У большинства наших людей отношение к антиквариату, на мой взгляд, складывается из непонимания и чужеродности этой темы. Несколько раз я слышала такую точку зрения, что вместе с антиквариатом в ваш дом непременно перейдет энергия ее бывших владельцев, которая будет влиять на вас, а как влиять — неизвестно, поэтому приносить домой любые старые вещи опасно! Причем, люди, от которых я это слышала, все считали свое высказывание оригинальным. С непониманием к моему винтажному увлечению относились и мои родители.
Так какие причины привели к тому, что я занялась коллекционированием прошлого?
Когда-то давно у меня были друзья, которые жили в старом доме на Большой Ордынке, недалеко от Кремля. В их квартире не было ни евроремонта, ни дорогой красивой мебели, но зато сохранились лепнина на потолке, старый паркет, деревянные двери и… дух старины. Мне настолько комфортно и приятно было там находиться, что даже родилась идея влезть в долги и переехать из московской окраины в квартиру меньшей площади, но в Центре Москвы, лишь бы там присутствовало это ощущение прошлого. Теперь уже неважно, по каким причинам я этого не сделала, но я так и осталась жить в своей бездушной, на тот момент, бетонной коробке.
Некоторое время спустя я гуляла с компанией по вернисажу в Измайлово и неожиданно для себя приобрела винтажный настенный телефон, потратив на него всю свою премию. Дома я повесила его рядом с входной дверью, причем позже я увидела похожие интерьерные идеи в гостиницах в других частях мира. Именно с того момента у меня начался новый (старый) отсчет времени, потому что по каким-то непонятным причинам пространство вокруг меня стало меняться. У меня пропало ощущение от квартиры, как от пустого пространства, напротив, со временем я стала ощущать такую же атмосферу прошлого, как в домах внутри Бульварного кольца. Мне стало уютно жить дома, возможно и правда вместе с антиквариатом в моей квартире поселились призраки, но только непременно хорошие и добрые.
Другой причиной моего увлечения антиквариатом стала жажда виртуального путешествия в прошлое. Да-да, если вы хоть немного путешествуете или путешествовали, то вас не может оставить равнодушным возможность оказаться в начале ХХ века через погружение в стиль Модерн или переместиться в 20-30-е годы прошлого века через изучение Ар-деко, отправиться в 50-е годы ХХ века, в эпоху советского ампира, или примерить на себя и свои апартаменты яркие шестидесятые. Я хочу сказать, что увлечение винтажем и антиквариатом — это как сесть в старинный автомобиль (вспомните фильм «Полночь в Париже») и уехать в другое измерение. В конце концов почему бы не представить себе общение с людьми из других эпох, как придумал Вуди Аллен!
Я не открою секрет, если скажу, что одежду и предметы потребления раньше выпускали в несоизмеримо меньших количествах, чем в настоящее время. И поскольку их было мало, а использовать предполагалось долго (не один-два сезона), то их создатели вкладывали в них душу. Художники использовали в своих работах идеи больших стилей, тщательно прорабатывали детали, при этом не забывали внедрять передовые технологии своего времени. Это не было эпохой массовой штамповки скучного однотипного ширпотреба. В подтверждение своей мысли о качестве изделий из другого времени приведу пример существования в Европе сообществ, в которых люди игнорируют новое, а используют в обиходе только винтажные ножи и вилки, сахарницы и фруктовницы, вазы и светильники, в общем все, чем можно пользоваться в современной жизни.
Ну и наконец еще одной важной причиной создания у людей антикварных коллекций является их инвестиционная привлекательность. Ведь если понимать тенденции развития рынка и предугадать тренды, то с большой долей вероятности вы не только сможете продать то, чем пользуетесь в настоящее время или чем любуетесь на своих стеллажах и полках, но и приумножить свои сбережения. Если же за какое-то время вы соберете коллекцию из десятка предметов одного автора или одной тематики, то ее стоимость будет выше процентов на двадцать по сравнению со стоимостью этих предметов по отдельности.
Чтобы привести еще пример непонимания многими людьми, зачем покупать антиквариат, расскажу забавный случай, который произошел с моим постом в И**ме*. Примерно месяц назад я опубликовала фотографии большой серебряной крюшонницы (емкости для подачи глинтвейна/пунша/крюшона), рассчитанной на большую компанию. Этот предмет создали в начале ХХ века в стиле Модерн. По очертанию он чем-то напоминает ствол дерева, имеет красивые ручки в форме лягушек, а носик крышки — в виде улитки. К слову сказать, природные элементы являются опознавательными знаками периода Модерн. Эту крюшонницу подарили влиятельному человеку на свадьбу в 1908 году в Германии, о чем свидетельствует надпись на крышке. С другой стороны крышки сложным фигурным шрифтом на немецком выгравированы фамилии тех, кто преподнес этот подарок. Но вначале из-за сложного шрифта мне показалось, что это стихи, или мне хотелось, чтобы это были стихи. И вот, одна знакомая, увидев ремарку про стихотворение, попросила прислать ей фото поближе, и когда увидела, что это «Board of directors» написала: «Ты насчет супницы разберись, пусть тебе деньги вернут что ли? Если тебе интересно, мы можем найти тебе такую супницу в Германии (смайлик)». Это я к тому, что многие искренне недоумевают, зачем покупать вещи со следами бытования, когда можно потратить деньги, например, на новую дорогую шмотку.
Так какие факторы являются основными при оценке стоимости антикварного предмета? В первую очередь — это его уникальность, редкость и художественная ценность, и лишь затем состояние предмета, отсутствие повреждений, потертостей, сколов и трещин. В подтверждение этому хочу рассказать здесь историю, которая произошла в Англии с чайником Дрессер (по фамилии его создателя). Некоторое время назад в одной семье на кухне доживал свой век старый, внешне убитый чайник. Он изрядно проржавел и имел вдобавок вмятину после того, как кто-то из членов семьи его уронил на пол. Владельцы чайника считали его уродливой желязякой, очень неудобной, тем не менее по каким-то причинам его не выбрасывали, периодически заваривая в нем чай. Все-таки в Европе намного бережнее относятся к старым вещам. Так вот в какой-то момент этот чайник обнаружил эксперт по антиквариату и предложил выставить его на продажу. Цена старой железяки за время торгов выросла в четыре раза и в итоге составила 22 000 евро. Каковы причины произошедшего? А дело в том, что он оказался одним из шести оригинальных чайников, созданных в 1879 году родоначальником промышленного дизайна Кристофером Дрессером, именно эти экземпляры позже направили в массовое производство. Такой большой интерес к чайникам Дрессера связан с тем, что их дизайн опередил свое время на сотню лет.
К вопросу о том, насколько важную роль в стоимости предмета играет его редкость, приведу в пример и другой случай. На этот раз дело происходило во Франции, когда увлеченные люди в определенный период времени начали активно скупать различные предметы наполеоновской эпохи. Возможно, дело было в моде на этот стиль, или в литературе и кинематографе присутствовали отсылки к этой романтической поре, или, что скорей всего, прижимистые французы просто хотели заработать, перепродав свой антиквариат в будущем. Но факт остается фактом, что некоторое время спустя на рынке появилось так много предметов этого исторического периода, что они резко упали в цене. Я сама видела, сколь серьезно была представлена эта тема на парижском Флимаркете Saint-Ouen (антикварный вернисаж, который является самым большим в Европе), где я часто бывала лет десять назад. Помимо описанных выше случаев с самими предметами, стоит отметить, что антиквариат будет цениться со временем все больше, если его создали в короткий период существования того или иного стиля, например, Ар-нуво или Ар-деко.
Вообще, на мой взгляд, у предмета прикладного искусства, а вернее, у его образа, может существовать несколько этапов жизни. Первый этап — это собственно период его создания. Про то, что перед вами оригинал, свидетельствует автограф фабрики или автора в виде клейма на металле, штампа на бумаге или подписи на стекле. После него идет период его качественных копий, в частности, для стиля Модерн таковыми являются европейские реплики середины ХХ века. И, наконец, третьим этапом жизни образа является период его китайских подделок и вариаций на тему. Причем, если европейские копии часто выглядят вполне себе достойно и многие даже не догадываются о том, что перед ними не начало прошлого века, а его середина, то китайские подделки всегда выполнены примитивно и грубо. В качестве примера публикую здесь фотографии оригинальных фруктовниц от Плевкевича и ее китайского образа под названием «Венера». Хотя, при этом, есть хороший анекдот на тему подделок: «антиквар, купивший на аукционе фарфоровую вазу, произведенную якобы пять тысяч лет назад, с ужасом обнаружил, что это была китайская подделка трех тысячелетней давности». Поэтому копия копии - рознь!
Чтобы определить подлинность антикварного предмета и период его создания, помимо знания штампов и авторских подписей, необходимо разбираться в стилях и иметь представление о технологических особенностях прошлого.
Для этого приведу примеры двух последних «больших» стилей, охвативших в свое время все сферы жизни человека. Итак, Модерн, который во Франции назывался Ар-нуво, а в Германии – Югендстиль, можно определить по преобладанию плавных линий в элементах, присутствию цветочных орнаментов, изображению бабочек, стрекозок, жучков и улиток, а также по наличию прекрасных женских образов! Модерн — это всегда ручная работа и тщательная проработка деталей. В качестве материалов в тот период использовали металл и стекло, камень и натуральные ткани. Основным периодом его существования в искусстве считают последние десять лет XIX века и вплоть до 1914 года, то есть до начала Первой Мировой войны.
Следующим за Модерном и последним большим стилем является Ар-деко. Он просуществовал в период между двумя Мировыми войнами, но был особенно популярен в 20-30-х годах ХХ века. В различных предметах его отличают прямые, резкие линии и простые геометрические формы (прямоугольники, ромбы и овалы). В обиход тогда вошли функциональность и практичность, поскольку уже нельзя было, скажем, сидеть за станком в платье с корсетом и с высокой прической. Таким образом, технологии изготовления предметов и материалы к ним стали проще и дешевле, появились искусственные пластики, возникла штамповка деталей. Но в одежде и аксессуарах богачей, несмотря на простоту форм Ар-деко, присутствовали шик и роскошь дорогих материалов, таких как слоновая кость или крокодиловая кожа, и блеск! Блеск «Великого Гетсби»!
Если говорить про технологические особенности прошлого, то их так много, что не хватит и половины жизни, чтобы все изучить. Тем не менее, приведу несколько примеров периода начала ХХ века. Если перед вами настольное зеркало или рамка для фотографий в стиле Модерн, то можно быть уверенным в их подлинности только изучив на практике, как в то время крепили металлические детали и как обрабатывали металл. Иначе с большой долей вероятности вы приобретете более позднюю реплику. Если вы решили купить какое-нибудь техническое устройство, например, телефон или патефон, то вас непременно удивит, насколько они были тяжелыми. Столь большой вес связан с тем, что большинство деталей в то время изготавливали из металла, причем делали их добротно и качественно, «с запасом», словно мастера хотели установить срок службы своим устройствам в сто-двести лет. Помимо веса телефонов бросается в глаза цвет их комплектующих — ручек, креплений и звонков, все они были белыми в отличие от «оттеночных» деталей стилизованных современных телефонов. Причем некоторые элементы, например звонки, покрывали никелем или хромом (в таком случае они блестели), другие изготавливали из светлых сплавов типа альпака, состоящего из меди, никеля и цинка. Наконец, если вы держите в руках стеклянную посуду того времени (как правило, это было стекло в металлических подставках), то можно обратить внимание на их украшения в виде резьбы или химического травления. Позже химическое травление было запрещено из-за вредного производства. Кроме того, в самих стаканчиках, сардинницах или жардиньерках для цветов можно увидеть маленькие воздушные пузырьки, которые также укажут вам на подлинность этих предметов.
Один продавец патефона на вернисаже рассказал мне случай на тему отношения людей к антиквариату. Некоторое время назад ему требовалось отправить с грузчиками комод для своей дочери в другую квартиру. Когда к нему пришли рабочие, он слушал на патефоне купленные накануне пластинки. Патефонов, к слову сказать, у него было несколько. Так вот, рабочие, которые явно были далеки от этой темы, вместо того, чтобы побыстрее сделать свою работу и получить вознаграждение, побросали мебель, уселись на пол и стали слушать музыку.
*Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией