Цифровые технологии, ценнейшие экспонаты, интерактивные пространства — все это сегодня привлекает аудиторию в музеи. Российский национальный музей музыки в Москве успешно использует современные подходы, и с его богатейшей сокровищницей искусства сегодня с интересом знакомятся и взрослые, и дети.
Чат-боты, куар-коды, максимальный интерактив — Российский национальный музей музыки (РНММ) активно включен в тренд развития цифровой среды в музейной деятельности, а это помогает открывать двери музея для любой аудитории. Сегодня музеи, и Музей музыки в том числе, — это давно уже вовсе не скучные тихие пространства, а места, где можно погрузиться в искусство, насытиться знаниями и впечатлениями, открывать для себя новые смыслы — и даже воплощать свои творческие задумки.
«Каждый российский школьник должен знать имена 10–15 русских композиторов»
«В планах развития нашего музея на ближайшие годы — smart-музей или «умный музей» в онлайн и офлайн режиме», — говорит генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов.

Сегодня девайсы составляют серьезную конкуренцию музеям. Нажал кнопку — и перед тобой весь мир. Как преодолеть эту ситуацию? Поколение Z традиционные экспозиции уже не вдохновляют — так что музеям приходится искать новые приемы, чтобы привлечь молодежную аудиторию. Приходится идти в ногу со временем!

По опросу ВЦИОМ 2024 года, музейное дело в России растет в том числе благодаря таким новым подходам: посетители позитивно оценивают оснащенность музеев. Абсолютное большинство посетителей довольны тем, как все обустроено в музеях (85%). Россияне стали чаще посещать музеи, каждый второй (48%) был там в течение последних двух лет. Буквально 15 лет назад этот показатель составлял лишь 23-38%. Среди зумеров и младших миллениалов в музеи заглядывают до 28% опрошенных. 66% россиян хотят чаще посещать музеи. Растет процент тех, кто стал ходить в музеи часто.
В Музее музыки понимают: важно быть готовыми использовать в работе то, что интересно юному поколению, что молодежь говорит, что ей нравится, что она транслирует.
Экспозиция музея — интерактивная, силу нейросетей и цифровые инструменты здесь используют смело. Слушаешь музыку — и одновременно знакомишься с ее автором: на стенах высвечивается портрет композитора, и попутно можно прочитать о нем, погрузиться в судьбу человека. А можно по-настоящему написать письмо Татьяны! В этом поможет чат-бот. Чат-боты вообще сопровождают посетителей в музее, заменяя аудиогида. А через куар-коды можно в любом зале послушать разную музыку из музейных фондов. Можно и самому создать музыку — личное музыкальное произведение! «Сначала определяете свое настроение — выбираете жанр, ритм, темп, нажимаете несколько кнопок, — искусственный интеллект генерирует звуки, а вы становитесь автором новой мелодии», — рассказывает Михаил Брызгалов.
Молодому поколению понравятся и нестандартные выставки музея, например, «Музыкальная эволюция. От камней до нейросети», «Мы – звуколюди». Музыка русского авангарда».

Как отмечает Михаил Брызгалов, сегодня дети порой даже не знают, что такое плеер, что уж говорить о патефоне! Чтобы зародить в ребенке любопытство к истории, к ретро, к традициям, тоже нужен подход. В музее погружают в историю музыки, начиная со звуковых валиков, с попыток записей первых звуков на аппарате Эдисона, юные посетители с интересом узнают, что когда-то в театрах вручную из-за сцены воспроизводили звуки грома, дождя.
«Сегодня особое внимание нужно уделять работе с детьми, чтобы через 10–15 лет увидеть новое образованное поколение, — убежден Михаил Брызгалов, отмечая важность музыкальной истории и культуры. — Уверен, что каждый российский школьник должен знать имена 10–15 русских композиторов; это должно быть для них также понятно, знакомо и обязательно, как задачки по математике или физике!».
Директор Музея музыки приветствует включение современных технологий в работу музейных пространств, отмечая, что надо изобретать новые форматы взаимодействия с зумерами: «Задачи непростые – разрушать сложившиеся стереотипы, рассказывать о музыке и музыкантах по-новому, говорить о том, как именно сегодня воспринимается творчество того или иного композитора... Любителей музыки ждет много интересного!».
От уникальной скрипки Страдивари до знакового альбома The Beatles
Российский национальный музей музыки (music-museum.ru), основанный в 1912 году, — один из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира. Его коллекция насчитывает около 1 миллиона музейных предметов! У музея – более 600 фондов-архивов, связанных с именами великих композиторов России, которыми гордится и славится отечественная музыкальная культура. В фондах хранятся ценные нотные и литературные авторские рукописи, редкие издания, аудиозаписи, уникальные документы, связанные с жизнью и творчеством российских и зарубежных музыкальных деятелей. А Фонд изобразительного искусства представлен шедеврами таких мастеров художественной школы, как Врубель, Коровин, Серов.
Особого внимания заслуживает Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов РФ, созданная при содействии А. В. Луначарского в 1919 году. Это крупнейшая в мире государственная коллекция! В Музее музыки хранится 286 инструментов, созданных с XVI по XX вв. лучшими мастерами, среди которых Страдивари, Гварнери, Бергонци. Тридцать инструментов Госколлекции считаются лучшими образцами мирового музыкального наследия.
«Они востребованы и не пылятся на полках, – напоминает Михаил Брызгалов. – Многие инструменты продолжают жить своей творческой жизнью! Например, на струнных смычковых инструментах из Госколлекции играет Оркестр под управлением Юрия Башмета. А в прошлом году Владимир Спиваков, впервые за много лет взявший в руки скрипку, играл на инструменте Страдивари под названием «Юсупов» из коллекции нашего Музея».
Князь Николай Юсупов приобрел эту скрипку у Антонио Страдивари в 1838 году. Он, кстати, и сам прекрасно владел инструментом, писал работы по скрипичному искусству. Когда семья Юсуповых покинула страну после революции, думали, что инструмент был вывезен из страны. Но когда в Юсуповском дворце начали делать ремонт, простучали стены, и в одной из них оказался тайник, где и была спрятана скрипка. Теперь она — экспонат Музея музыки, этот инструмент считается одним из выдающихся в мире.
В музее масса и других ценнейших экспонатов. Одним из недавних приобретений музея стало письмо Петра Ильича Чайковского. Удалось вернуть в музей и виолончель мастера Джованни Баттиста Руджери (Италия, XVIII век), которая была украдена из Государственной коллекции в 90-е годы. «Более трех лет велась большая работа правоохранительных органов России, Интерпола при поддержке Минкультуры России по возвращению виолончели в Госколлекцию. В начале октября 2024 года Командование по защите культурного наследия карабинеров Флоренции вернуло этот ценный инструмент представителям музея», — рассказал Михаил Брызгалов.
Есть в коллекции и пластинка The Beatles 1969 года, знаменитый Abbey Road — двенадцатый студийный альбом британской рок-группы. «Это знаковый диск группы. Сегодня это раритет», — отмечает директор музея. За последний год музей получил около 1000 различных пластинок — кстати, многие приносят сюда раритеты из домашних коллекций, пластинки бабушек и дедушек.
В нынешнем году музей расширит свою деятельность. Уже в феврале стартует фотопроект «ОбъективНО о музыке» и экспозиция, посвященная легендарному Дому артистов Большого театра. В честь 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне Музей музыки представит экспозиции «Этот день мы приближали…» и «Вместе — едины!»: посетители познакомятся с малоизвестными произведениями, написанными в военное время.

Уникальный проект — мартовская выставка «Картинки с выставки. 2.0»: шедевры русских художников из коллекции музея «зазвучат» музыкой Кузьмы Бодрова. Здесь будут представлены работы Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Яна Ционглинского, Исаака Левитана, Константина Коровина, Николая Рериха, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина. Еще одна изобразительная выставка — «Айвазовский, Верещагин, Нестеров, Поленов: шедевры одной коллекции», будет интересно познакомиться с русской пейзажной живописью.

Выставка «Музыкальная карта России: Как звучат города» посвящена музыке, которая связана с десятью российскими городами, наиболее интересными и разными по своей «музыкальной истории» и «музыкальному звучанию». Здесь можно будет узнать о том, кто из великих музыкантов или композиторов родился, жил и творил в этих городах, какая музыка звучит в них сегодня и каково «общее звучание» каждого города. Открытие выставки запланировано в июне.
Музей музыки также планирует создать обновленные постоянные экспозиции в своих филиалах — в музеях Шаляпина, Чайковского.
И, конечно, возвращаясь к задаче привлечения молодежи, музей планирует активно развивать просветительские программы для детей и подростков: это школа блогеров «Снимите это немедленно», школа подкастов, мастерская юного журналиста «Редакция «Музпросвет»» и студия работы с нейросетями.
«Хочется, чтобы творческая атмосфера Музея музыки привлекала как можно больше посетителей», — отмечает Михаил Брызгалов.