Предыдущую часть статьи про Казань смотрите по ссылке
Другим замечательным, на мой взгляд, районом Казани является Старотатарская слобода. В последнее время он превратился в туристический район, где приятно гулять по ярким, отреставрированным улочкам и посещать уютные галереи и магазинчики. На улицах Слободы больше всего бросаются в глаза украшения на фасадах и воротах бывших купеческих домов. Эти деревянные аппликации нередко выполнены в виде разноцветных цветков, похожих на ромашки, а из цветовой гаммы большое значение придается бирюзе. Так произошло, поскольку многие элементы национального декора пришли к татарам не из ислама, а из тенгрианства — средневековой тюрко-монгольской религии. Говорят, что изучение древних обычаев и обрядов доисламского периода в последнее время стало популярным у местных жителей.
Район Слободы образовался в Казани после завоевания города Иваном Грозным, тогда за посадскую стену переселили лояльных к власти татар (тех, кого не уничтожили в сражениях). Само место было выбрано неслучайно, поскольку здесь проходит естественный водораздел из озера Нижний Кабан и канала-протока Булак. Они и отделяли долгое время русскую и татарскую части. Жили татары в те времена обособленно и по большей части занимались торговлей. Обучались только религии в медресе, светского образования до определенного времени не имели и русский язык не учили.
Здесь я вновь немного вспомню свою семью. Моя мама, татарка, до школы русского языка не знала и в первых классах школы, только не в Казани, а в Свердловске (Екатеринбурге) из-за этого плохо училась. Одноклассники по этой причине над ней издевались и дразнили. Как раз в этот период, что происходило еще во время Великой Отечественной войны, с фронта после ранения вернулся мой дед. Мама рассказывала, что он пришел тогда в военной форме с орденами в школу и как следует что-то высказал их учительнице. Больше над мамой не издевались. Русский язык она, конечно же, выучила и получила высшее образование, но вот на татарском говорить перестала. Я помню уже из своего детства как беседовали между собой бабушка — на татарском, а мама отвечала на русском.
Но вернусь к Казани. Позднее, когда взаимодействие русской и татарской общин возросло и отношения улучшились, Слобода постепенно превратилась в район татарских промышленников, предпринимателей и духовенства. Здесь и теперь присутствует дух старого города и действуют мечети, построенные еще в XVIII веке.
Так чем же казанские коты, про которых я упоминала в первой части, заслужили такую любовь у местных жителей и туристов? Из услышанного и прочитанного из разных источников мне больше всего понравился текст из tripadvisor.ru, здесь я позволю себе его привести для полноты картины.
«Итак, согласно официальной версии, императрица Елизавета Петровна была хорошо наслышана о казанских котах — крысоловах. В XVIII веке в Казани была особая порода кошек, на невысоких лапах, с мускулистой шеей и коротким хвостом. В отличие от сородичей других пород, им благодаря строению тела удавалось пролезть туда, куда для других было проблематично. Таким образом они уничтожали больше грызунов. Для лучшей борьбы с мышами и крысами в Зимнем дворце императрица издала указ «О высылке ко двору Её Императорского Величества котов», согласно которому тридцать лучших казанских котов-крысоловов должны быть доставлены в Петербург.
В Казани за исполнение указа отвечал губернатор А. Г. Загряжский, объявивший для хозяев крупный штраф за сокрытие своих питомцев. В течение трёх дней указ был исполнен, и коты отправились к императрице на постоянное место жительства. (Боже, если бы моих котов забрали…)
По прибытии «ко двору Её Императорского Величества», коты были приравнены к служащим лейб-гвардии. Императрица неустанно восхищалась их охотничьей ловкостью. И когда в Зимнем не осталось ни одного грызуна, котам стало полагаться ежедневное довольствие в виде дорогих вкусняшек, например, фазанов».
Гуляя по современной Казани, мы обратили внимание на местную черту, впрочем, свойственную еще многим российским городам. Это когда люди обращаются друг к другу «с наездом», причём цель «наезда» — не достичь результат, а показать себя. Также в разговорах вместо просьб, как в старое советское время, можно заметить указания, а иногда и наоборот — полнейший игнор. Приведу пару примеров.
В Казани отрыто или восстановлено довольно много магазинов и аптек с историей. Они неплохо оформлены, при этом там могут быть выставлены винтажные предметы, например, уличный телефон или патефон. Сохранился в Казани, с момента своего основания в 1900 году, цветочный магазин. Когда мы попали внутрь, то оценили сохранившуюся там планировку и стилизованное оформление, поэтому решили пофотографироваться, ничего не трогая и не облокачиваясь. На одном из стульев, вдоль окна, сидела женщина. Была ли она посетительницей салона или владелицей, неизвестно, продавец цветов отсутствовал. И тут началось.
— «Может, вы спросите сначала разрешение здесь все фотографировать…? Откуда вы?»
— «Мы из города далекого…, откуда, ну вы вряд ли слышали, Иваново» — традиционно начал шутить мой муж.
Это несколько разрядило атмосферу. В ответ женщина принялась рассказывать нам про Иваново, напрочь забыв про магазин.
Другой случай произошел с нами на улице Петербургской, где мы хотели рассмотреть одну из уличных скульптур. Вплотную к ней прилипли на десять минут мамаша в наушниках и мальчик с великом. Они явно ничего не рассматривали, но не хотели отходить ни на сантиметр, хотя нас видели.
— Можно подвинуться?
— Вы туристы?
— Нет, мы инопланетяне.
Но это не касается, конечно, большинства жителей города. В основном казанцы и казанки — милые, спокойные и теплые люди, и это касается как молодежи, так и людей постарше. В Казани практически поровну проживают русские и татары, а власти обязаны тратить равные суммы как на строительство мечетей, так и на возведение христианских церквей. Таким образом, по крайней мере сейчас, здесь не слышно про какие-либо этнические или религиозные противоречия.
В Казани, как и двадцать лет назад в России, машины гоняют по улицам без камер видеонаблюдения, а пешеходы ускоряются на очень быстрых светофорах, иначе придется уворачиваться от машин. В Казани, как и в других российских городах, развешаны афиши групп Руки вверх, Хай фай и Винтаж, а бары обклеены приглашениями на стендап-шоу и выступление Владимира Кузьмина... А еще в Казани окна не принято занавешивать, ведь скрывать им от нас нечего.