Восток. Фото автора
Восток. Фото автора

Предыдущую часть статьи про Казань смотрите по ссылке

Другим замечательным, на мой взгляд, районом Казани является Старотатарская слобода. В последнее время он превратился в туристический район, где приятно гулять по ярким, отреставрированным улочкам и посещать уютные галереи и магазинчики. На улицах Слободы больше всего бросаются в глаза украшения на фасадах и воротах бывших купеческих домов. Эти деревянные аппликации нередко выполнены в виде разноцветных цветков, похожих на ромашки, а из цветовой гаммы большое значение придается бирюзе. Так произошло, поскольку многие элементы национального декора пришли к татарам не из ислама, а из тенгрианства — средневековой тюрко-монгольской религии. Говорят, что изучение древних обычаев и обрядов доисламского периода в последнее время стало популярным у местных жителей.

Район Слободы образовался в Казани после завоевания города Иваном Грозным, тогда за посадскую стену переселили лояльных к власти татар (тех, кого не уничтожили в сражениях). Само место было выбрано неслучайно, поскольку здесь проходит естественный водораздел из озера Нижний Кабан и канала-протока Булак. Они и отделяли долгое время русскую и татарскую части. Жили татары в те времена обособленно и по большей части занимались торговлей. Обучались только религии в медресе, светского образования до определенного времени не имели и русский язык не учили.

Старотатарская слобода. Фото автора
Старотатарская слобода. Фото автора

Здесь я вновь немного вспомню свою семью. Моя мама, татарка, до школы русского языка не знала и в первых классах школы, только не в Казани, а в Свердловске (Екатеринбурге) из-за этого плохо училась. Одноклассники по этой причине над ней издевались и дразнили. Как раз в этот период, что происходило еще во время Великой Отечественной войны, с фронта после ранения вернулся мой дед. Мама рассказывала, что он пришел тогда в военной форме с орденами в школу и как следует что-то высказал их учительнице. Больше над мамой не издевались. Русский язык она, конечно же, выучила и получила высшее образование, но вот на татарском говорить перестала. Я помню уже из своего детства как беседовали между собой бабушка — на татарском, а мама отвечала на русском.

Но вернусь к Казани. Позднее, когда взаимодействие русской и татарской общин возросло и отношения улучшились, Слобода постепенно превратилась в район татарских промышленников, предпринимателей и духовенства. Здесь и теперь присутствует дух старого города и действуют мечети, построенные еще в XVIII веке.

Так чем же казанские коты, про которых я упоминала в первой части, заслужили такую любовь у местных жителей и туристов? Из услышанного и прочитанного из разных источников мне больше всего понравился текст из tripadvisor.ru, здесь я позволю себе его привести для полноты картины.

Коты. Фото автора
Коты. Фото автора

«Итак, согласно официальной версии, императрица Елизавета Петровна была хорошо наслышана о казанских котах — крысоловах. В XVIII веке в Казани была особая порода кошек, на невысоких лапах, с мускулистой шеей и коротким хвостом. В отличие от сородичей других пород, им благодаря строению тела удавалось пролезть туда, куда для других было проблематично. Таким образом они уничтожали больше грызунов. Для лучшей борьбы с мышами и крысами в Зимнем дворце императрица издала указ «О высылке ко двору Её Императорского Величества котов», согласно которому тридцать лучших казанских котов-крысоловов должны быть доставлены в Петербург.

В Казани за исполнение указа отвечал губернатор А. Г. Загряжский, объявивший для хозяев крупный штраф за сокрытие своих питомцев. В течение трёх дней указ был исполнен, и коты отправились к императрице на постоянное место жительства. (Боже, если бы моих котов забрали…)

По прибытии «ко двору Её Императорского Величества», коты были приравнены к служащим лейб-гвардии. Императрица неустанно восхищалась их охотничьей ловкостью. И когда в Зимнем не осталось ни одного грызуна, котам стало полагаться ежедневное довольствие в виде дорогих вкусняшек, например, фазанов».

Казань винтажная. Фото автора
Казань винтажная. Фото автора

Гуляя по современной Казани, мы обратили внимание на местную черту, впрочем, свойственную еще многим российским городам. Это когда люди обращаются друг к другу «с наездом», причём цель «наезда» — не достичь результат, а показать себя. Также в разговорах вместо просьб, как в старое советское время, можно заметить указания, а иногда и наоборот — полнейший игнор. Приведу пару примеров.

В Казани отрыто или восстановлено довольно много магазинов и аптек с историей. Они неплохо оформлены, при этом там могут быть выставлены винтажные предметы, например, уличный телефон или патефон. Сохранился в Казани, с момента своего основания в 1900 году, цветочный магазин. Когда мы попали внутрь, то оценили сохранившуюся там планировку и стилизованное оформление, поэтому решили пофотографироваться, ничего не трогая и не облокачиваясь. На одном из стульев, вдоль окна, сидела женщина. Была ли она посетительницей салона или владелицей, неизвестно, продавец цветов отсутствовал. И тут началось.

— «Может, вы спросите сначала разрешение здесь все фотографировать…? Откуда вы?»

— «Мы из города далекого…, откуда, ну вы вряд ли слышали, Иваново» — традиционно начал шутить мой муж.

Это несколько разрядило атмосферу. В ответ женщина принялась рассказывать нам про Иваново, напрочь забыв про магазин.

Другой случай произошел с нами на улице Петербургской, где мы хотели рассмотреть одну из уличных скульптур. Вплотную к ней прилипли на десять минут мамаша в наушниках и мальчик с великом. Они явно ничего не рассматривали, но не хотели отходить ни на сантиметр, хотя нас видели.

— Можно подвинуться?

— Вы туристы?

— Нет, мы инопланетяне.

Казань современная. Фото автора
Казань современная. Фото автора

Но это не касается, конечно, большинства жителей города. В основном казанцы и казанки — милые, спокойные и теплые люди, и это касается как молодежи, так и людей постарше. В Казани практически поровну проживают русские и татары, а власти обязаны тратить равные суммы как на строительство мечетей, так и на возведение христианских церквей. Таким образом, по крайней мере сейчас, здесь не слышно про какие-либо этнические или религиозные противоречия.

В Казани, как и двадцать лет назад в России, машины гоняют по улицам без камер видеонаблюдения, а пешеходы ускоряются на очень быстрых светофорах, иначе придется уворачиваться от машин. В Казани, как и в других российских городах, развешаны афиши групп Руки вверх, Хай фай и Винтаж, а бары обклеены приглашениями на стендап-шоу и выступление Владимира Кузьмина... А еще в Казани окна не принято занавешивать, ведь скрывать им от нас нечего.

Запад. Фото автора
Запад. Фото автора