Фото: Павел Волков для ТД

До, после и во время приюта — как много может сделать один волонтер и зачем менять подход к оказанию помощи животным 

Если собака не круглая сирота

«Зоя, Диана, ребята, давай сюда. Пойдемте», — подзывает Алина расшалившихся и задорно скачущих по площадке беспородных милых псов. Обаятельная смешная девчонка в яркой шапке набекрень, старых лыжных штанах, куртке, пережившей не одну дюжину собачьих объятий. После прогулок в весеннюю распутицу даже очки забрызганы. После дней, безвылазно проведенных в тесной вольере, полчаса беготни на свободе — главная радость для приютских собак. Выбраться из клетки на прогулку везет только тем, к кому приходят волонтеры. Собственный человек-волонтер у собаки в большом приюте — как билет беспроигрышной лотереи. Самые везучие найдут новый дом, другим перепадают призы поменьше: еженедельные прогулки, доброе слово, угощения и шанс на медицинскую помощь в случае болезни. Без волонтера жизнь безродного собакевича в приюте ограничивается небольшой вольерой, которую они не покидают годами. 

Алина Кайтова — волонтер муниципального приюта для безнадзорных и брошенных собак и кошек в Бирюлеве. В приюте содержится более двух тысяч собак и около сотни кошек. Волонтерит Алина уже пять лет. Сейчас у нее на попечении около сорока собак — целый ряд из десяти вольер. Несколько раз в неделю приезжает в приют, переодевается в вагончике в специальную одежду для прогулок и идет к своим. Выводит гулять, треплет за ухо, разговаривает, дает лакомства, следит за здоровьем. Собаке важно знать, что она не круглая сирота — она существо социальное и ориентирована на человека. Но чем дольше безвылазно просидит в вольере без внимания и общения, тем больше дичает, а надежды найти семью становятся еще более призрачными. 

Фото: Павел Волков для ТД. Прогулка с собаками, которые сейчас живут дома у Алины

Фото: Павел Волков для ТД. Чуба готовится выйти на прогулку

Фото: Павел Волков для ТД. Винни и Чуба

В больших муниципальных приютах до самих собак никому особенно дела нет. Задача штатных сотрудников таких учреждений — уборка вольер и территории, корм и вода. Что там на душе у псины и какое будущее ее ждет — думать об этом в их трудовые обязанности не входит. Но об этом думают волонтеры: в огромном приюте «Бирюлево» активных постоянных волонтеров человек сорок, подсчитывает Алина. 

Владикавказ — Москва

Путь в волонтеры у каждого свой. Алина родилась и выросла во Владикавказе, в шестнадцать лет уехала учиться в Москву на юриста. И очень скучала по собакам в чужом городе на съемной квартире — дома-то у них всегда были животные: подбирали то раненую собаку, то брошенного кота с драным ухом. Спасали, лечили, искали дом. Раз свою собаку завести в Москве не получается, Алина решила, что будет помогать собакам в приюте. Но решиться было непросто. Целый год Алина набиралась духу, просто через знакомых передавая для бездомных животных какие-то медикаменты и деньги. И морально готовилась увидеть сразу сотни собак в клетках. Видеть, что все они нуждаются в доме, и знать, что не сможешь всем помочь. 

Шесть лет назад прийти в приют было труднее. Внятной информации в сети было немного, телефоны координаторов и волонтеров передавались почти подпольно, да и сами приюты не очень-то ждали гостей. Сейчас другое дело: информацию о приютах, телефоны координаторов и задания для волонтеров легко получить с помощью мобильного приложения «Помощник Рэй».

Фото: Павел Волков для ТД. Алина играет с собаками у себя дома.Винни и Чуба

И все-таки Алина решилась. Сначала ей вручили одну собаку для прогулок, потом доверили целую вольеру, потом вольер стало две, три, дальше пять. Первые полгода Алина рыдала. Ненавидела оставаться в ряду с собаками одна. Боялась тишины, которая наступала в вольерах, когда она уходила. «Они лают, пока мы здесь. Когда я ухожу совсем и с ними прощаюсь, все замолкают. Только носы к решетке прижимают и провожают взглядом. Каждый раз уходила в слезах», — признается Алина. Но мысли бросить все и не ходить не было, просто нужно было собраться и настроиться. Приезжала каждые выходные. Отпрашивалась с работы, когда из приюта звонили и просили отвезти кого-то из заболевших животных к врачу на машине.

Любопытно, что почти одновременно с началом Алининого волонтерства у ее мамы во Владикавказе появился свой частный небольшой приют, в котором живут восемьдесят кошек и шесть собак. Каждый раз, когда Алина приезжает домой, мама вздыхает и говорит: «Алина, надо прекращать этим заниматься. Ладно я, но ты-то молодая!» Прекращать Алина не собирается. Хотя и признается, что волонтерство отнимает у нее большую часть свободного времени. 

Джеф, Зоя, «Рэй» и другие звери

На ее съемной московской квартире тоже постоянно появляются животные. «По-другому жить не получается», — смеется Алина. Сейчас она выхаживает сбитую на МКАДе собаку: какие-то живодеры привязали пса на обочине скоростной магистрали. Пока волонтеры, узнавшие о кидающейся под колеса собаке, добрались до места, собака уже пострадала. Недавно Алина нашла новый дом для кошки, а в прошлом году у нее целых восемь месяцев жил пес Джеф, которого Алина практически выкрала из приюта. 

Фото: Павел Волков для ТД. Домашние игры

Чуба раз…

Фото: Павел Волков для ТД …и Чуба два

«Я просто увидела, что парень сдался, — объясняет Алина, — такой хороший, добродушный пес». Джеф всегда радостно встречал всех, кто заглядывал в его вольеру, смотрел в глаза, вилял хвостом и приветственно лаял, громко ухая басом. Но на него не обращали внимания. Чистили вольеру, наливали воду, насыпали корм — и закрывали на замок в тесной вольере. А потом от него еще отказался волонтер. Пес грустил, хирел, подволакивал лапы, а затем и вовсе перестал вставать. Диагноз поставить в приюте не смогли.

Алина утащила Джефа домой и повела по ветеринарам. Первый же визит к доктору показал, что животному предстоит дорогостоящая диагностика, МРТ и лечение. 

«Я уже знала, что если лечение сложное, дорогое и самой его не потянуть, то спасать приютских животных волонтерам помогают в фонде “Рэй”». Алина показывает в телефоне фотографии — на них поникший Джеф, каким он был в приюте. А потом другие фотографии — и на них видно, какие с ним произошли изменения. Домашний уход, лечение, забота и любовь поставили пса на ноги. Старый больной Джеф не просто вылечился, он нашел семью и дом. И теперь уже Алина ходит к нему в гости. 

Фото: Павел Волков для ТД. Алина и двое ее квартирантов на прогулке

«Первый раз обращаться в фонд было как-то неудобно», — признается Алина. Но нужно было спасать другую собаку, Зойку — одну из тех носящихся по лужам, которых мы встретили в начале истории. У животного диагностировали венерическую саркому — злокачественную, но, к счастью, излечимую опухоль. «Когда я прикинула, сколько будут стоить консультации онколога и лучевая терапия, руки опустились — самой было не осилить, — рассказывает Алина, — но фонд сразу откликнулся». За два года фонд «Рэй» помог спасти пять собак — подопечных Алины и постоянно помогает другим волонтерам. 

«Для нас “Рэй” — это спасение», — признается девушка. Приют «Бирюлево» — муниципальный, и деньги на содержание животных выделяются из бюджета города. Однако постоянно возникающие проблемы приходится решать волонтерам. «Приют не занимается сложным лечением, не обеспечивает лечебным кормом тех, кто в нем нуждается, — говорит Алина, — со всем этим мы звоним в “Рэй”, и помощь приезжает».  

Три года назад фонд «Рэй» создали две девушки, два волонтера, такие же, как Алина. Они на своем опыте поняли, что ни один сердобольный человек не сможет решить системные проблемы помощи животным. Необходимо изменить систему помощи приютам и объединить волонтеров в одну эффективную сеть.

Фото: Павел Волков для ТД. Алина встречается с бывшим подопечным — собакой Джефом после долгого перерыва

Фото: Павел Волков для ТД. Взгляд Джефа на мир стал гораздо более оптимистичным

Сейчас у «Рэя» на попечении тридцать приютов в Москве и Подмосковье, в которых содержится более 15 тысяч бездомных зверей. Ежемесячно фонд помогает накормить, стерилизовать и вылечить свыше сотни животных. Из собранных фондом денег оплачиваются и операции приютским животным, без которых они будут обречены на мучительную смерть.

Пожалуйста, поддержите работу фонда «Рэй». Профессиональная помощь животным требует ежедневного кропотливого труда. Подпишитесь на ежемесячное пожертвование на любую сумму — 100, 500, 1000 рублей, оно гораздо эффективнее разовых перечислений. Эти деньги пойдут не на сиюминутную однократную помощь, а на изменение системного подхода к помощи бездомным и брошенным животным, дадут возможность помочь большому количеству несчастных зверей.

Перепост.