных лет вдохновлять зрителя и рождать в нем любовь к театру.

Полина.
Полина. "Пиковая дама", П.И. Чайковский. Казанский театр оперы и балета 

А на «Кармен» - всегда аншлаги. Хотя постановка Александра Тителя  - смелая, уже хотя бы в том, что здесь Кармен – блондинка. «Это непривычно, зрители удивляются, - говорит Екатерина. - Но, с точки зрения режиссера, и я соглашаюсь с ним, сюжет этой оперы – это в целом история женщины, и неправильно сужать ее до рассказа об одной героине. Надо пробовать расширять свое сознание, восприятие, абстрагироваться от привычных образов». И у Екатерины Лукаш получилось передать чувства и настроения Кармен: у нее это манкий образ, при этом глубоко трагичный, в котором видна внутренняя боль, и все это Лукаш сумела передать прекрасной игрой и голосом.

Екатерина Лукаш продолжает свое профессиональное восхождение. В 2022 году она стала лауреатом Национальной оперной премии Онегин в Номинации «Фаворит» за исполнение партии Пятницы в опере «Робинзон Крузо» (МАМТ, режиссёр Александр Титель).

Появляются новые горизонты – например, выход на зарубежные сцены, но для Лукаш важно и развитие в родном театре. «Сейчас, при генеральном директоре Андрее Борисове Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко развивается очень активно, и это вдохновляет на творчество, - отмечает Екатерина Лукаш. - А работа с талантливым художественным руководителем Александром Тителем - это всегда радость и возможность расти в правильном направлении как артист. Хочется исполнить партии, которые бы приближали и дальше мой профессиональный уровень к масштабному искусству».