Цифровые технологии, ценнейшие экспонаты, интерактивные пространства — все это сегодня привлекает аудиторию в музеи. Российский национальный музей музыки в Москве успешно использует современные подходы, и с его богатейшей сокровищницей искусства сегодня с интересом знакомятся и взрослые, и дети.

Чат-боты, куар-коды, максимальный интерактив — Российский национальный музей музыки (РНММ) активно включен в тренд развития цифровой среды в музейной деятельности, а это помогает открывать двери музея для любой аудитории. Сегодня музеи, и Музей музыки в том числе, — это давно уже вовсе не скучные тихие пространства, а места, где можно погрузиться в искусство, насытиться знаниями и впечатлениями, открывать для себя новые смыслы — и даже воплощать свои творческие задумки.

«Каждый российский школьник должен знать имена 10–15 русских композиторов»

«В планах развития нашего музея на ближайшие годы — smart-музей или «умный музей» в онлайн и офлайн режиме», — говорит генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов.

Директор Музея музыки Михаил Брызгалов. Фото предоставлено музеем
Директор Музея музыки Михаил Брызгалов. Фото предоставлено музеем

Сегодня девайсы составляют серьезную конкуренцию музеям. Нажал кнопку — и перед тобой весь мир. Как преодолеть эту ситуацию? Поколение Z традиционные экспозиции уже не вдохновляют — так что музеям приходится искать новые приемы, чтобы привлечь молодежную аудиторию. Приходится идти в ногу со временем!

В Музее музыки. Фото предоставлено музеем
В Музее музыки. Фото предоставлено музеем

По опросу ВЦИОМ 2024 года, музейное дело в России растет в том числе благодаря таким новым подходам: посетители позитивно оценивают оснащенность музеев. Абсолютное большинство посетителей довольны тем, как все обустроено в музеях (85%). Россияне стали чаще посещать музеи, каждый второй (48%) был там в течение последних двух лет. Буквально 15 лет назад этот показатель составлял лишь 23-38%. Среди зумеров и младших миллениалов в музеи заглядывают до 28% опрошенных. 66% россиян хотят чаще посещать музеи. Растет процент тех, кто стал ходить в музеи часто.

В Музее музыки понимают: важно быть готовыми использовать в работе то, что интересно юному поколению, что молодежь говорит, что ей нравится, что она транслирует.

Экспозиция музея — интерактивная, силу нейросетей и цифровые инструменты здесь используют смело. Слушаешь музыку — и одновременно знакомишься с ее автором: на стенах высвечивается портрет композитора, и попутно можно прочитать о нем, погрузиться в судьбу человека. А можно по-настоящему написать письмо Татьяны! В этом поможет чат-бот. Чат-боты вообще сопровождают посетителей в музее, заменяя аудиогида. А через куар-коды можно в любом зале послушать разную музыку из музейных фондов. Можно и самому создать музыку — личное музыкальное произведение! «Сначала определяете свое настроение — выбираете жанр, ритм, темп, нажимаете несколько кнопок, — искусственный интеллект генерирует звуки, а вы становитесь автором новой мелодии», — рассказывает Михаил Брызгалов.

Молодому поколению понравятся и нестандартные выставки музея, например, «Музыкальная эволюция. От камней до нейросети», «Мы – звуколюди». Музыка русского авангарда».

Музей музыки идет в ногу со временем. Фото предоставлено музеем
Музей музыки идет в ногу со временем. Фото предоставлено музеем

Как отмечает Михаил Брызгалов, сегодня дети порой даже не знают, что такое плеер, что уж говорить о патефоне! Чтобы зародить в ребенке любопытство к истории, к ретро, к традициям, тоже нужен подход. В музее погружают в историю музыки, начиная со звуковых валиков, с попыток записей первых звуков на аппарате Эдисона, юные посетители с интересом узнают, что когда-то в театрах вручную из-за сцены воспроизводили звуки грома, дождя.

«Сегодня особое внимание нужно уделять работе с детьми, чтобы через 10–15 лет увидеть новое образованное поколение, — убежден Михаил Брызгалов, отмечая важность музыкальной истории и культуры. — Уверен, что каждый российский школьник должен знать имена 10–15 русских композиторов; это должно быть для них также понятно, знакомо и обязательно, как задачки по математике или физике!».

Директор Музея музыки приветствует включение современных технологий в работу музейных пространств, отмечая, что надо изобретать новые форматы взаимодействия с зумерами: «Задачи непростые – разрушать сложившиеся стереотипы, рассказывать о музыке и музыкантах по-новому, говорить о том, как именно сегодня воспринимается творчество того или иного композитора... Любителей музыки ждет много интересного!».

От уникальной скрипки Страдивари до знакового альбома The Beatles

Российский национальный музей музыки (music-museum.ru), основанный в 1912 году, — один из старейших и крупнейших музыкальных музеев мира. Его коллекция насчитывает около 1 миллиона музейных предметов! У музея – более 600 фондов-архивов, связанных с именами великих композиторов России, которыми гордится и славится отечественная музыкальная культура. В фондах хранятся ценные нотные и литературные авторские рукописи, редкие издания, аудиозаписи, уникальные документы, связанные с жизнью и творчеством российских и зарубежных музыкальных деятелей. А Фонд изобразительного искусства представлен шедеврами таких мастеров художественной школы, как Врубель, Коровин, Серов.

Особого внимания заслуживает Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов РФ, созданная при содействии А. В. Луначарского в 1919 году. Это крупнейшая в мире государственная коллекция! В Музее музыки хранится 286 инструментов, созданных с XVI по XX вв. лучшими мастерами, среди которых Страдивари, Гварнери, Бергонци. Тридцать инструментов Госколлекции считаются лучшими образцами мирового музыкального наследия.

«Они востребованы и не пылятся на полках, – напоминает Михаил Брызгалов. – Многие инструменты продолжают жить своей творческой жизнью! Например, на струнных смычковых инструментах из Госколлекции играет Оркестр под управлением Юрия Башмета. А в прошлом году Владимир Спиваков, впервые за много лет взявший в руки скрипку, играл на инструменте Страдивари под названием «Юсупов» из коллекции нашего Музея».

Князь Николай Юсупов приобрел эту скрипку у Антонио Страдивари в 1838 году. Он, кстати, и сам прекрасно владел инструментом, писал работы по скрипичному искусству. Когда семья Юсуповых покинула страну после революции, думали, что инструмент был вывезен из страны. Но когда в Юсуповском дворце начали делать ремонт, простучали стены, и в одной из них оказался тайник, где и была спрятана скрипка. Теперь она — экспонат Музея музыки, этот инструмент считается одним из выдающихся в мире.

В музее масса и других ценнейших экспонатов. Одним из недавних приобретений музея стало письмо Петра Ильича Чайковского. Удалось вернуть в музей и виолончель мастера Джованни Баттиста Руджери (Италия, XVIII век), которая была украдена из Государственной коллекции в 90-е годы.  «Более трех лет велась большая работа правоохранительных органов России, Интерпола при поддержке Минкультуры России по возвращению виолончели в Госколлекцию. В начале октября 2024 года Командование по защите культурного наследия карабинеров Флоренции вернуло этот ценный инструмент представителям музея», — рассказал Михаил Брызгалов.

Есть в коллекции и пластинка The Beatles 1969 года, знаменитый Abbey Road — двенадцатый студийный альбом британской рок-группы. «Это знаковый диск группы. Сегодня это раритет», — отмечает директор музея. За последний год музей получил около 1000 различных пластинок — кстати, многие приносят сюда раритеты из домашних коллекций, пластинки бабушек и дедушек.

В нынешнем году музей расширит свою деятельность. Уже в феврале стартует фотопроект «ОбъективНО о музыке» и экспозиция, посвященная легендарному Дому артистов Большого театра. В честь 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне Музей музыки представит экспозиции «Этот день мы приближали…» и «Вместе — едины!»: посетители познакомятся с малоизвестными произведениями, написанными в военное время.

Фотопроект «ОбъективНО о музыке». Фото предоставлено музеем
Фотопроект «ОбъективНО о музыке». Фото предоставлено музеем

Уникальный проект — мартовская выставка «Картинки с выставки. 2.0»: шедевры русских художников из коллекции музея «зазвучат» музыкой Кузьмы Бодрова. Здесь будут представлены работы Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Яна Ционглинского, Исаака Левитана, Константина Коровина, Николая Рериха, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина. Еще одна изобразительная выставка — «Айвазовский, Верещагин, Нестеров, Поленов: шедевры одной коллекции», будет интересно познакомиться с русской пейзажной живописью.

Айвазовский «Берег моря». Фото предоставлено музеем
Айвазовский «Берег моря». Фото предоставлено музеем

Выставка «Музыкальная карта России: Как звучат города» посвящена музыке, которая связана с десятью российскими городами, наиболее интересными и разными по своей «музыкальной истории» и «музыкальному звучанию». Здесь можно будет узнать о том, кто из великих музыкантов или композиторов родился, жил и творил в этих городах, какая музыка звучит в них сегодня и каково «общее звучание» каждого города. Открытие выставки запланировано в июне.

Музей музыки также планирует создать обновленные постоянные экспозиции в своих филиалах — в музеях Шаляпина, Чайковского.

И, конечно, возвращаясь к задаче привлечения молодежи, музей планирует активно развивать просветительские программы для детей и подростков: это школа блогеров «Снимите это немедленно», школа подкастов, мастерская юного журналиста «Редакция «Музпросвет»» и студия работы с нейросетями.

«Хочется, чтобы творческая атмосфера Музея музыки привлекала как можно больше посетителей», — отмечает Михаил Брызгалов.